Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 N 8Г-4875/2023, 88-7384/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 02.11.2022 N 33-2870/2022, 2-473/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 4) О взыскании компенсации за задержку выплат.
Обстоятельства: Сотрудник уголовно-исполнительной системы правом на дополнительный отпуск не воспользовался, его компенсация при увольнении действующим законодательством не предусмотрена. Разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач не является обязательной выплатой, подлежит выплате исключительно лицам, являющимся субъектами премирования, к которым на момент издания приказа о выплате премии сотрудник не относился.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 02.11.2022 N 33-2870/2022, 2-473/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 4) О взыскании компенсации за задержку выплат.
Обстоятельства: Сотрудник уголовно-исполнительной системы правом на дополнительный отпуск не воспользовался, его компенсация при увольнении действующим законодательством не предусмотрена. Разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач не является обязательной выплатой, подлежит выплате исключительно лицам, являющимся субъектами премирования, к которым на момент издания приказа о выплате премии сотрудник не относился.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2022 г. N 33-2870/2022
N 2-473/2021
УИД 62RS0004-01-2021-004531-53
Судья: Жаворонкова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,
при помощнике судьи П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.И. на решение Советского районного суда города Рязани от 07 июля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С.И. к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании денежных средств, невыплаченных при увольнении, и компенсации морального вреда - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения С.И., ее представителей Д., С.Ю., поддержавших апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ФКОУВО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" П.Н., судебная коллегия
установила:
С.И. обратилась в суд с иском к ФКОУВО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании денежных средств, невыплаченных при увольнении и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 августа 2003 года она поступила на службу в АПУ МЮ РФ, после изменения статуса высшего учебного заведения продолжила служить в Академии ФСИН России, занимала различные должности, с 14 декабря 2018 года являлась преподавателем кафедры гражданского права и процесса юридического факультета, имеет специальное звание "полковник внутренней службы".
Приказом начальника Учреждения N от 01 октября 2020 года она 03 октября 2021 года была уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по
пункту 2 части 1 статьи 84 ФЗ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе.
Выслуга лет по состоянию на день увольнения составила в календарном исчислении 26 лет 02 месяца 05 дней.
Как указывает истец, при увольнении ей была выплачена денежная премия в размере 25% от оклада денежного содержания пропорционально отработанному времени в октябре 2020 года и единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Компенсация за неиспользованный другой вид отпуска не выплачивалась.
С 2018 года по 2020 год, а так же при увольнении ей не был предоставлен отпуск по личным обстоятельствам, соответственно, подлежала выплате компенсация за данный отпуск в сумме 58 250 рублей.
Истец считает, что неисполнение ответчиком требований законодательства Российской Федерации при увольнении лишило ее возможности получения компенсации за неиспользованный отпуск за стаж службы в УИС в календарном исчислении продолжительностью 20 лет, что нарушает ее права.
Кроме того, при увольнении ей не была выплачена премия в размере 3 379 рублей за 3 квартал 2020 года, в связи с чем, просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам в размере 58 250 рублей, премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей за 3 квартал 2020 года в размере 3 379 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В ходе рассмотрения дела С.И. неоднократно уточняла заявленные требования, окончательно просила суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за отпуск по личным обстоятельствам в размере 58250 рублей, компенсацию, предусмотренную
статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 19422 рубля 49 копеек, разовую премию за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач за третий квартал 2020 года в размере 4230 рублей, компенсацию за задержку данной выплаты в сумме 1410 рублей 43 копейки, недоплату по надбавке за выслугу лет за период с 25 июля 2019 года по 03 октября 2020 года в размере 46134 рубля 78 копеек, компенсацию за задержку данной выплаты в сумме 15382 рубля 88 копеек, недоплату по надбавке за квалификационное звание за период с 2018 года по 01 февраля 2019 года в размере 22464 рубля, компенсацию за задержку данной выплаты в сумме 7436 рублей 33 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней С.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФКОУВО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний", полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу С.И. - без удовлетворения.
В силу
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, представленных возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.И. проходила службу в Академии ФСИН России в должности преподавателя кафедры гражданского права и процесса юридического факультета.
