Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 88-21885/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.04.2022 по делу N 33-1476/2022 (УИД 77RS0021-02-2021-014241-55)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие в зданиях и сооружениях систем автоматических установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах с деревянными конструкциями не выполнена огнезащитная обработка.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.04.2022 по делу N 33-1476/2022 (УИД 77RS0021-02-2021-014241-55)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие в зданиях и сооружениях систем автоматических установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах с деревянными конструкциями не выполнена огнезащитная обработка.
Решение: Удовлетворено.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2022 г. по делу N 33-1476/2022
Дело N 2-251/2021
судья: Павлова Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Голубевой О.Ю.,
судей Долгинцевой Т.Е., Коровиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания О.,
по докладу судьи Голубевой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 24 декабря 2021 года, которым постановлено:
"исковые требования заместителя военного прокурора Тверского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации оборудовать 63 здания и сооружения с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133,7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30,31,38, 46, 47, 49,51,52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161 системами: автоматическими установками пожарной сигнализации - АУПС, системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре - СОУЭ, расположенные на территории войсковой части N 55443-ТТ по адресу 172842 Тверская область, г. Торопец в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
- 40 зданий и сооружений с инвентарными номерами: 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 73, 59, 182, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 189, 161, 179 системой - автоматической системой управления пожаротушения - АУПТ, расположенные на территории войсковой части N 55443-ТТ по адресу 172842 Тверская область, г. Торопец в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
- 14 зданий с массовым пребыванием людей с инвентарными номерами: 81, 106, 59, 101,103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179 системами: автоматическими установками пожарной сигнализации - АУПС, системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре СОУЭ, войсковой части 55443-ТТ Тверского гарнизона расположены по адресу: 172842, Тверская область, Торопецкого района, город Торопец в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
Выполнить огнезащитную обработку деревянных конструкций: 39 объектов хранения, расположенных на технической территории войсковой части 55443-ТТ, с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157 и 38 зданий, расположенных на административно-хозяйственной территории войсковой части 55443-ТТ, с инвентарными номерами: 72, 144, 71, 145, " 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161, 81, 106, 59, 101, 103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179 по адресу: 172842, Тверская область, Торопецкого района, город Торопец в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу".
Судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Тверского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности: оборудовании зданий и сооружений системами АУПС, СОУЭ, системой АУПТ, выполнении огнезащитной обработки деревянных конструкций.
В основании иска указал, что в октябре 2020 года военной прокуратурой Тверского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 55443-ТТ требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что объекты военного городка N 1 войсковой части 55443-ТТ Тверского гарнизона расположены по адресу: 172842, Тверская область, Торопецкого района, город Торопец. Здания и сооружения военного городка состоят на балансовом учете ФГКУ "Центральное ТУПО" Минобороны России. Основание для занятия военного городка войсковой частью 55443-ТТ определено указанием командующего войсками Западного военного округа N 281/1/4897 от 3 августа 2017 года. Здания и сооружения переданы командиру войсковой части 55443-ТТ в пользование, о чем составлен акт приемки (передачи) зданий, сооружений и территории военного городка.
Тактико-техническое задание (далее - ТТЗ) для проведения капитального ремонта 35 зданий, сооружений технической территории (оборудования их автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре) (далее - АУПС, СОУЭ) с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133,7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29,30,31,38, 46, 47, 49,51,52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157 и 24 зданий и сооружений административно - хозяйственной территории с инвентарными номерами: 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161 (оборудования их автоматической системой управления пожаротушения) (далее - АУПТ), 28 зданий, сооружений технической территории с инвентарными номерами: 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157 и 12 зданий и сооружений административно - хозяйственной территории с инвентарными номерами: 73, 59, 182, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 189, 161, 179; 14 зданий с массовым пребыванием людей на административно-хозяйственной территории (оборудования системами АУПС и СОУЭ) в 2019-2020 гг. с инвентарными номерами: 81, 106, 59, 101, 103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179 не подготовлено, вследствие чего в 708 отдел технической подготовки (обустройства войск) Западного военного округа не представлено, планирование данных работ своевременно не произведено.
Так, в войсковой части 55443-ТТ оборудование АУПТ на 40 объектах и оборудование АУПС, СОУЭ на 77 объектах не выполнено (в том числе на 14 объектах с массовым пребыванием людей, расположенных на административно-хозяйственной территории).
Кроме того, не выполнена обработка деревянных конструкций 39 объектов хранения, расположенных на технической территории с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, и 38 зданий, расположенных на административно-хозяйственной территории воинской части с инвентарными номерами: 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155,202, 189, 161,81, 106, 59, 101, 103,64,205, 105, 74, 185, 184, 83,29а, 179.
