Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2022 N 88-24309/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 01.06.2022 по делу N 33-1646/2022 (УИД 33RS0014-01-2021-002200-63)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Владимирского областного суда от 01.06.2022 по делу N 33-1646/2022 (УИД 33RS0014-01-2021-002200-63)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2022 г. по делу N 33-1646/2022
Докладчик Белогурова Е.Е.
N 2-1623/2021) Судья Филатова С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.,
судей Белогуровой Е.Е., Швецовой Н.Л.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 1 июня 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе М. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 15 декабря 2021 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области об обязании включить в специальный трудовой стаж работу в противопожарной службе в МВД России с 06.10.1993 по 31.03.2006, службу в рядах Советской Армии с 01.06.1989 по 28.05.1991, об обязании назначить досрочную страховую пенсию с 09.05.2020.
Заслушав доклад судьи Белогуровой Е.Е., объяснения М., его представителя С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) и, уточнив требования, просил: включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда следующие периоды: с 06.10.1993 по 31.03.2006 - работу в противопожарной службе; с 01.06.1989 по 28.05.1991 - службу в Рядах Советской Армии; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Муроме Владимирской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 09.05.2020; взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 3024 руб., в том числе за оформление доверенности 2600 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., почтовые расходы 124 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что 14 апреля 2020 года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии. 27 октября 2020 года ему дан ответ, согласно которому, ответчик отказал в назначении пенсии, поскольку стаж на соответствующих видах работ у него составляет 12 лет 02 мес. 23 дня, что недостаточно для назначения пенсии. Органом пенсионного обеспечения не были включены в специальный стаж период работы в противопожарной службе органов внутренних дел России в г. Муром с 06.10.1993 по 31.03.2006, который вместе со службой в Советской Армии составил 14 лет 5 мес. 22 дня. С данным решением он не согласен.
Определением суда от 13 октября 2021 года произведена замена ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) на надлежащего ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Владимирской области.
Определением суда от 15 декабря 2021 года принят отказ истца от иска в части отмены решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) от 27.10.2020 N 125586/20 и решения ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Владимирской области от 30.12.2020 N 14/3168-м, производство по делу в данной части прекращено.
М., его представитель С. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области Г. иск не признала по основаниям, изложенным в решении Управления N 125586/20 от 27.10.2020, согласно которому на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда его стаж работы составлял 12 лет 02 мес. 23 дня, что недостаточно для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом постановлено указанные выше решение.
В апелляционной жалобе М. просит отменить решение суда и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 09.05.2020, а также компенсировать судебные расходы, связанные с подачей искового заявления и апелляционной жалобы. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований.
На апелляционную жалобу представителем Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области по доверенности П. принесены письменные возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлено, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Установлено, что М. в период с 01.06.1989 по 28.05.1991 проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, в период с 06.10.1993 по 31.03.2006 года проходил службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службы.
Согласно послужному списку М. проходил службу в органах МВД РФ с 06.10.1993 по 31.03.2006, сначала был принят стажером 15-ЧПО ОПО на основании приказа N 51 от 04.10.1993, потом работал водителем ПАСС УВД и водителем 15-ЧПО ОПО ПАСС УВД.
С 1 апреля 2006 года по 22 июля 2007 года и с 1 февраля 2011 года по 31 декабря 2019 года М. работал водителем в Муромском отряде противопожарной службы МЧС России по Владимирской области.
14 апреля 2020 года М. обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением Пенсионного органа от 27.10.2020 N 125586/20 М. отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку стаж на соответствующих видах работ составил 12 лет. 02 мес. 23 дня, что недостаточно для реализации права на досрочную страховую пенсию по старости. Согласно указанному решению в стаж М. не включены периоды работы: с 06.10.1993 по 31.03.2006 - период прохождения службы в органах внутренних дел Государственной противопожарной службы, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
В стаж работы М. зачтен период работы в должности водителя в Муромском отряде противопожарной службы МЧС России по Владимирской области с 01.04.2006 по 22.07.2009, с 01.02.2011 по 31.12.2019.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 на основании Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 8 настоящего Федерального закона возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Положениями п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего федерального закона.
В ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм права действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж.
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 605-О-О).
Этим положениям соответствовали и Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 года N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно п. 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд верно исходил из того, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
Установив, что М. в период с 01.06.1989 по 28.05.1991 проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, а период с 06.10.1993 по 31.03.2006 является периодом службы истца в органах внутренних дел, обоснованно не включил спорные периоды в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что М. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются несостоятельными.
Суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем не могут повлечь за собой отмену решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Муромского городского суда Владимирской области от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.ЯКОВЛЕВА
Судьи
Е.Е.БЕЛОГУРОВА
Н.Л.ШВЕЦОВА
Мотивированное определение изготовлено 8 июня 2022 года.