В связи с достижением сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленного
статьей 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приказом Академии ФСИН России от 01 октября 2020 года N контракт с С.И. был прекращен, 03 октября 2020 года она была уволена со службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с
пунктом 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
На день увольнения ее выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет 02 месяца 05 дней, в льготном исчислении - 34 года 08 месяцев 15 дней.
При увольнении истца со службы в соответствии с требованием
части 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответчиком было выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, денежная премия в размере 25% от оклада денежного содержания пропорционально отработанному времени в октябре 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, предоставляемый по личным обстоятельствам, суд исходил из того, что правом на указанный отпуск истец не воспользовалась, его компенсация при увольнении действующим законодательством не предусмотрена, обстоятельств, препятствующих реализации С.И. права на указанный отпуск в ходе рассмотрения дела не установлено.
Также судом не установлено оснований, предусмотренных действующим законодательством, для взыскания с ответчика разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, поскольку она не является обязательной выплатой, подлежит выплате исключительно лицам, являющимся субъектами премирования, к которым на момент издания приказа о выплате премии истец не относилась, а также ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, недоплаты надбавки к должностному окладу в размере 20% в связи с несвоевременным присвоением ей квалификационного звания "специалист первого класса".
Поскольку нарушения прав истца на выплату взыскиваемых сумм не установлено, требования истца о взыскании компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда также оставлены судом без удовлетворения.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к ней, не имеется.
Заявляя требование о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, С.И. указала, что с момента возникновения у нее права на указанный отпуск и до дня увольнения, данный отпуск ею не использовался, ее увольнение явилось экстренным и не запланированным, в связи с чем, отпуск по личным обстоятельствам ею запланирован не был.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительную систему, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (
часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Согласно
пунктам 1 -
7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом,
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с
пунктами 1,
6 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ устанавливает виды отпусков, которые предоставляются сотрудникам с сохранением денежного довольствия:
1) основной отпуск;
2) дополнительные отпуска;
3) каникулярный отпуск;
4) отпуск по личным обстоятельствам;
5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы;
6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Статьей 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень дополнительных отпусков, устанавливаемых сотрудникам:
1) за стаж службы в уголовно-исполнительной системе;
2) за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях;
3) за исполнение служебных обязанностей в особых условиях;
4) за ненормированный служебный день.
В соответствии с
частью 1 статьи 65 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотруднику при стаже службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно
части 13 статьи 58 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотруднику, увольняемому со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному
частью 1,
пунктом 1,
2,
3,
4,
8,
9,
11,
13,
16,
17,
18 или
20 части 2 либо
пунктом 12 или
13 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
Судом установлено, что С.И. до увольнения из уголовно-исполнительной системы имела право на отпуск по личным обстоятельствам, которое ею реализовано не было. Согласно сведениям, содержащимся в справке от 24 ноября 2021 года N, отпуск по личным обстоятельствам ей не предоставлялся.
По смыслу
главы 8 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников уголовно-исполнительной системы, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной отпуск, а также дополнительные отпуска, предусмотренные
частью 1 статьей 60 закона о службе в УИС (за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях, за исполнение служебных обязанностей в особых условиях и за ненормированный служебный день) и предоставляемые, как правило, регулярно (с определенной периодичностью).
Отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней не относится к числу обязательных видов отпусков, которые должны предоставляться либо в тех или иных обстоятельствах заменяться денежной компенсацией, отпуск по личным обстоятельствам направлен на социальную защиту сотрудника, однако, реализация права на него носит заявительный характер, предоставляется по его желанию, на что прямо указано в
части 1 статьи 65 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Доказательств, подтверждающих, что истцом было заявлено ответчику о желании воспользоваться отпуском по личным обстоятельствам, но в его представлении ей было отказано, суду представлено не было, на наличие указанных обстоятельств истец в ходе рассмотрения дела не ссылалась, правом на отпуск по личным обстоятельствам истец не воспользовалась, его компенсация при увольнении действующим законодательством не предусмотрена, обстоятельств, препятствующих реализации истцом права на указанный отпуск в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Таким образом, отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено
частью 1 статьи 65 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, не может рассматриваться как неиспользованный.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований С.И. о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам является верным, а доводы ее апелляционной жалобы в данной части, несостоятельными, основанными не неправильном толковании норм материального права.
Заявляя требование о взыскании с ответчика разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач в 3 квартале 2020 года, не выплаченной при увольнении, С.И. указала, что ответчиком в 2020 году выплачивались разовые премии в соответствии с
пунктом 7 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269.
