Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 N 88-3349/2022 данное определение отменено, дело передано на новое
рассмотрение в Московский городской суд.
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2021 N 33-25887/2021 (УИД 77RS0007-01-2020-008285-75)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что решением комиссии он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Позже решением комиссии истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку им не представлены сведения о том, что он и члены его семьи ранее получали социальную выплату.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2021 N 33-25887/2021 (УИД 77RS0007-01-2020-008285-75)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что решением комиссии он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Позже решением комиссии истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку им не представлены сведения о том, что он и члены его семьи ранее получали социальную выплату.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2021 г. N 33-25887/2021
Судья: Шемякина Я.А.
В суде первой инстанции N 2-5107/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Клюевой А.И.
судей Пономарева А.Н., Аванесовой Г.А.,
при помощнике судьи Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой А.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе Р. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 25 августа 2020 года (в редакции определения суда об исправлении описки от 01 марта 2021 года), которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Р. к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты, - отказать",
установила:
Истец Р. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением комиссии ФСИН России от 26.02.2019 г. (протокол N 8) он был поставлен на учет получения единовременной социальной выплаты с 17.04.2014 г. для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек: заявитель, супруга заявителя, сын и дочь. Решением Комиссии ФСИН России от 12.12.2019 г. (протокол N 42) истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, на основании пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369, а именно, что истцом не предоставлены сведения о том, что он и члены его семьи ранее получали социальную выплату. Изложенное послужило основанием для обращения с иском в суд, в котором истец просил признать решение комиссии ФСИН России от 12.12.2019 г. (протокол N 42) незаконным в части снятия его составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты, на основании пп. "г" п. 15 Правил, обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека.
Истец Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФСИН России О. в предоставленных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований истца со ссылкой на несостоятельность указанных требований.
В силу положений
ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит истец Р. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФСИН России по доверенности О. явился, доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями
ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России по доверенности О., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в том числе, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что 17.04.2014 г. Р. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом, истцом была подана справка о составе семьи из человек: заявитель, ., паспортные данные, сведения отсутствуют. Решением комиссии ФСИН России от 26.02.2019 г. Протокол N 8 было принято решение поставить Р. составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17.04.2014 г.
Согласно ответу ГУФСИН России по адрес истец участвовал в программе "Обеспечение жильем молодых семей" в количестве 3 человек по финансированию в 2009 году. На основании представленных документов комиссия ФСИН России приняла решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты, на основании пп. "г" п. 15 Правил - решение комиссии ФСИН России 12.12.2019 г. (протокол N 42).
В соответствии с
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 - в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в
части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
В силу
ч. 5 ст. 4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном
п. 5 правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. N 416-О).
Согласно
п. 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
Пунктом 22 Правил в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 647-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чемберян К.И. на нарушение ее конституционных прав пунктами 9 и 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и положением подпрограммы "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" государственной программы адрес "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения адрес", взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Статьей 4 Федерального закона и
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, также установлено, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве на приобретение жилья однократностью его реализации закреплено в
п. 4 ч. 1 ст. 56 адрес кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Исходя из смысла указанных правовых норм, действующим законодательством предусмотрено, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счет федеральных средств только один раз и не предусмотрена возможность повторной реализации гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с
п. 2 ст. 2 адрес кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статьей 6 БК РФ установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Государственные (муниципальные) программы по своему содержанию являются формой планирования и организации деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития.
В силу
п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Кроме того,
статьей 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, которым предусмотрена, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, исполнение расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования, в том числе, актами об утверждении целевых программ, осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета, включая поступившие из бюджетов иных уровней безвозмездные поступления.
Статьями 179 и
179.3 БК РФ устанавливается возможность формирования органами местного самоуправления долгосрочных и ведомственных целевых программ. Другие виды целевых программ бюджетным законодательством не предусматриваются. При этом, полномочиями по утверждению долгосрочных целевых программ муниципального образования в соответствии со
статьей 179 БК РФ наделена местная администрация. Сроки реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования также определяются местной администрацией.
В соответствии с
п. 1 ст. 74.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения, то есть социальные выплаты на жилищное обеспечение имеют одинаковый правовой статус, являясь бюджетными ассигнованиями на социальное обеспечение населения.
С учетом вышеизложенного, суд, разрешая заявленные требования, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку истец, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив социальную выплату по программе "Обеспечение жильем молодых семей".
При этом, суд указал, что, исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий, в противном случае гражданин, дважды получивший за счет средств государства поддержку на улучшение жилищных условий, будет поставлен в неравное положение с остальными.
Кроме того, суд указал, что как социальная выплата на приобретение или строительства жилья, полученная истцом по программе "Обеспечение жильем молодых семей", так и единовременная социальная выплата, на которую претендовал истец, предоставляются за счет средств бюджетных ассигнований, по своей правовой природе обе являются мерами государственной поддержки, направленной на создание условий для осуществления конституционного права на жилище, то есть являются аналогичными по своей правовой природе социальными выплатами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем исследовании письменных доказательств, получивших в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ надлежащую оценку в обжалуемом решении, и оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Судебная коллегия также отмечает, что указанные истцом в апелляционной жалобе доводы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда, основанием для отмены решения суда не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 25 августа 2020 года (в редакции определения суда об исправлении описки от 01 марта 2021 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.