Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2021 по делу N 33-14432/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, так как им получена социальная выплата на приобретение жилья, а также в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2021 по делу N 33-14432/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, так как им получена социальная выплата на приобретение жилья, а также в связи с ухудшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2021 г. по делу N 33-14432/21
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукьянченко В.В.,
и судей фио, фио,
при помощнике судьи Р., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянченко В.В. апелляционную жалобу М. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-5019/2020 по исковому заявлению М. к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты,
установила:
Истец М. обратился в Ленинский районный суд адрес с иском к ГУФСИН России по адрес с иском о признании незаконным решения заседания комиссии в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении истца с семьей на учете на получение данной выплаты (л.д. 7-12). Подав уточненный иск (л.д. 97-101), истец заявил требования к ФСИН России, мотивируя его тем, что решением комиссии ФСИН России от 03.03.2016 (протокол N 13) истец был поставлен на учет получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека с 30.01.2014 (заявитель, супруга заявителя, сын).
Решением Комиссии ФСИН России от 29.08.2019 (протокол N 28) Истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, на основании п. п. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369, а именно, что Истцом получена социальная выплаты на приобретение (строительство) жилья N 0014228 от 27.09.2015 от администрации адрес РО по программе "Обеспечение жильем молодых семей" в размере сумма, а также в связи с ухудшение жилищных условий, просил суд признать решение комиссии ФСИН России от 29.08.2019 (протокол N 28) незаконным в части снятия его составом семьи 3 человека для получения единовременной социальной выплаты, на основании п. п. "б, г" п. 15 Правил, обязать комиссию ФСИН России восстановить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека.
Требования истца в части иска, заявленного к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты, выделены судом в отдельное производство, дело направлено по подсудности в Замоскворецкий районный суд адрес (л.д. 106-111, 113-120).
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 20 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований М. к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты было отказано (л.д. 164-171).
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы (л.д. 174-175, 189-193).
В заседании судебной коллегии представитель истца, действующая на основании доверенности - фио поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснив, что имеется вступившее в законную силу идентичное решение суда.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, как постановленного с нарушением требований ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, неправильным применением норм материального права и, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, сочла необходимым принять по данному спору новое решение по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что М. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 30.01.2014. При этом истцом была подана справка о составе семьи на 3 человека: супруга - фио (фио) фио паспортные данные, сын - фио паспортные данные (5 лет). Решением комиссии ФСИН России от 03.03.2016 Протокол N 13 было принято поставить фио, составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 30.01.2014. Как следует из материалов учетного дела, Заявитель с 04.05.2011, супруга (ранее с 2001 по 22.01.2010) с 29.04.2011 и сын с 29.04.2011 были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 47,4 кв. м по адресу: адрес, принадлежащем на праве общей долевой собственности супруге заявителя 1/4 доля в праве 11, 85 кв. м (согласно копии свидетельства). Другим сособственником 1/4 доли является мать супруги заявителя фио.
Истец предоставил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам своей семьи от 17.09.2018, согласно которым заявитель с членами его семьи получил свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья N 0014228 от 27.09.2015 от администрации адрес по программе "Обеспечение жильем молодых семей" в размере сумма.
Истцу с супругой принадлежит на праве долевой собственности по 1/2 доли жилое помещение (ипотека в силу закона) общей площадью 30,4 кв. м по адресу: адрес, дата государственной регистрации права 06.05.2015. Супругой истца 26.01.2017 прекращено право на 1/2 долю в праве собственности на жилое помещение общей площадью 24,8 кв. м, расположенное по адресу: адрес, пом. 1,2. Дополнительно 29.08.2019 истцом были представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи от 16.08.2019 и о получении вышеуказанного свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья N 0014228 от 27.09.2015 от администрации адрес по программе "Обеспечение жильем молодых семей".
Комиссией ФСИН России 29 августа 2019 года было принято оспариваемое решение, со ссылкой на п. п. "б" и "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (протокол N 28) (л.д. 46-48).
Суд первой инстанции, при разрешении спора, пришел выводу о законности снятия ответчиком истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из того, что супругой заявителя 26.01.2017 прекращено право на 1/2 долю жилого помещения общей площадью 24,8 кв. м, расположенного по адресу: адрес, пом. 1,2, что явилось основанием для применения положений подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о том, что ранее, истец, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив социальную выплату по программе "Обеспечение жильем молодых семей", при этом, письмом ГУФСИН России по адрес было сообщено, что истец воспользовался правом получения социальной выплаты в 2009 году. В представленных сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику (пенсионеру УИС) и членам его семьи истец сообщил, что он и члены его семьи субсидии в виде БФП и ГЖС не получали.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в том числе при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
В силу ч. 5 ст. 4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты, учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на основании право собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
ФСИН России свое решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты 29 августа 2019 года, мотивировал наличием оснований, предусмотренных п. п. "б" и "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, судебная коллегия находит их подлежащими удовлетворению.
Анализируя обстоятельства дела в совокупности с вышеприведенными предписаниями действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, при вынесении обжалуемого решения, пришел к необоснованному выводу о правомерности принятого ответчиком решения, при этом судом не были учтены судом существенные для дела обстоятельства, указывающие на то, что истец и члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия путем отчуждения, принадлежащей супруге истца доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: адрес, 2, поскольку указанный дом является непригодным для проживания, семья истца по указанному адресу не проживает, а выдача истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья N 0014228 от 27.09.2015 от администрации адрес по программе "Обеспечение жильем молодых семей", не является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку не влияет на наличие оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, как сотрудника ГУФСИН России по адрес.
Судом не было учтено то, что отчуждение супругой истца доли в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: адрес, не влияет на изменение жилищных условий семьи истца, поскольку суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца не превышает и не превышала, до отчуждения указанной доли, 15 кв. м на человека.
Судебная коллегия считает данные выводы суда не соответствующими собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом юридически значимые обстоятельства по делу определены не верно, доводы участников процесса судом проверены не с достаточной полнотой, решение судом по делу вынесено не законное и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные сторонами доказательства, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, приняв по делу новое решение, которым требования М. к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты удовлетворить частично, признав незаконным решение комиссии ФСИН России от 29 августа 2019 год, оформленное протоколом N 28, о снятии снятия фио с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск М. к ФСИН России удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 28 от 29 августа 2019 г., в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения М. (составом семьи из четырех человек, включая супругу фио, сына фио, сына фио), оформленное протоколом N 28 от 29 августа 2019 г.
Восстановить М. (составом семьи из четырех человек, включая супругу фио, сына фио, сына фио) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30.01.2014.
В удовлетворении остальной части исковых требований М. - отказать.