В соответствии с приказами ей выплачивались разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач за 1-й и 2-й квартал 2020 года, она отработала цикл премирования в 3-м квартале 2020 года, однако, на день ее увольнения премия ей выплачена не была.
Отказывая в удовлетворении требований истца в данной части, суд первой инстанции верно руководствовался положениями
части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", согласно которой денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму;
премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;
материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (
часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, а не 5. | |
В соответствии с
частью 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (
часть 12 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 1 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год.
Премия выплачивается ежемесячно, за текущий месяц, одновременно с выплатой денежного довольствия, из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания (
пункт 2 Порядка).
При этом, сотрудникам, прослужившим неполный календарный месяц в связи с поступлением на службу, увольнением со службы или перемещением по службе в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, а также при изменении размера должностного оклада и оклада по специальному званию, премия исчисляется пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце. В расчетный период для выплаты премии включаются время обучения, нахождения в отпуске с сохранением денежного довольствия, освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (
пункт 3 Порядка).
Размер премии за каждый календарный день прохождения службы исчисляется делением полной суммы премии за месяц на количество календарных дней в данном месяце (
пункт 4 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2020 года С.И. было начислено денежное довольствие в сумме 5051 рубль 36 копеек за период с 1 по 3 октября 2020 года, в том числе премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей в сумме 810 рублей 95 копеек, что подтверждается расчетным листком за октябрь 2020 года, реестром N от 01 октября 2020 года и платежным поручением от 02 октября 2020 года N.
Факт выплаты указанной премии в начисленном размере истцом не оспаривался.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия (за счет экономии денежных средств), сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.
Из буквального смысла
пункта 7 Порядка следует, что возможность выплаты разовых премий за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач предусмотрена только для сотрудников, в том числе зачисленных в распоряжение.
Приказом академии ФСИН России от 31 октября 2018 года N утверждено Положение о премировании сотрудников академии, которое устанавливает порядок и условия выплаты премий сотрудникам академии, замещающим должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, докторантам, адьюнктам и курсантам очной формы обучения (пункт 1 Положения о премировании).
Согласно пункту 4 Положения о премировании субъектами премирования, кроме прочего являются сотрудники академии (в том числе зачисленные в распоряжение), состоящие на штатных должностях и имеющие специальные звания рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
Формы премирования предусмотрены пунктом 5 Положения о премировании и установлены премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками и разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.
Как следует из материалов дела, 27 октября 2020 года на основании приказа Академии ФСИН России от 27 октября 2020 года N "О выплате сотрудникам академии разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач" сотрудникам академии была выплачена разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач за 3 квартал 2020 года.
Исходя из толкования приведенных выше норм, возможность выплаты разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы не предусмотрена.
Принимая во внимание отсутствие в Федеральном
законе от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" и
Порядке выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, прямого указания на обязанность работодателя по осуществлению выплаты разовой премии уволенным со службы сотрудникам, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований является верным.
Учитывая, что на момент издания приказа о выплате разовой премии за 3 квартал 2020 года С.И. уже не являлись сотрудниками Учреждения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ее требований в данной части.
Разрешая требования С.И. о взыскании с ответчика в ее пользу надбавки за выслугу лет, не выплаченной ей при увольнении из уголовно-исполнительной системы, суд пришел к правильному выводу об отказе в их удовлетворении.
Обращаясь в суд с данными требованиями, С.И. указала, что стаж службы 25 лет и более достигнут ею 25 июля 2019 года, однако перерасчет надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет по указанному основанию с 30% на 40% работодателем не производился, ее увеличение на 10% не состоялось и на день увольнения, полагала, что в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за выслугу лет необоснованно не включен период ее обучения в высшем учебном заведении.
Данные доводы обоснованно не приняты судом во внимание.
