Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2023 N 88а-34687/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.06.2023 по делу N 33а-3193/2023 (УИД 77RS0014-02-2022-004303-89)
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об утверждении проекта организации дорожного движения, обязании демонтировать установленные дорожные знаки.
Обстоятельства: Доказано, что оспариваемое решение об утверждении проекта организации дорожного движения в дворовом проезде, предполагающего установку на данной территории запрещающих дорожных знаков, принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий, при наличии законных оснований и прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда от 07.06.2023 по делу N 33а-3193/2023 (УИД 77RS0014-02-2022-004303-89)
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об утверждении проекта организации дорожного движения, обязании демонтировать установленные дорожные знаки.
Обстоятельства: Доказано, что оспариваемое решение об утверждении проекта организации дорожного движения в дворовом проезде, предполагающего установку на данной территории запрещающих дорожных знаков, принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий, при наличии законных оснований и прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Решение: Отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2023 г. по делу N 33а-3193/2023
судья: Шидлов Н.Н.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В.,
судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-250/2022 по административному иску А. ..., Е. ... к Департаменту транспорта и развития транспортно-дорожной инфраструктуры адрес о признании незаконным решения об утверждении проекта организации дорожного движения, обязании устранить допущенные нарушения, демонтировать установленные дорожные знаки
по апелляционным жалобам Департамента транспорта и развития транспортно-дорожной инфраструктуры адрес, подписанной представителем по доверенности фио, адресМосквы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года об удовлетворении требований,
установила:
А., Е. первоначально обратились в суд с административным иском к ГКУ адрес Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, просили убрать незаконно установленные дорожные знаки с огороженной придомовой территории по адресу: адрес.
Уточнив заявленные требования и заявив их к Департаменту транспорта и развития транспортно-дорожной инфраструктуры адрес, просили признать незаконным решение об утверждении проекта организации дорожного движения от 26 октября 2021 года (наименование дороги: дворовой проезд по адресу: адрес), обязать демонтировать установленные дорожные знаки, ссылаясь на то, что являются собственниками квартир NN 141, 161, расположенных в многоквартирном доме по адресу: адрес. адрес, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, поставлен на кадастровый учет, является общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Вместе с тем, на закрытой придомовой территории по указанному адресу без согласия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома были незаконно установлены дорожные знаки: 3.27 "Остановка запрещена" со знаками дополнительной информации (табличками) 8.24 "Работает эвакуатор" и 8.2.3 "Зона действия"; 3.27 "Остановка запрещена" со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.24 "Работает эвакуатор".
Размещение данных дорожных знаков организовано на основании утвержденного административным ответчиком проекта организации дорожного движения от 26 октября 2021 года. Поскольку действие указанных дорожных знаков распространяется на придомовую территорию многоквартирного дома, административные истцы лишены возможности пользоваться придомовой территорией по своему усмотрению, в том числе для парковки личного автотранспорта. Кроме того, городскими службами (организациями) осуществляется эвакуация транспортных средств с придомовой территории многоквартирного дома и привлечение владельцев указанных автотранспортных средств к административной ответственности. Таким образом, решение об утверждении проекта организации дорожного движения от 26 октября 2021 года и установка спорных знаков принято и совершены с нарушением законодательства и нарушает их права.
Решением Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать незаконным и отменить решение об утверждении проекта организации дорожного движения от 26 октября 2021 года (наименование дороги: дворовой проезд по адресу адрес), которым предусмотрен монтаж дорожных знаков 3.27, 8.2.3, 8.24;
обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес произвести работы по демонтажу дорожных знаков, установленных на основании решения об утверждении проекта организации дорожного движения от 26 октября 2021 года (наименование дороги: дворовой проезд по адресу адрес).
В апелляционных жалобах Департамент транспорта и развития транспортно-дорожной инфраструктуры адрес, адресМосквы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы ставят вопрос об отмене постановленного судом решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей Департамента транспорта и развития транспортно-дорожной инфраструктуры адрес по доверенности П., фио, представителя адресМосквы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы по доверенности фио, административного истца фио, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из дела видно, что А., Е. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Данный многоквартирный дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004018:7709 площадью 4 780 кв. м, вид разрешенного использования - участки размещения многоквартирных жилых домов: объекты размещения жилых и нежилых помещений, объектов инженерного оборудования многоквартирных жилых домов (1.2.1).
адрес поставлен на кадастровый учет 24 марта 2021 года, 9 августа 2021 года в отношении него зарегистрировано право общей долевой собственности.
