Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 по делу N 88-3187/2023, 2-137/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 07.07.2022 N 33-1982/2022 (УИД 67RS0029-01-2022-000236-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Обстоятельства: Свое увольнение истица считает незаконным, так как предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе составляет 50 лет, на момент увольнения она не достигла данного возраста.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 07.07.2022 N 33-1982/2022 (УИД 67RS0029-01-2022-000236-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Обстоятельства: Свое увольнение истица считает незаконным, так как предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе составляет 50 лет, на момент увольнения она не достигла данного возраста.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2022 г. N 33-1982/22
Судья Гришина А.В. | 67RS0029-01-2022-000236-58 N 2-137/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
с участием прокурора Старовойтовой Н.Н.,
при секретаре (помощнике судьи) Наконечной В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 72 МЧС России" на решение Десногорского городского суда Смоленской области от 7 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., пояснения представителя ответчика СПСЧ N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" К., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Л. и ее представителя адвоката Василенко И.Ю., заключение прокурора Старовойтовой Н.Н., полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене
установила:
Л. обратилась с иском к СПСЧ N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" о признании приказа об увольнении со службы незаконным, восстановлении на службе с сохранением специального звания, взыскания денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 21.12.2004 по 18.01.2022 проходила службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России", с 01.07.2019 в должности старшего инспектора группы профилактики пожаров специальной пожарно-спасательной части N 1.
В соответствии с приказом нанимателя от 18.01.2022 года N 4-НС уволена по
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) - достижение предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Увольнение считает незаконным, так как предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, установлен
п. 1 ч. 4 ст. 90 Федерального закона N 141-ФЗ и составляет 50 лет, на момент увольнения она не достигла данного возраста, ей не был предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2022 год, она не была письменно предупреждена о прекращении срочного контракта.
Просила восстановить ее на службе в прежней должности и специальном звании, с сохранением всех льгот и надбавок с 19.01.2022, признать контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, заключенным с ней на неопределенный срок, взыскать с ответчика в ее пользу сумму денежного довольствия, из расчета среднего заработка, полученного за последние 12 месяцев, в связи с незаконным увольнением, с начислением согласно
ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами с момента вынесения решения и до его фактического исполнения.
В судебном заседании Л. и ее представитель Василенко И.Ю. иск поддержали.
Представитель ответчика ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" - К. иск не признала.
Представитель ответчика СПСЧ N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился.
Обжалуемым решением исковые требования Л. удовлетворены.
Л. восстановлена на службе в специальной пожарно-спасательной части N 1 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" в прежней должности старшего инспектора группы профилактики пожаров с 19.01.2022 г.
С ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" в пользу Л. взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 55 878 руб. 92 коп. и компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Л. - отказано.
С ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" в доход бюджета муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области взыскана государственная пошлина в сумме 1876 руб. 37 коп.
Решение суда в части восстановления Л. на службе обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" ставится вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным
законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 23 мая 2016 г., за исключением
ч. 1 ст. 90 этого Закона, которая вступает в силу с 1 января 2022 г.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20 Закона N 141-ФЗ правоотношения на службе в федеральной противопожарной службе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе, который заключается в соответствии с этим Федеральным
законом и вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность либо переводе сотрудника федеральной противопожарной службы на иную должность в федеральной противопожарной службе.
Статьей 90 Федерального закона от 23 мая 2016 N 141-ФЗ в зависимости от специального звания сотрудника установлен различный предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Так, согласно
части первой названной нормы Закона возраст для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-полковника внутренней службы составляет 65 лет, для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы - 60 лет, для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы - 55 лет, для сотрудника, имеющего иное специальное звание - 50 лет.
При этом
ч. 6 ст. 95 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ определено, что со дня официального опубликования указанного федерального
закона и до 1 января 2022 года устанавливается следующий предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе: для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-полковника внутренней службы - 60 лет (
пункт 1 часть 6 статьи 95 закона); для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы - 55 лет (
пункт 2 часть 6 статьи 95 закона); для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы - 50 лет (
пункт 3 часть 6 статьи 95 закона); для сотрудника, имеющего иное специальное звание - 45 лет (
пункт 4 часть 6 статьи 95 закона).
Достижение сотрудником федеральной противопожарной службы предельного возраста пребывания на службе является основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно
п. 1 ч. 3 ст. 83 названного закона контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". | |
При наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных ч. 1 пп. 1, 3, 4, 9, 11, 12 и 16 ч. 2 и пп. 1 и 3 ст. 83, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника федеральной противопожарной службы (
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 23 мая *** N 141-ФЗ).