В связи с этим командиру войсковой части 55443-ТТ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона (исх. N 3812 от 29 октября 2020 года); в порядке статьи 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" начальнику отдела (по руководству и безопасности баз, арсеналов и складов) штаба МТО ЗВО и начальнику филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЗВО) направлена информация (исх. NN 3807, 3817от 29 октября 2020 года).
В ходе контрольной проверки в данной воинской части установлено, что вышеуказанные недостатки не устранены, работы по установке новых и (или) ремонту имеющихся АУПС, АУПТ, СОУЭ, а также огнезащитная обработка деревянных конструкций вышеуказанных объектов воинской части не произведены, что продолжает создавать предпосылки к возникновению самопроизвольных пожаров, гибели людей и причинению материального ущерба.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии органами военного управления действенных мер к организации противопожарной защищенности объектов воинской части, что создает предпосылки к возникновению самопроизвольных пожаров и причинению материального ущерба, а впоследствии указанное может привести к гибели военнослужащих, лиц гражданского персонала воинской части и лиц гражданского населения.
На основании изложенного прокурор просил обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев оборудовать 63 здания и сооружения с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161 системами АУПС, СОУЭ, 40 зданий и сооружений с инвентарными номерами: 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 73, 59, 182, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 189, 161, 179 системой АУПТ, 14 зданий с массовым пребыванием людей с инвентарными номерами: 81, 106, 59, 101,103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179 системами АУПС, СОУЭ, выполнить огнезащитную обработку деревянных конструкций: 39 объектов хранения, расположенных на технической территории войсковой части 55443-ТТ с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157 и 38 зданий, расположенных на административно-хозяйственной территории войсковой части 55443-ТТ с инвентарными номерами: 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161, 81, 106, 59, 101, 103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179, расположенными по адресу: Тверская область, г. Торопец.
В судебном заседании прокурор Поправко Д.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - войсковой части 55443-ТТ М. исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что руководством войсковой части N 55443-ТТ были предприняты меры для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки: составлены тактико-технические задания на каждый объект и направлены в 708 отдел в Санкт-Петербурге, однако данные задания не приняты к исполнению, предложено провести обследование каждого объекта на соответствие его строительным, санитарным нормам, наличие электроснабжения, водоснабжения с помощью комплекса Стрела-П, однако до настоящего времени такой комплекс не выделен. Руководство 708 отдела полагает, что систему оповещения о пожаре, огнезащитную обработку необходимо проводить при капитальном ремонте объекта. Войсковая часть является взрывопожарноопасным объектом, расположена на окраине города Торопца Тверской области, в радиусе 3 км находятся населенные пункты, в войсковой части имеется жилой городок, где проживают семьи военнослужащих, гражданский персонал, кроме того, на объектах войсковой части, кроме военнослужащих, работают и гражданские лица.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил.
Представители третьих лиц - ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, полагая, что оно является незаконным и необоснованным.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального и процессуального права.
Основанием для обращения военного прокурора в суд послужили результаты прокурорской проверки в войсковой части 55443-ТТ, которая выявила нарушения положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требовании пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
По вопросу монтажа на объектах войсковой части систем АУПС разъяснено, что согласно решению заместителя Министра обороны Российской Федерации проведено разграничение ответственности и полномочий органов военного управления в части, касающийся оснащения, ремонта и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты по принципу технического состояния объекта, на котором требуется оснащение автоматическими системами противопожарной защиты:
1) для планирования проведения работ по монтажу новых систем АУПС в зданиях и сооружениях в рамках проведения капитального ремонта (реконструкции) и строительства новых объектов, пакет документов (с обязательным включением требуемых работ в тактико-техническое задание) направляется заместителю командующего войсками Западного военного округа по строительству и расквартированию войск;
2) для планирования проведения работ по монтажу новых систем АУПС по плану текущего ремонта, пакет документов направляется в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа.
При этом в целях определения потребностей зданий и сооружений в тех или иных автоматических системах пожарной безопасности (АУПС, АУПТ) необходимо использовать ведомственный свод правил "Инструкция по определению зданий, сооружений, помещения и оборудование объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" ВСП-21-07-07; далее в зависимости от необходимого вида строительных работ направляются заявки в соответствующий орган военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с принятым в Минобороны России решением от 3 февраля 2018 года N Ц-307 по разграничению полномочий органов военного управления приобретение, установка, монтаж, ремонт и наладка систем пожарно-охранной сигнализации и систем пожаротушения в эксплуатируемых зданиях и сооружениях осуществляется:
- по линии Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организация Министерства обороны Российской Федерации (ДЭСиОКУ МО РФ): при организации работ на объектах по плану текущего ремонта в случае необходимости проводится установка новых систем АУПС;
- по линии Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации (ДС МО РФ): при проведении работ капитального ремонта (реконструкции) и строительства новых объектов проводятся работы, по установке новых систем АУПС и автоматических установок пожаротушения.
