Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 19.09.2024 N 33а-7544/2024 (УИД 77RS0032-02-2023-011434-68)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец и члены его семьи были поставлены на учет, как имеющие право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Впоследствии истец был снят с учета в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого утрачены основания для получения выплаты, а именно, поскольку истец приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 19.09.2024 N 33а-7544/2024 (УИД 77RS0032-02-2023-011434-68)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец и члены его семьи были поставлены на учет, как имеющие право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Впоследствии истец был снят с учета в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого утрачены основания для получения выплаты, а именно, поскольку истец приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2024 г. N 33а-7544/2024
судья: Пименова Е.О.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Кирпиковой Н.С.,
судей Афанасьевой И.И., Шайхутдиновой А.С.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению В.Х. к Центральной почтовой таможне о признании протоколов заседаний комиссии незаконными, обязании осуществить действия по постановке на учет,
по апелляционной жалобе административного истца В.Х. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2023 года,
установила:
В.Х. обратился в суд с административным иском к Центральной почтовой таможне о признании протоколов заседаний комиссии N 3, 4 незаконными, их отмене, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что протоколом N 2 от 28.11.2014 г., с 03.09.2014 г. В.Х. поставлен на учет, как имеющий право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании
пп. 1 п. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При постановке на учет учтены также члены семьи: супруга В.Г.С., дочь В.А., сын В.В. 27.03.2023 г. протоколом N 3 комиссия ЦПТ изменила основание постановки на учет на
пп. 2 ч. 3 ст. 4 указанного ФЗ. 18.04.2023 г. протоколом N 4 ответчик снял В.Х. с учета на основании п. 6 п. 15 Правил предоставления в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения выплаты, а именно, поскольку административный истец приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв. м. Согласно выводам комиссии после регистрации административного истца по последнему адресу обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составила 15,93 кв. м. С указанными решениями В.Х. не согласен, т.к. с 11.07.2001 г. по 25.01.2021 г. постоянно с членами семьи были зарегистрирован в квартире матери В.Х. - В.З. по адресу: г.***. С 26.01.2021 г. вселены в квартиру сестры В.Х. - В.Д. и ее супруга Г.А., общей площадью 63,7 кв. м, расположенной по адресу:***, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 10.01.2021 г. Административный истец указывает, что членом семьи сестры не может считаться, не является нанимателем жилого помещения; не имеет никаких жилых помещений во владении, в связи с чем, оснований для снятия его с учета не имелось.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований В.Х. отказано.
Истцом подана апелляционной жалоба, в которой истец выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных
статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно
части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что В.Х. - подполковник таможенной службы, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты согласно
пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с протоколом заседания Комиссии Московской таможни от 28.11.2014 N 2.
Согласно материалам учетного дела В.Х., последняя информация об уточнении сведений представлена истцом в 2017 году - справка единого жилищного документа (справка о заявителе) N 2007440 от 22.03.2017 на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Из материалов учетного дела усматривается, что поступление документов в части смены регистрации по месту жительства В.Х. нигде не зафиксировано.
В материалах учетного дела имеются, в том числе, копия выписки из домовой книги N 3763101 и копия лицевого счета от 29.11.2021 N 23100 на жилое помещение по адресу:***, которые представлены В.Х. в январе 2023 года.
На основании протокола N 3 ЦПТ от 27.03.2023 при проведении уточнений сведений о сотрудниках, состоящих на учете ответчиком принято решение изменить основания постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты В.Х. с
пункта 1 часть 3 статьи 4 на
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона.
При постановке на учет В.Х. были учтены следующие члены семьи заявителя: супруга заявителя В.Г.С. (<...> г.р., место рождения:***), дочь заявителя В. (***г.р., место рождения: **сын заявителя В. ** (***., место рождения:**).
В.Х. с 11.07.2001 по 26.01.2021 был зарегистрирован по месту жительства в квартире своей матери, общей площадью 72,7 кв. м, расположенной по адресу: ***
Совместно с заявителем в данном жилом помещении были зарегистрированы следующие граждане - 11 человек:
- с 13.12.2005 супруга заявителя В.Г.С. (<...> г.р.),
- с 01.08.2006 дочь заявителя В.А. (<...> г.р.),
- с 26.07.2012 сын заявителя В.А. (<...> г.р.)
- с 16.12.2003 В.Г.В. (<...> г.р.) - отец заявителя,
- с 05.11.2002 В.М. (<...> г.р.) - брат заявителя,
- с 11.07.2001 В.Д. (<...> г.р.) - сестра заявителя,
- с 19.04.2001 В.З. (<...> г.р.) - мать заявителя,
- с 25.07.2006 Г.А. (<...> г.р.),
- с 30.12.2009 Г.С. (<...> г.р.),
- с 15.12.2010 Г.Я. (<...> г.р.).