В случае выявления нарушений законодательства РФ допущенных при принятии решения о прекращении (расторжении) контракта или выявления (возникновения) новых обстоятельств, связанных с прекращением (расторжением) контракта, основание, по которому с сотрудником федеральной противопожарной службы был прекращен (расторгнут) контракт, может быть изменено приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя (
ч. 8 ст. 83 Закона N 141-ФЗ от 23 мая 2016 г.).
Порядок предоставления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (
ч. 2 ст. 91 закона N 141-ФЗ).
В силу
ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ, при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных
частью 1,
пунктами 1,
3,
4,
8,
9,
11,
12 и
16 части 2 и
пунктами 1 и
3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника федеральной противопожарной службы.
Закон также предоставляет возможность продления сотруднику времени пребывания на службе путем заключения контракта на определенный срок.
Так, согласно
ч. 3 ст. 90 Федерального закона N 141-ФЗ, с сотрудником федеральной противопожарной службы, достигшим предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может заключаться новый контракт, но не более чем на пять лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
В
п. 10 ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ установлено, что контракт на определенный срок заключается с сотрудником федеральной противопожарной службы, достигшим предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, на период, определяемый в соответствии со
статьей 90 этого закона.
Из приведенных норм материального права следует, что, по общему правилу, сотрудник федеральной противопожарной службы, достигший предельного возраста пребывания на службе, подлежит увольнению. Вместе с тем в интересах службы по решению уполномоченного руководителя органа федеральной противопожарной службы, которому предоставлено право назначения на соответствующие должности, срок службы сотрудника с его согласия при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний может быть продлен на срок до пяти лет. При этом действующий порядок прохождения службы предусматривает право, а не обязанность руководителя принимать решение о продлении срока службы сотрудника сверх установленного срока.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л., проходила службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности старшего инспектора группы профилактики пожаров СПСЧ N 1 (на момент увольнения) в специальном звании майора внутренней службы.
07.11.2020 г. между сторонами заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, со сроком действия контракта - до 06.11.2021 г.
28.04.2021 г. между сторонами заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, на основании
п. 12 ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ, со сроком действия контракта - до 06.11.2021 г.
Уведомлением, в котором неверно указана дата предстоящего расторжения контракта и увольнение со службы 25.08.2020 г., врученным 01.05.2021, Л. была поставлена в известность о прекращении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России по
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ.
01.05.2021 г. с истцом была проведена беседа по планируемому увольнению с составлением листа беседы, 18.01.2022 г. с истцом вновь была проведена беседа по планируемому увольнению с составлением листа беседы и разъяснено основание для расторжения контракта, что аттестационный лист сотрудника федеральной противопожарной службы представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации сотрудника принимают одно из следующих решений: о расторжении с сотрудником контракта и увольнении его со службы в федеральной противопожарной службе.
13.09.2021 г. истцу выдано направление для прохождения военно-врачебной комиссии; 15.10.2021 г. проведена аттестация истца о соответствии замещаемой должности и возможности заключения с ней нового контракта, согласно которой истец не соответствует замещаемой должности и не рекомендуется для заключения нового контракта после достижения предельного возраста пребывания на службе в ФПС.
С 28.10.2021 г. по 04.01.2022 г. истец находилась на листке нетрудоспособности, с 27.09.2021 г. по 05.11.2021 г. с учетом графика отпусков ей был предоставлен основной отпуск за 2021 год, в связи с временной нетрудоспособностью 10.01.2022 г. истцу был продлен основной отпуск за 2021 год на 7 календарных дней, с 11.01.2022 по 17.01.2022 г.
Согласно выписке из табеля учета рабочего времени 10.01.2022 г. и 18.01.2022 г. истец находилась на службе и выполняла служебные обязанности.
Приказом ответчика от 18.01.2022 г. контракт с истцом прекращен, и она уволена со службы по п. 2 ч. 1 ст. 83 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).
Разрешая возникший спор, и восстанавливая Л. на службе, суд, руководствуясь Федеральным
законом N 141-ФЗ, принимая во внимание разъяснения некоторых вопросов, связанных с порядком заключения контрактов о службе в ФПС после 01.01.2022, изложенные в
письме МЧС России от 24.06.2021 N М-4-1587, оценив представленные доказательства по правилам
ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что увольнение истца произведено ответчиком с нарушением требований действующего законодательства, поскольку Л. надлежащим образом не уведомлена о расторжении контракта и увольнении со службы, ей при наличии нескольких оснований расторжения контракта не был предоставлен выбор этих оснований, 10 января 2022 года и 18 января 2022 года она была на службе. То есть, уже по окончании действия срочного контракта (учитывая время нахождения на листке нетрудоспособности и в отпуске), она фактически продолжала работать.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.
Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (
ч. 2 ст. 91 Федерального закона N 141-ФЗ).
Приказом МЧС России N 430 от 06.10.2017 г. утверждены
Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы) и Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы).