На основании пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военному прокурору необходимо доказать, в чем именно выразилось бездействие Министерства обороны.
Бездействие - пассивное поведение, которое заключается в том, что Министерство обороны не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности.
По мнению подателя жалобы, сам по себе тот факт, что в 40 объектах военного городка N 1 войсковой части 55443-ТТ Тверского гарнизона не выполнены работы по установке новых и ремонту имеющихся АУПТ, АУПС и СОУЭ на 77 объектах и не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций указанных объектов, не свидетельствует о том, что Министерство обороны ненадлежащим образом выполняет возложенные на него полномочия.
В исковом заявлении заместитель военного прокурора Тверского гарнизона указывает, что здания и сооружения военного городка состоят на балансовом учете ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России. Однако в подтверждение указанных обстоятельств документы не представлены, а суд принял решение без учета запрошенных из ФГКУ "ЦТУИ" Минобороны России сведений.
Полученный по запросу Минобороны России ответ ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России от 25 декабря 2021 года N 141/1/14297ш указывает на то, что объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Тверская область, Торопецкий район, г. Торопец, приняты на балансовый учет ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России. Объекты переданы в пользование войсковой части 55443-ТТ.
На основании статьи 5 ФЗ от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ, указаний командующего Западным военным округом N 1/555/1, 1/555/2 от 19 августа 2012 года полная уголовная и материальная ответственность в отношении вверенного имущества возлагается на командира войсковой части 55443-ТТ.
Отсюда следует, что исковые требования, предъявленные военным прокурором Тверского гарнизона, относятся к командиру войсковой части 55443-ГТ, а не к Минобороны России.
Кроме того, исковые требования прокурора делают решение суда заведомо неисполнимым, так как в нем не указано, какие именно работы должны быть проведены и какие недостатки устранены. Перечень конкретных работ должен быть прописан в тактико-техническом задании, которое затем направляется на согласование в уполномоченную организацию. Обязанность по подготовке и представлению в 708 отдел технической подготовки (обустройства войск) Западного военного округа ТТЗ возложена на командира войсковой части 55443-ТТ.
Апеллянт полагает также, что у военного прокурора отсутствуют правомочия на предъявление такого иска, поскольку такие правомочия принадлежат лишь собственнику указанного имущества - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Исходя из содержания искового заявления, военный прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации.
Однако военным прокурором не обращено внимание на тот факт, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конструкционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В сфере обороны Российской Федерации именно Министерство обороны Российской Федерации представляет интересы государства в соответствии с действующим законодательством.
В исковом заявлении военным прокурором не указано, какие именно интересы неопределенного круга лиц затронуты предметом спора.
Согласно пункту 7 статьи 68.4 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Минобороны России организует выполнение организациями, находящимися в его ведении, работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за вооруженными силами Российской Федерации.
Из анализа положений статьи 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно требованиям Федерального закона "О пожарной безопасности" от 11 июня 2021 года, Постановления Правительства N 290 от 12 апреля 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре" у военного прокурора полномочий заявлять исковые требования, а также проводить проверки пожарной безопасности не имеется, поскольку данное полномочие закреплено за инспекцией государственного пожарного надзора Западного военного округа.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
Управление государственного пожарного надзора предназначено для реализации полномочий Министерства обороны по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, входящих в состав военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с тем, что данные объекты находятся на территории Западного военного округа, прокурор не может подменять уполномоченные органы и проводить проверку самостоятельно, без привлечения уполномоченного на то органа, которым является инспекция государственного пожарного надзора Западного военного округа.
Данный довод закреплен в пункте 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", который гласит, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Полагает, что поскольку в орган военной прокуратуры не поступала информация о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурорского реагирования на объектах войсковой части 55443-ТТ, военный прокурор не имел полномочий без привлечения инспекции государственного пожарного надзора по Западному военному округу проводить прокурорскую проверку.
В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" не закреплены положения о том, что прокурор осуществляет надзор в сфере пожарной безопасности, поскольку в сфере пожарной безопасности уполномоченным на то органом является уполномоченный государственный орган пожарной безопасности. При этом прокурор не является экспертом в сфере пожарной безопасности.
Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" эксперт в области оценки пожарного риска - должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности).
В силу пункта 12 статьи 1 ФЗ "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29.12.2008 N 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации является представителем собственника.
Поскольку Минобороны России является представителем собственника имущества, в отношении которого военным прокурором Тверского гарнизона подан иск, в удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации надлежит отказать, в противном случае в одном лице совпадает истец и ответчик.
При таких обстоятельствах исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона не подлежат удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Тверского гарнизона выражает несогласие с доводами апеллянта, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Полномочия прокурора на подачу заявленного иска в интересах неопределенного круга лиц закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Кроме того, вопреки доводам апеллянта, именно Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, и главным распорядителем средств федерального бюджета, в силу чего является надлежащим ответчиком по заявленному иску. Эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности обусловлена риском возникновения и распространения пожара, и создает недопустимую опасность для жизни и здоровья людей.