Собственником указанной квартиры, являлась мать заявителя В.З.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения, в котором В.Х. и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства (до момента последней регистрации - до 26.01.2021) на одного человека составляла менее 15 кв. м.
Так как В.Х. был постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу г***, как член семьи собственника жилого помещения В.З. (матери заявителя), приобрел право пользоваться этим жилым помещением наравне с собственником, общей площадью 72,7 кв. м, в связи с чем, при определении его нуждаемости в предоставлении единовременной социальной выплаты данное жилое помещение подлежало учету со всеми зарегистрированными в нем лицами.
С 26.01.2021 В.Х. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 63,7 ** ***, принадлежащем на праве общей совместной собственности В.Д. - сестре В.Х. и Г.А. - супругу сестры В.Х.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи В.Х., в период с 26.01.2021 по 06.02.2023, составляла 15,93 кв. м (63,7 53. м. / 4 чел. = 15,93 кв. м), что более 15 кв. м.
Поскольку с учетом площади жилого помещения, занимаемого В.Х. и членами его семьи, их жилищная обеспеченность в период с 26.01.2021 по 06.02.2023 (15,93 кв. м), превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека (15 кв. м), установленную
п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона, на заседание комиссии ЦПТ ФТС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов единовременной выплаты от 18.04.2023 г. принято решение снять с учета В.Х., в связи с улучшением В.Х. своих жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом фактического проживания В.Х. в квартире, принадлежащей его матери, судом первой инстанции сделан вывод о том, что таможенным органом протоколом N 3 верно изменены основания постановки на учет (приведены в соответствие с требованиями Федерального
закона 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам которых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также на основании документов, содержащихся в учетном деле В.Х., и после предоставления административным истцом обновленных сведений, самостоятельно, протоколом N 4 истец обоснованно снят с учета, т.к. не соответствовал требованиям, применяемым к нуждающимся в жилом помещении или компенсации, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Доводы истца о том, что В.Х. пользовался указанным жилым помещением на основании договора (соглашения) безвозмездного пользования жилым помещением от 10.01.2021 г., заключенного с Г.А., признан судом несостоятельным, поскольку в материалах учетного дела имеется копия финансового лицевого счета от 29.11.2021 N 23100, в которой указано в разделе сведения о проживающих, в графе родственные отношения, что В.Х. зарегистрирован, как брат по отношению к собственнику жилого помещения по адресу:**, соответственно члены семьи В.: В.Г.С. - как жена брата, В.А. (<...> г.р.) - дочь брата, В.А. (<...> г.р.) - сын брата.
Кроме того, судом установлено, что согласно справкам о доходах, расходах, об имуществе и обязательных имущественного характера, поданных В.Х. за 2021 год, в отношении себя, своей супруги и детей, указано, что проживает в квартире по адресу:**, в связи с фактическим предоставлением Г.А., В.Д., без указания на ссылку к договору от 10.01.2021 г., в нарушение п. 182 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, утвержденных Минтрудом России.
Судебная коллегия находит данные суждения суда первой инстанции правомерными и не усматривает оснований с ними не согласиться, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку суда сообразно
статье 84 КАС РФ.
Исходя из анализа норм
главы 22 КАС РФ суды, осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления военнослужащим органов военной прокуратуры субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Нормами Порядка предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
В.Х., обращаясь в суд за защитой нарушенного, по его мнению, права в порядке административного судопроизводства, оспаривает решения, принятые в отношении него жилищной комиссией в рамках реализации властно-публичных полномочий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата по условиям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу положений
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 18.04.2023 года заявитель и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал неверную оценку факту снятия истца и его семьи с регистрационного учета по адресу: *** и постановка на регистрационный учет по адресу: *** так как на последнее место жительства и регистрации истца заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением от 10.01.2021 года, а само по себе наличие родственных отношений, не является автоматическим признанием лиц членами семьи, являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, основанием к отмене решения суда не являются.
Согласно
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Ч. 2 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец и его семья с 26.01.2021 по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу:***, в качестве члена семьи В.Д. (сестры истца) собственника 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
Вышеуказанное соглашение о безвозмездном пользовании спорным жилым помещением не подтверждает, что между В.Д., Г.А. (супругом сестры) и В.Х. определен иной порядок пользования квартирой, отличный от отношений, связанных со вселением собственником жилого помещения членов своей семьи.
К тому же, как правильно замечено судом первой инстанции документы относительно вышеуказанной квартиры истцом были представлены лишь в 2023 году; ранее о заключения соглашения о безвозмездном пользовании квартирой истец не сообщал.
В целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным
кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника и членов его семьи в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно согласился с выводом обжалуемого решения ответчика об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца более 15 квадратных метров.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам
статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Х. - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.