В отношении дворового проезда по адресу: адрес связи с поручением адресМосквы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГКУ ЦОДД) в целях оптимизации существующей схемы дорожного движения 26 октября 2021 года разработан Проект организации дорожного движения, предполагающий проведение мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, включающих монтаж дорожных знаков 3.27, 8.2.3, 8.24 согласно представленной схеме (т. 2 л.д. 35-45).
Проектная документация получила положительное заключение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств на улично-дорожной сети адрес и проектов организации дорожного движения, что подтверждено протоколом от 29 октября 2021 года, утвержденным в тот же день руководителем Департамента транспорта и развития улично-дорожной инфраструктуры адрес (т. 1 л.д. 46-48, 71-131).
Обращаясь в суд с настоящим иском, административные истцы указывали на то, что на основании оспариваемого решения дорожные знаки установлены и распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома по адресу: адрес, являющуюся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд, сославшись на положения статей 36, 44 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что многоквартирный дом 26, стр. 3 по адрес расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:010004018:7709, указанный земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в связи с чем установление дорожных знаков на данном земельном участке возможно лишь с согласия собственников помещений, которого получено не было.
Вместе с тем, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно подпунктам "е" и "ж" пункта 2 Правил содержания общедомового имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются:
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 названных выше Правил определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Таким образом, изложенные выше положения действующего законодательства не предоставляют собственникам помещений многоквартирного дома возможность произвольного, лишь исходя из собственного усмотрения пользования земельным участком как частью общего имущества дома, ограничивая соответствующее усмотрение необходимостью соблюдения требований закона с учетом назначения данного земельного участка, обеспечения безопасности эксплуатации многоквартирного дома и придомовой территории, обеспечения прав и законных интересов не только собственников, но и иных лиц.
Между тем, материалы административного дела не содержат сведений о том, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, в установленном порядке установлены правила пользования земельным участком как общим имуществом дома, включая правила парковки транспортных средств как собственников помещений, так и иных лиц, которые предусматривали бы обеспечение требований безопасности дорожного движения.
При этом согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Раздел 17 Правил определяет порядок дорожного движения в жилых зонах, распространяется в том числе и на дворовые территории.
Требования к организации дорожного движения определены статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с данной нормой организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1).
Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации (часть 6).
Частью 4 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Таким образом, утверждение проекта организации дорожного движения, предполагающего установку технических средств организации дорожного движения (включая дорожные знаки) на определенной территории, направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, соблюдение интересов граждан, общества и государства и как таковое чьих-либо прав и законных интересов нарушать не может.
В силу положений статей 6, 7, 18 названного Федерального закона полномочиями по утверждению проектов организации дорожного движения в адрес наделены органы государственной власти адрес, уполномоченные в соответствующей сфере деятельности.
Уполномоченным органом исполнительной власти адрес в области организации дорожного движения на дорогах адрес является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес (пункт 4.10 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года N 32-ПП).
С учетом изложенного, утверждение Проекта организации дорожного движения на территории дворового проезда по адресу: адрес, предполагающего установку запрещающих дорожных знаков, осуществлено в пределах полномочий административного ответчика.
При этом согласно представленным в дело фотоматериалам, в пределах действия данных дорожных знаков на придомовой территории по адресу: адрес, размещена площадка пожарной техники (т. 1 л.д. 168, 181, 239, 240, т. 2 л.д. 5, 6).
Пункт 11 приведенных выше Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливает положение о том, что содержание общего имущества включает в себя также соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е").
В силу статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно статье 34 данного Федерального закона граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479.
Пунктом 49 Правил запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, в местах вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники, на пожарных пирсах.
Методические рекомендации по устройству площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов адрес утверждены Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы 2 июля 2010 года.
Согласно Методическим рекомендациям устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке (пункт 1 раздела 1).
Площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда (пункт 5 раздела 1).
Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п. (пункт 6 раздела 1).
Данными методическими рекомендациями предусмотрено, что площадка для установки основной пожарной техники представляет собой заасфальтированный участок улицы или пожарного проезда с размерами 10 x 4 метра, оборудованный в том числе дорожными знаками в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", а именно п. 3.27 - запрещается остановка и стоянка транспортных средств, 8.2.2 - зона действия запрещающих знаков (10 метров).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение об утверждении проекта организации дорожного движения в дворовом проезде по адресу: адрес, предполагающего установку на данной территории запрещающих дорожных знаков, принято в пределах полномочий административного ответчика, при наличии законных оснований, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Таким образом, в силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ постановленное судом решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований А. ..., Е. ... отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2023 года.