В соответствии с
частью 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются:
1) период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе;
2) период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом;
3) период прикомандирования сотрудника в соответствии со
статьей 32 настоящего Федерального закона;
4) период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с
частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
6) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
7) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
8) период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе;
12) иные периоды, предусмотренные
Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
При этом пункт 2 части 4 этой же статьи устанавливает, что для назначения надбавки за выслугу лет в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Указанная норма отсылает к
Постановлению Правительства РФ от 23 января 2003 года N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
Аналогичная норма содержится в
частях 7,
8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включается время:
а) службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также в органах внутренних дел, милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников;
б) службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения);
в) испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) приостановления службы сотрудников, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
д) перерыва в службе в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при незаконном увольнении сотрудников из указанных органов и учреждений и последующем восстановлении на службе в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (в календарном исчислении со дня увольнения до дня восстановления на службе);
е) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);
ж) военной службы в Вооруженных Силах СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ;
з) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
и) военной службы граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками СНГ;
к) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
л) нахождения в плену или в качестве заложников до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников и освобождения;
м) безвестного отсутствия до признания безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
н) содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке (в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования);
о) службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции, работы в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях в качестве сотрудников, не имеющих воинских или специальных званий, если им выплачивался оклад по воинскому званию в соответствии с
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4130-1;
п) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудников;
р) службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания;
с) службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
т) работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также научных и образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);
у) замещения гражданином Российской Федерации должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, работы судьей;
ф) работы до зачисления на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых, исправительных и лечебно-исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы;
х) службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров;
ц) замещения гражданином Российской Федерации должностей в следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
ч) замещения гражданином Российской Федерации государственных должностей Российской Федерации;
ш) прикомандирования сотрудника к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, - для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью уголовно-исполнительной системы, или с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
щ) службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников.
Таким образом,
постановление Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 содержит исчерпывающий перечень периодов служебной (трудовой) деятельности, которые входят в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Время обучения С.И. до поступления на службу в уголовно-исполнительную систему по основной образовательной программе высшего образования в соответствии с
частью 2 статьи 38 ФЗ от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ входит в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе, но в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" не учитывается при исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводами суда первой инстанции в указанной части основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Обратившись в суд с иском, С.И. также полагала, что ответчиком ей не доплачена надбавка за квалификационное звание "специалист первого класса" за период с 01 февраля 2018 года по 01 февраля 2019 года в сумме 26 412 рублей 80 копеек.
В соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудник обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование.
Согласно положениям
части 8 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудникам с учетом уровня образования, стажа службы в уголовно-исполнительной системе или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков присваиваются следующие квалификационные звания:
1) специалист третьего класса;
2) специалист второго класса;
3) специалист первого класса;
4) мастер (высшее квалификационное звание).
Приказом Минюста России от 26.04.2013 N 62 утвержден
порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам УИС.
Пункт 1 Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам УИС устанавливает последовательность действий при присвоении, снижении и лишении квалификационных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Пункт 2 Порядка закрепляет, что сотрудникам с учетом уровня профессионального образования и исполнительской дисциплины, стажа службы в уголовно-исполнительной системе или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков присваиваются следующие квалификационные звания:
"специалист третьего класса":
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, имеющим стаж службы в уголовно-исполнительной системе на должностях начальствующего состава не менее одного года и выдержавшим квалификационные испытания по служебно-боевой подготовке;
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, которым присвоена ученая степень кандидата наук либо ученое звание доцента;
"специалист второго класса":
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, по истечении двух лет с момента присвоения квалификационного звания "специалист третьего класса", выдержавшим квалификационные испытания по служебно-боевой подготовке;
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, которым присвоена ученая степень доктора наук либо ученое звание профессора;
"специалист первого класса":
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания "специалист второго класса", выдержавшим квалификационные испытания по служебно-боевой подготовке;
сотрудникам, которым присвоено звание "Почетный работник уголовно-исполнительной системы";
"мастер" (высшее квалификационное звание):
сотрудникам, не имеющим дисциплинарных взысканий, по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания "специалист первого класса", выдержавшим испытания по служебно-боевой подготовке;
сотрудникам, награжденным государственными наградами Российской Федерации (имеющим почетные звания Российской Федерации), если функциональное предназначение замещаемой должности соответствует деятельности, учитываемой при награждении государственными наградами Российской Федерации (при присвоении почетного звания Российской Федерации).