В суде апелляционной инстанции прокурор Поправко Д.Ю. и представитель войсковой части 55443-ТТ М. поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу и полагали, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Поправко Д.Ю. и представителя третьего лица М., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что здания и сооружения на территории войсковой части 55443-ТТ, расположенной по адресу: Тверская область, г. Торопец, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и переданы в пользование войсковой части 55443-ТТ.
Полномочия собственника указанного имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Проверкой Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, проведенной в войсковой части 55443-ТТ в период с 18 по 22 марта 2019 года, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие в зданиях и сооружениях систем автоматических установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах с деревянными конструкциями не выполнена огнезащитная обработка.
В 2020 году войсковая часть 55443-ТТ подвергалась проверке в отношении организации и состояния пожарной безопасности неоднократно; Главным управлением контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации в адрес командира части внесено представление об устранении нарушений.
Принимая во внимание, что недостатки в обеспечении пожарной безопасности объектов войсковой части 55443-ТТ не устранялись, по заданию военной прокуратуры Западного военного округа военным прокурором Тверского гарнизона была инициирована соответствующая проверка.
Проверкой установлено, что 63 здания и сооружения с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161 не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; 40 зданий и сооружений с инвентарными номерами: 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157, 73, 59, 182, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 189, 161, 179 не оборудованы автоматической системой управления пожаротушения; 14 зданий с массовым пребыванием людей с инвентарными номерами: 81, 106, 59, 101,103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179 не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций на 39 объектах хранения, расположенных на технической территории войсковой части, с инвентарными номерами: 170, 171, 173, 172, 175, 176, 177, 132, 156, 154, 133, 7, 9, 10, 11, 14, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 38, 46, 47, 49, 51, 52, 165, 139, 22, 28, 42, 45, 135, 164, 56, 54, 157; в 38 зданиях, расположенных на административно-хозяйственной территории войсковой части, с инвентарными номерами: 72, 144, 71, 145, 146, 147, 201, 182, 99, 136, 204, 162, 127, 128, 152, 153, 69, 130, 141, 137, 155, 202, 189, 161, 81, 106, 59, 101, 103, 64, 205, 105, 74, 185, 184, 83, 29а, 179.
По результатам проверки командиру войсковой части 55443-ТТ внесено представление об устранении нарушений закона.
Неисполнение представления и неустранение нарушений требований пожарной безопасности на объектах войсковой части 55443-ТТ послужило основанием для обращения военного прокурора в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как предусмотрено пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
На основании абзацев 2, 5 части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства НПБ 110-03, а также Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, и установив, что проверяемые объекты не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, системами автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а на объектах с деревянными конструкциями не выполнена огнезащитная обработка, пришел к обоснованному выводу, что Министерство обороны Российской Федерации как собственник указанных объектов в силу закона обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обеспечивать пожарную безопасность.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, ибо он соответствует установленным обстоятельствам дела при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы, в связи с чем не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор, являются несостоятельными, поскольку в силу статей 22, 47 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопросы о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования, их видов.
При этом нельзя согласиться с позицией апеллянта о том, что отсутствие у прокурора специальных знаний в области пожарной безопасности препятствовало проведению военным прокурором проверки, поскольку проверка основывалась, в том числе, на основании документов, представленных Главным управлением контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
Аргументы подателя жалобы, согласно которым военный прокурор не вправе обращаться с подобным иском со ссылкой на то, что такие полномочия принадлежат только собственнику - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными в силу того, что эксплуатация зданий и сооружений на территории войсковой части 55443-ТТ в существующем техническом состоянии создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а, следовательно, военный прокурор в соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вправе предъявить иск в защиту прав и законных интересов таких лиц.
Позиция апеллянта о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судебной коллегией, поскольку учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, исходя из спорных правоотношений, именно Министерство обороны Российской Федерации, выступающее главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий, обязано обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности на принадлежащих ему объектах.
Выбор способа исполнения решения принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, поэтому доводы жалобы о неисполнимости решения суда ввиду отсутствия указания на то, какие конкретно работы надлежит выполнить ответчику, а такие определяются только при разработке тактико-технического задания, правильности принятого решения не опровергают.
Суд первой инстанции достаточно полно и всесторонне выяснил значимые для дела обстоятельства, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные доказательства, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, которые бы повлияли на законность принятого решения.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Торопецкого районного суда Тверской области от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение принято 25 апреля 2022 года.
Председательствующий
О.Ю.ГОЛУБЕВА
Судьи
Т.Е.ДОЛГИНЦЕВА
Е.В.КОРОВИНА