Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2024 по делу N 33-17741/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-006041-15)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета на получение ЕСВ, признании права на получении ЕСВ.
Обстоятельства: Истец указал, что, заключив договор социальной ипотеки, выбрал способ реализации права на жилище и улучшение своих жилищных условий путем приобретения в рассрочку в собственность жилого помещения на льготных условиях по республиканской государственной программе социальной ипотеки.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2024 по делу N 33-17741/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-006041-15)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета на получение ЕСВ, признании права на получении ЕСВ.
Обстоятельства: Истец указал, что, заключив договор социальной ипотеки, выбрал способ реализации права на жилище и улучшение своих жилищных условий путем приобретения в рассрочку в собственность жилого помещения на льготных условиях по республиканской государственной программе социальной ипотеки.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2024 г. по делу N 33-17741/24
Суд 1-й инстанции гр. дело N 2-4017/23 | УИД 77RS0007-02-2023-006041-15 |
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Павловой И.П.,
судей фио, Максимовских Н.Ю.,
при помощнике судьи А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца С. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 4 сентября 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления фио к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета на получение ЕСВ, признании права на получении ЕСВ и обязании устранить допущенное нарушение прав, отказать",
установила:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России, в котором просил признать незаконным и подлежащим отмене решение комиссии ФСИН России от 26.01.2023 - протокол N 2 в части принятия решения о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального
закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 и представленных им документов; обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем восстановления истца на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15.04.2014 с составом семьи 4 человека; обязать подкомиссию УФСИН России по адрес в течение 3 дней с момента получения от комиссии ФСИН России уведомления о восстановлении на учете для получения единовременной выплаты ознакомить с данным уведомлением, мотивируя свои требования тем, что согласно Выписки из протокола N 2 от 26.01.2023 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения принято решение о снятии истца с учета на получение ЕСВ на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. С указанным решением истец не согласен, считает его необоснованным и незаконным, так как, в соответствии с
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, сотрудник снимается с учета для получения ЕСВ в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения ЕСВ, либо совершения действии, связанных с намеренным получением ЕСВ в большем размере. Истец счел решение комиссии незаконным и просил его отменить.
Истец фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал полностью.
Представитель ФСИН России по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Ответчик в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия на основании
ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело при данной явке.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями
ст. ст. 2,
5 Жилищного кодекса Российской Федерации,
ст. ст. 1,
4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, протоколом N 79 от 11.10.2016 фио поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 15.04.2014.
Дополнительно рапортом от 28.06.2017 (вх-20-186925 от 05.07.2017) С. внесены изменения в состав семьи и включена дочь - С., паспортные данные.
Копия свидетельства о регистрации по месту жительства дочери фио не представлена. Согласно выписке из домовой книги и справке с места жительства дочь с 10.03.2015 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 42,2 кв. м, по адресу: адрес, г. адрес, адрес, собственником указан отец заявителя фио Всего по месту жительства зарегистрировано 5 человек (заявитель с семьей, родители заявителя), по месту пребывания 1 человек (супруга заявителя).
Приказом УФСИН России по адрес от 10.01.2019 N 1-лс, майор внутренней службы фио Р.Р. уволен из органов УИС 10.01.2019 по
п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет в календарном исчислении на 10.01.2019 составляет 15 лет 03 месяца 00 дней, в льготном исчислении 21 год 10 месяцев 24 дня.
Заявлением от 10.11.2022 (вх-20-489244 от 28.12.2022) фио Р.Р. просил внести изменения в материалы учетного дела и включить в состав семьи дочь С. паспортные данные.
фио Р.Р. представил документы подтверждающие, что он с 25.05.1999, дочь Аделина с 09.02.2012, дочь Р. с 10.03.2015 по настоящее время по месту жительства, супруга с 11.06.2019 по 11.06.2024 (ранее с 10.04.2014 по 10.04.2019) по месту пребывания зарегистрированы в жилом помещении (двухкомнатной квартире) общей площадью 42,2 кв. м по адресу: адрес, г. адрес, адрес, принадлежащем на праве общей долевой собственности родителям и сестре заявителя фио Р.Р., фио, фио (по 1/3 доли в праве у каждого), на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 10.04.2007.
По данному адресу представлены: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания супруги, копии свидетельств о регистрации по месту жительства детей, выписка из домовой книги, справка с места жительства - финансовый лицевой счет, согласно которым по месту жительства зарегистрировано 6 человек (заявитель с дочерями, родители заявителя), по месту пребывания 1 человек (супруга заявителя).
