Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2022 по делу N 33-29244/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения и предоставлении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Заявление о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было подано после его увольнения из федеральной противопожарной службы и, соответственно, после утраты им статуса сотрудника федеральной противопожарной службы.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2022 по делу N 33-29244/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения и предоставлении единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Заявление о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было подано после его увольнения из федеральной противопожарной службы и, соответственно, после утраты им статуса сотрудника федеральной противопожарной службы.
Решение: Отказано.


Содержание


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2022 г. по делу N 33-29244/2022
Судья Перепелкова Т.Г. УИД 77RS0030-02-2021-009929-98
N 2-463/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Бреховой С.И., Лагуновой О.Ю.,
при секретаре (помощнике) П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бреховой С.И.
дело по апелляционной жалобе истца Ч. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ч. к ГУ МЧС России по г. Москве о признании незаконным решения и о предоставлении единовременной социальной выплаты - отказать.
установила:
Ч. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по г. Москве, в котором просил признать незаконным решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., обязать ГУ МЧС России по г. Москве предоставить Ч. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ответчика совершить действия по постановке его на учет для получения такой выплаты.
Свои требования истец мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ МЧС России по г. Москве с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ст. 4, ст. 53 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец указывает, что проходил службу в органах уголовно-исправительной системы и МЧС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность службы составляет 15 лет 5 месяцев 14 дней.
На основании выписки из протокола N 4 заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 1 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, пунктов 5 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, так как Ч. подано заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения после увольнения, что не соответствует действующему законодательству, а также истцом в полном объеме не представлены документы, необходимые для признания его нуждающимся в данной выплате.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в ГУ МЧС России по г. Москве недостающие документы для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако также получил отказ в постановке.
Представитель истца по доверенности Ж., по ордеру адвокат Акимова О.Ю. в судебное заседание явились, требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, указали, что подача заявления о постановке на учет для получения выплаты после увольнения не является основанием для отказа в удовлетворении заявления истца, поскольку стаж Ч. и отсутствие обеспеченности жильем дают ему право претендовать на получение такой выплаты.
Представители ответчика по доверенности П.С., Д. в судебное заседание явились, просили отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, а также пояснили, что отказ в постановке истца на учет связан с тем, что Ч. не приложил к своему заявлению необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в единовременной выплате, а также поскольку такое заявление было подано после его увольнения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит истец Ч. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Ж., представителя истца по ордеру адвоката Акимову О.Ю., представителя ответчика ГУ МЧС России по г. Москве по доверенности А., обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В силу части 5 данной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ч. обратился в территориальную комиссию Главного управления МЧС России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению истцом приложены следующие документы: копия паспорта Ч.; копия трудовой книжки Ч.; копия пенсионного удостоверения Ч.; копия регистрации по месту пребывания Ч.; копия выписки из ЕГРН (по РФ) на Ч.; копия справки о регистрациях Ч.
В заявлении Ч. указал, что разведен, собственного жилья не имеет, проживает у родителей в неблагоустроенном доме без регистрации.
В нарушение пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), Ч. не предоставлены следующие документы: копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства расторжении брака; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы или документы, подтверждающие невозможность получения данных документов в случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно выписке из протокола N заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Ч. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 1 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, пунктов 5 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 отказано в связи с тем, что Ч. подано заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не в период прохождения службы, а после его увольнения, а также из-за отсутствия в полном объеме необходимых документов для его признания нуждающимся в данной выплате.
В соответствии с пунктом 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. Ч. в связи с увольнением утратил статус сотрудника федеральной противопожарной службы.
Разрешая исковые требования, суд, принимая во внимание то обстоятельство, что Ч. заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было подано после его увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и, соответственно, после того как он утратил статус сотрудника федеральной противопожарной службы, учитывая, что к заявлению не были приложены необходимые документы, перечень которых установлен п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия оснований для признания оспариваемого решения комиссии незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ч. после вынесения решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты были дополнительно предоставлены необходимые документы, выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения комиссии незаконным не опровергают, истец не отрицает то обстоятельство, что с заявлением о постановке на учет не представил полный перечень документов, предусмотренных п. 5 Правил, необходимых для принятия решения о постановке на учет.
Судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что истец своевременно не воспользовался правом на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения ввиду отсутствия у него информации о праве на единовременную выплату.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации входят в предмет регулирования Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного Закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
При этом нормами Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника - до или после его увольнения.
Однако в данном случае на момент обращения Ч. в территориальную комиссию Главного управления МЧС России по г. Москве с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он не являлся сотрудником и не проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. Ч. в связи с увольнением утратил статус сотрудника федеральной противопожарной службы.
В связи с этим, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательным условием предоставления такой выплаты является прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации на момент обращения с соответствующим заявлением.
Основания для применения положений ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона о сохранении за Ч. права на единовременную социальную выплату после увольнения с правом на пенсию отсутствуют, поскольку Ч. не был принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты по причине того, что не обратился с таким заявлением в период прохождения службы.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Оснований для иных выводов, чем те, к которым пришел суд первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.