Согласно
пунктам 9 и
10 Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы для увольнения сотрудников ФПС ГПС, достигающих предельного возраста нахождения на службе в ФПС ГПС, в кадровых подразделениях до 30 июня каждого года составляются планы увольнения в следующем календарном году, которые утверждаются уполномоченным руководителем.
С сотрудником федеральной противопожарной службы, увольняемым со службы в федеральной противопожарной службе, уполномоченным руководителем по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы проводится беседа.
В ходе беседы могут уточняться: основания увольнения; вопросы получения выплат, гарантий, компенсаций и пенсионного обеспечения; сведения о прохождении медицинского освидетельствования (обследования) военно-врачебной комиссией; сведения о предоставлении отпусков, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; сведения о зачислении и нахождении в распоряжении территориального органа МЧС России; сведения о правах и обязанностях сотрудника, зачисленного в распоряжение (
пункт 11 Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы).
Исходя из того, что по достижении предельного возраста с Л. 07.11.2020, с ее согласия, заключен новый контракт сроком на 1 год по 06.11.2021, основанием увольнения могло являться истечение срока действия контракта (
п. 1 ч. 1 ст. 83 ФЗ N 141).
Последним днем службы сотрудника, увольняемого со службы из противопожарной службы является дата, по которую заключен указанный контракт, а сотрудника, увольняемого со службы по основанию, предусмотренному
п. 2 ч. 1 ст. 83 ФЗ N 141 (по достижении предельного возраста), является дата наступления предельного возраста (
п. 9 Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнение со службы сотрудников федеральной противопожарной службы).
Пунктом 10.1 Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы предусмотрено, что в последний день службы сотрудника кадровым подразделением проводится беседа не позднее чем за 30 дней до увольнения с целью уточнения у сотрудника, увольняемого со службы в федеральной противопожарной службе, вопросов временной нетрудоспособности сотрудника и нахождения в отпуске в день увольнения, в том числе с учетом возможного продления отпуска в соответствии со
статьей 60 Федерального закона N 141-ФЗ. Результаты беседы отражаются в акте проведения беседы, составляемом в произвольной форме с подписью увольняемого сотрудника.
Из приведенных нормативных положений следует, что
ч. 7 ст. 83 ФЗ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ представляет сотруднику федеральной противопожарной службы право выбрать основание увольнения со службы, если он может быть уволен по каким-либо двум или более из перечисленных в данной норме основаниям. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель при решении вопроса об увольнении сотрудника ФПС должен исходить из требований
ФЗ N 141-ФЗ, обязывающего его выбрать то основание увольнения сотрудника, которое прямо предписано данным
Законом для с для соответствующих обстоятельств, либо - если увольняемому сотруднику ФПС предоставлено право выбора основания увольнения со службы - учитывать волеизъявление самого сотрудника.
Однако право выбора основания увольнения, истцу предоставлено не было.
Кроме того, суд, установив, что по окончании действия контракта, с учетом нахождения истца в отпуске и на листках нетрудоспособности, она фактически два дня по истечении срока действия контракта (10 и 18 января 2022) исполняла должностные обязанности, пришел к обоснованному выводу, что увольнение истца ответчиком произведено с нарушением требований действующего законодательства.
Дав надлежащую оценку представленным доказательствам, с учетом приводимых сторонами доводов, суд сделал правильный, соответствующий установленным по делу обстоятельствам вывод о несоблюдении ответчиком порядка увольнения.
Согласно разъяснений Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в
письме от 24.06.2021 г. N М-4-1587 "О разъяснении вопросов, связанных с порядком заключения контрактов о службе в ФПС после 01.01.2022", с сотрудниками с которыми до 01.01.2022 заключены служебные контракты о прохождении службы в Федеральной противопожарной службе по
подпункту 10 пункта 5 статьи 22 Закона о службе и у которых возраст на дату их окончания с учетом повышения предельного возраста перестал являться предельным, заключается новый контракт в соответствии с положениями
статьи 22 Закона о службе. При этом, прекратить ранее заключенный контракт по достижении предельного возраста пребывания на службе в ФПС (
пункт 2 части 1 статьи 83 Закона о службе) после 01.01.2022, как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудника, невозможно.
Однако, истец была уволена после 01.01.2022 и по
п. 2 ч. 1 ст. 83 Закона о службе, без учета приведенных разъяснений и мнения истца.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая оценка в решении суда с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Кроме того, следует отметить, что апеллянт фактически соглашается с выводами суда в части нарушения процедуры увольнения истца, указывая на то, что Л. была уволена по истечении срока действия контракта.
При изложенных обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку судом верно приведены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и не допущено нарушения процессуальных норм права.
определила:
решение Десногорского городского суда Смоленской области от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 72 МЧС России" - безудовлетворения.
В окончательной форме определение изготовлено 12.07.2022.