Супруга заявителя с 26.05.2005 по настоящее время зарегистрирована но месту жительства в жилом помещении (двухкомнатной квартире) общей площадью 38,3 кв. м, по адресу: адрес, г. адрес, адрес, принадлежащем на праве совместной собственности бабушке и дедушке супруги заявителя фио и фио, на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 02.07.1996 (копия представлена). Представлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.11.2022 (сведения о собственнике не указаны).
По данному адресу представлены: выписка из домовой книги, справка с места жительства - финансовый лицевой счет, согласно которым всего зарегистрировано 3 человека (супруга заявителя с матерью и братом).
Заявлением от 09.11.2022 фио Р.Р. сообщил, что он и члены его семьи являются участниками программы социальной ипотеки адрес. В 2009 году осуществлен выбор квартиры по адресу: адрес, г. адрес, адрес, общей площадью 64,8 кв. адрес и члены его семьи не являются собственниками указанного жилого помещения, по договору социального найма оно не предоставлялось. фио Р.Р. просил предоставить ЕСВ без учета указанной квартиры. Представлена копия договора социальной ипотеки от 22.01.2009 и копия предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина от 15.06.2012.
Так, право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ);
Из представленных истцом документов комиссией установлено, что жилищные условия истца соответствуют требованиям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, вследствие чего, протоколом N 79 от 11.10.2016 фио поставлен составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 15.04.2014.
Протоколом N 2 от 26.01.2023 фио снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Исходя из представленных истцом документов общая площадь имущества находящегося в пользовании на основании договора социальной ипотеки, составляет 64,77 кв. м, что свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением более 15 кв. м.
В связи с этими обстоятельствами, комиссией ФСИН России принято решение отказать истцу С. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью заявителя общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В ходе судебного заседания истец пояснил, что он совместно с членами своей семьи проживает в квартире, приобретенной по льготной ипотеке.
Положением статьи 3 Закона адрес 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в адрес", направленного на реализацию конституционного права граждан на жилище, раскрыто понятие социальной ипотеки - предоставление в собственность граждан жилья в рассрочку на льготных условиях в порядке государственной поддержки развития жилищного строительства.
Как следует из статьи 13 Закон адрес от 27 декабря 2004 года N -69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в адрес", гражданам в адрес в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки: 1) получение жилья с различным уровнем оплаты первоначального взноса; 2) рассрочка платежей за полученное жилье на период до 28,5 лет; 3) возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и (или) продукцией личного подсобного хозяйства; 4) предоставление невыкупленной части жилья внаем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья); 5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 30 ноября 2021 года N 2503-0 указал, что
пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369), учитывающий как вытекающий из
Конституции Российской Федерации принцип социальной справедливости, так и природу жилищных гарантий, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лишь реально нуждающимся в жилье лицам и направлен на предотвращение необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств. При этом граждане, имеющие одновременно правовые основания для получения более одной жилищной гарантии (формы жилищного обеспечения), обладают правом ее выбора.
Таким образом, суд полагал, что заключив договор социальной ипотеки, истец выбрал способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий - приобрел в рассрочку в собственность жилое помещение на льготных условиях по республиканской государственной программе социальной ипотеки.
Также суд принял во внимание, что решение о постановке на учет истца для получения ЕСВ принято в условиях, когда истец не сообщил сведения о ранее заключенном им договоре социальной ипотеки (договор участия в выборе будущей собственной квартиры).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам.
Фактически доводы апелляционной жалобы истца сводятся к переоценке исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, которым судом первой инстанции дана объективная и всесторонняя оценка, в том числе с учетом объема заявленных истцом исковых требований, с которой не согласиться оснований не имеется, а также неверное толкование норм материального права, регулирующих правоотношения в области улучшения жилищных условий, в том числе, гражданам, состоящих на учете по улучшению жилищных условий по месту работы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
В силу пункта 8 указанных Правил от 13.05.2006 N 285 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется только один раз.
Исходя из цели и задач подпрограммы, требований к ее участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Положения Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрена обязанность сотрудников по предоставлению сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем, исходя из взаимосвязи указанных выше норм действующего законодательства, регулирующих основания и порядок предоставления субсидии (единой социальной выплаты) в целях улучшений жилищных условий, при предоставлении данного вида поддержки, участвующие в программе граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий, обязаны предоставлять достоверные и актуальные сведения относительно состава семьи и иные данные, дающие право на предоставления денежных средств, выделяемые единократно в целях улучшения им своих жилищных условий.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.