В
пункте 13 Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам УИС, утвержденным Приказом Минюста России от 26.04.2013 N 62, перечислены случаи, при наступлении которых квалификационное звание сотрудника снижается на одну ступень:
- получение сотрудником индивидуальных оценок "неудовлетворительно" по служебно-боевой подготовке при проведении итоговых занятий по окончании учебного года в соответствии с Наставлением в течение трех лет подряд;
- наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Академии ФСИН России от 19 августа 2015 года N С.И. была привлечена к дисциплинарной ответственности, на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Данное обстоятельство С.И. не оспаривалось.
Приказом Академии ФСИН России "О прохождении службы личным составом" от 28 августа 2015 года N истцу было снижено на одну ступень квалификационное звание "специалист первого класса" в связи с наложением дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии с выплатой ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 10% с 19 августа 2015 года, что подтверждается выпиской из приказа Академии ФСИН России "О прохождении службы личным составом" от 28 августа 2015 года N.
В соответствии
пунктом 63 Приказа Минюста России от 27 августа 2012 года N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" подготовка и обучение в процессе служебной деятельности предусматривают систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При этом занятия по служебно-боевой подготовке начинаются в январе, продолжаются в течение 10 месяцев и заканчиваются проведением итоговых занятий с обязательным принятием дифференцированных зачетов по специальной, огневой и физической подготовкам (пункт 91 Наставления).
Вместе с тем, в Наставлении используется термин "учебный год".
Из анализа пунктов 9, 12, 17, 18, 86, 107, 109, 117, 127, 152 Наставления следует, что учебным годом в рамках служебно-боевой подготовки является период времени с января по октябрь.
Пунктом 77 Наставления к основным видам проведения занятий по служебно-боевой подготовке отнесены контрольные занятия.
Итоговые занятия проводятся в учреждениях и органах УИС по окончании всех плановых занятий с принятием дифференцированных зачетов по специальной, огневой и физической подготовке и являются обязательными для всех сотрудников. Итоговые занятия с сотрудниками учреждений и органов УИС организуются и проводятся в IV квартале ежегодно (пункт 87 Наставлений).
Итоговая проверка профессиональной подготовки по месту службы проводится в конце учебного года. Итоговой проверке подлежит 100% сотрудников, допущенных к самостоятельному исполнению служебных обязанностей (пункты 18, 134 Наставлений).
Пункт 64 Наставлений устанавливает, что служебно-боевая подготовка включает служебную подготовку и боевую подготовку.
К разделу служебная подготовка относятся следующие виды:
правовая подготовка; специальная подготовка; профессиональная психологическая подготовка; техническая подготовка; строевая подготовка; подготовка по гражданской обороне.
К разделу боевая подготовка относятся: огневая подготовка; физическая подготовка; подготовка по оказанию первой помощи; тактическая подготовка (для руководящего состава и сотрудников специальных подразделений).
В соответствии с пунктом 127 Наставлений уровень подготовленности сотрудников определяется: на семинарских и практических занятиях в течение учебного года; в ходе проведения инструктажей при заступлении на службу; на контрольно-проверочных занятиях по итогам обучения за квартал; при проведении итоговых занятий по окончании учебного года; при проверке учреждения или органа УИС, осуществляемой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФСИН России.
При этом Индивидуальная оценка сотрудника по служебно-боевой подготовке выставляется на основании оценок за специальную, огневую и физическую подготовку и определяется (пункт 141 Наставлений): "неудовлетворительно" - если по одному из видов подготовки получена оценка "неудовлетворительно"; "удовлетворительно" - во всех остальных случаях.
Абзац 3 пункта 7 Порядка закрепляет, что квалификационные звания сотрудникам присваиваются начальниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в полномочия которых входит назначение сотрудников на должности, - сотрудникам указанных учреждений и органов.
В соответствии с
пунктом 16 Порядка квалификационное звание (новое квалификационное звание) сотрудникам, которым квалификационное звание снижено на одну ступень, а также сотрудникам, лишенным квалификационного звания, присваивается не ранее чем через год со дня снижения или лишения квалификационного звания в установленном порядке.
При этом необходимо учитывать требование пункт 87 Наставления.
В судебном заседании установлено, что с учетом соблюдения требований Наставления и
Порядка истцу квалификационное звание "специалист первого класса" было присвоено приказом Академии ФСИН России "О присвоении квалификационных званий сотрудникам Академии ФСИН России" от 31 января 2019 N.
Как в ходе рассмотрения дела С.И. указывала, что право на присвоение квалификационного звания "специалист первого класса" возникло у нее снова в 2016 году.
