Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2018 по делу N 33-26974/2018
Требование: Об оспаривании действий (бездействия), обязании изменить учетный номер и сведения в электронной базе, предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он в составе семьи был принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, ему было сообщено о том, что его учетное жилищное дело передано ответчику, который изменил очередность предоставления жилого помещения, считает, что изменение его очередности в списке лиц, имеющих право на предоставление выплаты, произведено незаконно, в результате бездействия ответчика ему не была предоставлена единовременная социальная выплата.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2018 по делу N 33-26974/2018
Требование: Об оспаривании действий (бездействия), обязании изменить учетный номер и сведения в электронной базе, предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он в составе семьи был принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, ему было сообщено о том, что его учетное жилищное дело передано ответчику, который изменил очередность предоставления жилого помещения, считает, что изменение его очередности в списке лиц, имеющих право на предоставление выплаты, произведено незаконно, в результате бездействия ответчика ему не была предоставлена единовременная социальная выплата.
Решение: Требование удовлетворено.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2018 г. по делу N 33-26974
ф/с Бугынин Г.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е.
и судей Лемагиной И.Б. и Казакова М.Ю.,
с участием адвоката Демьяненко О.А.,
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лемагиной И.Б.
дело по апелляционной жалобе представителя П.А.В. адвоката Демьяненко О.А. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 12 января 2018 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований П.А.В. к ГУ МЧС России по г. Москве, Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве, МЧС России отказать;
установила:
П.А.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по г. Москве, Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве, МЧС России об оспаривании действий (бездействия), обязании изменить учетный номер и сведения в электронной базе, о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указывая, что являлся сотрудником МЧС РФ; с.... г. решением комиссии центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты, в составе семьи из 5-ти человек он был принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с правом на дополнительную площадь; в июле.... г. ему было сообщено, что его учетное жилищное дело передано в ГУ МЧС России по г. Москве; на момент передачи данного учетного дела он находился на учете под N 2 по субъекту РФ, а с учетом права на первоочередное предоставление вышеуказанной выплаты - под N 1, но после передачи дела в списке сотрудников ФПС ГПС центрального аппарата МЧС и ГУ МЧС России по г. Москве, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, он указан в очереди под N 6, а с учетом права на первоочередное предоставление указанной выплаты - под N 1; он считает, что изменение его очередности в указанном списке произведено незаконно, поскольку никаких предусмотренных действующим законодательством оснований для изменения очереди с N 2 на N 6 у ответчиков не имелось; в результате бездействия МЧС РФ ему не была предоставлена единовременная социальная выплата несмотря на его длительное нахождение в числе лиц, имеющих право на первоочередное предоставление единой социальной выплаты и на выделение бюджетных ассигнований, направленных на выполнение мероприятий по жилищному обеспечению сотрудников МЧС РФ в 2016 - 17 г.г. В связи с этим истец просил суд признать незаконными действия Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве по изменению учетного номера П.А.В. с семьей из 5-ти человек в списке лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с N 2 на N 6; обязать Единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по г. Москве изменить учетный номер П.А.В. с семьей из 5-ти человек в списке лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с N 6 на первоначальный N 2 с сохранением N 1 в числе лиц, имеющих право на первоочередное предоставление указанной выплаты; внести соответствующие изменения в список лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ГУ МЧС России по г. Москве внести изменения в электронную базу данных лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, информационно-аналитической системы "жилье МЧС России", указав учетный номер П.А.В. с семьей из 5-ти человек как N 2 с сохранением N 1 в числе лиц, имеющих право на первоочередное предоставление указанной выплаты; признать незаконным бездействие МЧС России по невыплате в порядке очередности истцу П.А.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2016 и 2017 г.г.; обязать МЧС России по г. Москве и ГУ МЧС России по г. Москве предоставить П.А.В. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения при первом после вынесения решения суда по данному делу поступлении в МЧС России бюджетных ассигнований для обеспечения жильем сотрудников МЧС.
Представители ответчиков ГУ МЧС России по г. Москве, Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве в судебном заседании исковые требования не признали. Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, был извещен о слушании дела надлежащим образом. Истец или его представители в судебное заседание не явились. Суд пришел к выводу о том, что истец о слушании дела был извещен, в суд не явился, а потому посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель П.А.В. адвокат Демьяненко О.А., ссылаясь, в том числе, на допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в том, что дело было рассмотрено в отсутствие истца, и при этом он не был извещен о месте и времени судебного заседания; его представители не смогли явиться в судебное заседание по уважительным причинам.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда на основании определения от 22.06.2018 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции; П.А.В. и его представителям было предоставлено время для ознакомления с материалами дела, в том числе с материалами, поступившими на запросы суда; слушание дела было отложено на 30.07.2018 г. на 16-00.
В заседание судебной коллегии 30.07.2018 г. представителем ГУ МЧС России по г. Москве были представлены дополнительные доказательства, истребованные судебной коллегией, в связи с чем слушание дела было отложено на 20.08.2018 г. на 10-00. 20.08.2018 г. от истца поступил отказ от ряда требований, а также уточненное исковое заявление. В связи с поступившим отказом истца от части требований, заявлением новых исковых требований судебная коллегия отложила судебное заседание на 12.09.2018 г. на 16-00 и истребовала дополнительные доказательства по делу. Судебное заседание 12.09.2018 г. было отложено на 28.09.2018 г. на 10-00 в связи с не поступлением запрошенных судебной коллегией документов, неявкой сторон, болезнью истца и его представителя.
В заседании судебной коллегии 28.09.2018 г. истец П.А.В. и его представитель адвокат Демьяненко О.А. поддержали заявленные требования с учетом уточнений. Представители ответчиков Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по доверенности П.С., ГУ МЧС России по доверенности Т., МЧС России по доверенности П.А.В. возражали против удовлетворения исковых требований; при этом не оспаривали первоочередное право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; указали на распределение ему данной выплаты при поступлении денежных средств на эти цели.
Судебная коллегия, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании истца, его представителя, представителей ответчиков о возможности рассмотрения дела в этом судебном заседании, признала дело подготовленным к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца П.А.В., его представителя адвоката Демьяненко О.А., представителей ответчиков Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по доверенности П.С., ГУ МЧС России по доверенности Т., МЧС России по доверенности П.А.В., судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании, пришла к выводу об отмене решения суда, постановленного с нарушением требований действующего законодательства.
Рассматривая заявленные П.А.В. требования в его отсутствие, суд первой инстанции исходил из того, что он о слушании дела извещен, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Выводы суда о надлежащем извещении истца П.А.В. о слушании дела не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Из материалов дела усматривается, что П.А.В. о слушании дела не извещался по адресу, указанному в исковом заявлении: ...., как и указанный в качестве его представителя адвокат Демьяненко О.А. (л.д. 2). На л.д. 64 имеется извещение представителя истца Л. на 12.01.2018 г. на 11-30, однако данный представитель не мог явиться в судебное заседание по уважительной причине, о чем был лишен возможности поставить в известность суд и своего доверителя. Дело было рассмотрено в первом судебном заседании при отсутствии извещения истца и не получении ответов на запросы суда. Извещение представителя истца не освобождало суд от обязанности известить самого истца, что судом сделано не было.
В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец П.А.В. о слушании дела по адресу места жительства извещен не был; надлежащие сведения об этом в материалах дела отсутствуют. Поскольку истец надлежащим образом не был извещен о слушании дела, рассмотрение дела в его отсутствие нельзя признать законным и обоснованным, т.к. были нарушены предоставленные ему законом как стороне по делу права, предусмотренные
ст. 35 ГПК РФ; было нарушено его право на судебную защиту; П.А.В. был лишен возможности представлять доказательства в обоснование своих доводов по иску, участвовать в исследовании представленных доказательств. В соответствии с
п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Поскольку истец не был извещен о судебном заседании, в котором были рассмотрены заявленные требования, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.
Одновременно судебная коллегия, руководствуясь
п. 2 ст. 328 ГПК РФ, считает необходимым принять по заявленным истцом требованиям новое решение.
При разрешении заявленных требований судебная коллегия руководствуется
ч. 1 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10-ти лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения 1 раз за весь период государственной службы, в том числе - в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата);
ч. 3 указанной статьи, в силу которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на 1-го члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке; ч. 7 ст. 4 данного Закона, согласно которой право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты;
п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, согласно которому единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что полковник внутренней службы П.А.В. с..... г. проходил службу в Центральном аппарате МЧС Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы; .... г. решением Комиссии Центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты, истец как многодетный отец, с семьей из 5-ти человек был принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с правом на дополнительную площадь. Приказом МЧС России от.... г. N.... П.А.В. был уволен.... г. в связи с сокращением штата. Согласно ответу Главного управления МЧС России по г. Москве N... от... г., учетное жилищное дело П.А.В. было передано на учет в Главное управление МЧС России по г. Москве.
В ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции истцом было представлено заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным действия Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве по изменению учетного номера П.А.В. с семьей из 5-ти человек в списке лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с N 2 на N 6; обязания Единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве изменить учетный номер П.А.В. с N 6 на N 2 с сохранением N 1 в числе лиц, имеющих право на первоочередное предоставление указанной выплаты; внесения соответствующих изменений в список лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты; обязания ГУ МЧС России по г. Москве внести изменения в электронную базу данных лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, информационно-аналитической системы "жилье МЧС России", указания учетного номера П.А.В. с семьей из 5-ти человек как N 2 с предоставлением указанной выплаты; данный отказ от части исковых требований был принят судебной коллегией, производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 403 - 404, 416).
В обоснование доводов уточненного искового заявления истец указал на то, что с.... г. с семьей состоит на учете нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под N 1 с учетом права на первоочередное предоставление указанной выплаты; с момента принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты ее не получил; проживает с семьей в специализированном (служебном) жилом помещении; является пенсионером; бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятий по жилищному обеспечению сотрудников МЧС России, выделялись в.... г.г.; в территориальных органах МЧС России единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения производились сотрудникам, которые поставлены на учет после него - в... г.г., а также сотрудникам, не имеющим статуса многодетных семей, однако центральный аппарат МЧС и ГУ МЧС России по г. Москве, где он работал, так не получил указанные выплаты. Истец полагает, что бездействие МЧС России, выразившееся в не предоставлении в течение нескольких лет Центральному аппарату МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве бюджетных ассигнований для предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам МЧС, нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты, как имеющего первоочередное право на получение такой выплаты (л.д. 409 - 412).
Согласно
п. п. 4,
8 -
10 Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом МЧС России от 14.01.2015 г. N 6, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам (гражданам) единовременной социальной выплаты создаются комиссии (в Главном управлении МЧС России по г. Москве - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в центральном аппарате МЧС России и Главном управлении МЧС России по г. Москве и подчиненных ему учреждениях), которые осуществляют полномочия по рассмотрению заявлений сотрудников (граждан) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, по ведению книг учета сотрудников (граждан), поставленных на учет (снятых с учета) для получения единовременной социальной выплаты. Книга учета заполняется по очередности исходя из даты принятия сотрудников (граждан) на учет по дате регистрации заявлений в Журнале регистрации. Датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты считается дата регистрации рапорта (заявления) и приложенных к нему документов структурными подразделениями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России, на которые возложены функции по ведению делопроизводства. На каждого сотрудника (гражданина), состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные сотрудником (гражданином), заверенные выписки из протоколов заседаний комиссий о постановке на учет (снятии с учета) для получения единовременной социальной выплаты, копии решений о предоставлении единовременной социальной выплаты в отношении сотрудника (гражданина). Учетные дела сотрудников (граждан) хранятся в структурных подразделениях территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России, на которые возложены функции по ведению делопроизводства.
В материалы дела были представлены сведения о том, что, согласно рапорту Начальника ФЭО - главного бухгалтера ГУ МЧС России по г. Москве полковника...., в 2017 г. до Главного управления МЧС России по г. Москве доведена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемая военнослужащим - гражданам РФ и иным лицам в соответствии с
ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в сумме 7587360 руб. (л.д. 69). Материалами дела также подтверждено, что бюджетные ассигнования на выплату единовременной социальной выплаты были выделены в.... г.г.; они были распределены между подразделениями МЧС в регионах, что не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что бюджетные ассигнования на выплату единовременной социальной выплаты МЧС России были выделены, что также подтверждается ответом МЧС России на судебный запрос, согласно которому в.... г. в системе МЧС России частично обеспечены сотрудники ФПС ГПС, вставшие на учет для получения выплаты в... г.; в.. г. предоставление единовременной социальной выплаты также осуществляется сотрудникам и уволенным со службы, вставшим на учет в... г., исходя из доведенных МЧС России объемов финансирования. Однако в нарушение действующего законодательства П.А.В., являющийся с.... г. первым в числе лиц, имеющих право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, такую выплату.... г. по настоящее время не получил, тогда как сотрудники МЧС в других регионах, принятые на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты позже истца, получили указанную выплату, что свидетельствует о бездействии МЧС России, влекущем незаконное непредоставление П.А.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, гарантированной ему Федеральным законом N 283-ФЗ.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что бюджетные ассигнования на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в.... г.г. МЧС России были выделены, однако П.А.С. своевременно в порядке своей очереди такую выплату не получил, что свидетельствует о нарушении ответчиком МЧС России прав истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности, судебная коллегия считает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования, признав незаконным бездействие МЧС России по невыплате в порядке очередности П.А.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязав МЧС России предоставить П.А.В. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение месяца после вступления решения в законную силу.
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 12 января 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие МЧС России по невыплате в порядке очередности П.А.В. на семью из 5-ти человек единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать МЧС России предоставить П.А.В. на семью из 5-ти человек единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение месяца после вступления решения в законную силу.