Из материалов дела следует и судом установлено, что решение о присвоении истцу квалификационного звания "специалист первого класса" ранее 31 января 2019 года ответчиком не принималось.
Также судом установлено, что при проведении итоговых занятий по окончании 2016 учебного года истцу была выставлена индивидуальная оценка сотрудника по служебно-боевой подготовке - "неудовлетворительно", при проведении итоговых занятий по окончании 2017 учебного года истцу была выставлена индивидуальная оценка сотрудника по служебно-боевой подготовке - "неудовлетворительно".
Изложенные обстоятельства установлены судом на основании выписки из сводных ведомостей сдачи итоговых зачетов по служебно-боевой подготовке сотрудниками Академии ФСИН России за 2016, 2017 годы.
Таким образом, вопреки доводам С.И., по итогам 2016 и 2017 учебных годов оснований для присвоения ей квалификационного звания "специалист первого класса" и установления ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 20% не имелось.
При проведении итоговых занятий по окончании 2018 учебного года истцу была выставлена индивидуальная оценка сотрудника по служебно-боевой подготовке "удовлетворительно", что явилось основанием для подготовки соответствующего представления к присвоению истцу квалификационного звания "специалист первого класса".
Приказом Академии ФСИН России "О присвоении квалификационных званий сотрудникам Академии ФСИН России" от 31 января 2019 года N С.И. было присвоено квалификационное звание "специалист первого класса" с выплатой ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 20%.
Факт выплаты надбавки к должностному окладу в размере 20% после присвоения квалификационного звания "специалист первого класса" истцом не оспаривался.
Вопреки доводам апелляционной жалобы С.И., дополнений к ней, правовых оснований для удовлетворения ее требований о взыскании с ответчика недоплаты по надбавке к должностному окладу за период с 01 февраля 2018 года по 01 февраля 2019 года у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимания, что в судебном заседании факт нарушения ответчиком срока выплат денежных сумм, о взыскании которых заявлено истцом, установлен не был, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной
статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а также компенсации морального вреда в соответствии со
статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о неправильной оценке судом представленных доказательств судебная коллегия считает несостоятельным.
Так, суд оценил все представленные сторонами доказательства в соответствии с
частью 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы С.И. касающиеся необоснованности выводов суда первой инстанции в отношении ее требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам, премии за выполнение особо сложных и важных задач за третий квартал 2020 года, надбавки за выслугу лет, квалификационное звание не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что вопреки выводам суда первой инстанции срок обращения в суд с требованиями о взыскании в ее пользу надбавки за выслугу лет за период с 25 июля 2019 года по 03 октября 2020 года в размере 46134 рубля 78 копеек, надбавки за квалификационное звание "специалист первого класса" за период с 01 февраля 2018 года по 01 февраля 2019 года в размере 22464 рубля ею не пропущен, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой прав по требованиям о взыскании с ответчика невыплаченных надбавок за стаж и квалификационное звание.
Согласно
части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (
часть 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу сотрудник, состоящий, либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Вместе с тем законом установлен специальный срок для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, который составляет один месяц со дня ознакомления сотрудника с приказом об увольнении.
Как следует из материалов дела, о нарушении права на выплату денежного довольствия с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 20% за квалификационное звание "специалист первого класса" за период с 01 февраля 2018 года по 01 февраля 2019 года, а также о невыплате после 25 июля 2019 года надбавки за выслугу лет (увеличение с 30% до 40%) С.И. было известно, поскольку ежемесячно получая заработную плату за указанный период без учета спорных доплат, она не могла не знать об имеющихся, по ее мнению, нарушении своих прав.
Следовательно, истец имела возможность обратиться в суд с требованиями об установлении выслуги лет, квалификационного звания, взыскании не начисленной и не выплаченной части денежного довольствия в течение трех месяцев со дня, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своего права на оплату, однако к руководителю с рапортом о разрешении служебного спора не обращалась, 03 октября 2020 года была уволена, в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, невыплаченной премии обратилась 02 октября 2021 года, спорных надбавок - 22 января 2022 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.
Таким образом, вывод суда о пропуске истцом срока обращения с иском в суд является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд истцом не пропущен, не состоятельны, основаны на неверном применении норм материального права и не влекут отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, дополнений к ней, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Рязани от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10.11.2022