Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 по делу N 88-458/2024, 2-1565/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ивановского областного суда от 30.10.2023 по делу N 33-2640/2023 (УИД 37RS0007-01-2023-001811-78)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что решением ОПФР ему неправомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины; 3) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.
Апелляционное определение Ивановского областного суда от 30.10.2023 по делу N 33-2640/2023 (УИД 37RS0007-01-2023-001811-78)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что решением ОПФР ему неправомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины; 3) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2023 г. по делу N 33-2640/2023
Судья Мяновская Н.К. | (дело N 2-1565/2023) УИД: 37RS0007-01-2023-001811-78 |
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Н.Ю.
судей Селезневой А.С., Воркуевой О.В.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.
дело по апелляционной жалобе С. на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г. по иску С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее - ОСФР по Ивановской области, ранее - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области) о защите пенсионного права.
Требования мотивированы тем, что решением ОСФР по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N в установлении страховой пенсии истцу отказано.
В специальный стаж ответчиком не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командировка по линии <данные изъяты>.
С решением ответчика истец не согласен и считает его незаконным, а спорные периоды работы подлежащими включению в специальный стаж.
С. просит суд обязать ОСФР по Ивановской области включить в специальный стаж работы (службы) периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по оплате услуг представителя 3000 рублей, судебные расходы согласно представленным документам.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г. исковые требования С. удовлетворены частично. Суд обязал ОСФР по Ивановской области включить в специальный стаж С., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командировка. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также судом с ОСФР по Ивановской области в пользу С. расходы по составлению искового заявления 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 3611 рублей 40 копеек.
С решением суда не согласен истец С. в части отказа в удовлетворении иска, просит его изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В жалобе ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
От ответчика ОСФР по Ивановской области в суд поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Выслушав истца С. и его представителя адвоката Лебедева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика А., поддержавшую доводы возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях", отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения истец достиг возраста 50 лет, специальный стаж составил 18 лет 02 месяца 17 дней при требуемом стаже 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 56,795 при требуемой величине 23,4 в 2022 году.
В специальный стаж ответчиком не были включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в <данные изъяты>, поскольку период является прохождением службы по контракту;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве начальника <данные изъяты> поскольку учреждение не входило в структуру органов МЧС России, являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командировка, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
статьями 27 и
28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
Истец с решением пенсионного органа не согласен, в связи с чем обратился в суд.
Разрешая спор, руководствуюсь
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437,
ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности", Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от 27 декабря 1995 г. N 221-ФЗ, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, при этом исходил из того, что поскольку период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный трудовой стаж истца, работодателем за работником сохранено рабочее место, выплачивалась заработная плата и производились отчисление страховых взносов, период нахождения истца в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
статьями 27 и
28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. подлежит включению в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд исходил из того, что истец в спорный период занимал должность, предусмотренную Списком от 18 июня 2002 г. N 437 и Перечнем от 23 июня 1995 г. N 241, при этом относился к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам), в связи с чем оснований для включения в специальный стаж истца по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> не имеется. Кроме того, поскольку работникам противопожарной службы субъектов не установлено право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд не усмотрел правовых оснований для включения в специальный стаж С. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула <данные изъяты>.
Судом разрешен вопрос о взыскании с ответчика судебных расходов.
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно них. Оснований для проверки решения суда в полном объеме, судебная коллегия не усматривает.
Решение суда в части удовлетворения требований о включении периода нахождения истца в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскания с ответчика судебных расходов не обжалуется.
В апелляционной жалобе истец С., не соглашаясь с выводами суда, указывает, что оснований для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж не имелось, так как установленные законом требования соблюдены: работа истцом выполнялась в течение всего рабочего дня; работодатели являлись зарегистрированными страхователями в территориальном органе Пенсионного фонда; работодатели входили в систему государственной противопожарной службы.
Данные доводы апелляционной жалобы изменение обжалуемого решения суда не влекут, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающих правила и основания назначения досрочной страховой пенсии по старости. По существу жалоба сводится к изложению обстоятельств, исследованных в первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с оценкой доказательств, произведенной судом, правовых оснований к изменению решения суда не содержит.
Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции по делу полностью основаны на юридически значимых обстоятельствах данного дела, правильно установленных судом в результате исследования и оценки всей совокупности представленных по делу доказательств с соблюдением требований
статьи 67 ГПК РФ.
Регулирование вопросов, связанных с реализацией права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, осуществляется на основании Федерального
закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Федеральному
закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
Из вышеуказанных положений закона следует, что право на назначение пенсии по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Как усматривается из материалов дела, С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в органах внутренних дел пожарным (старшим пожарным) в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Имел специальное звание - <данные изъяты>, был уволен из органов внутренних дел.
Из личных карточек денежного довольствия С. за 1993-2001 годы следует, что истец занимал должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, имел звания: <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела истец также не оспаривал, что он проходил службу в органах внутренних дел и имел специальные звания, указывая на то, что пожарная часть была военизированная, поскольку осуществлялась охрана опасного производства.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, к числу которых, как правомерно установлено судом первой инстанции в спорный период относился истец.
Согласно
пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла
статей 14,
88 и
90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости действующее законодательство не содержит.
Этим положениям соответствовали и
Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно
п. 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).
На основании изложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является периодом службы истца в органах внутренних дел, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Относительно доводов жалобы о неправомерном исключении из специального трудового стажа истца периода работы в качестве начальника <данные изъяты>, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
п. 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на 1 марта 2005 г.).
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
- структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
- структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- органы государственного пожарного надзора;
- пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (
ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные положения закона, в рамках
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Указанная правовая позиция также изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности
подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как указано в названном выше Определении, на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм права и акта их толкования, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (федерального органа исполнительной власти). Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается истцом, с ДД.ММ.ГГГГ С. принят на должность начальника <данные изъяты>", ДД.ММ.ГГГГ он уволен в порядке перевода в <данные изъяты>.
Областное государственное учреждение <данные изъяты>" создано в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 23 декабря 2004 г. N 112-ПА и являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Поскольку досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
При указанных выше правовых нормах и установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периода службы С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника <данные изъяты>, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, являются верными.
При этом в обжалуемом решении правомерно указано на установленное в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 18 мая 2005 г. N 87-ОЗ "О пожарной безопасности на территории Ивановской области" за работникам противопожарной службы Ивановской области, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым постановлением Правительства Ивановской области, по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет права на установление за счет средств бюджета Ивановской области пенсии по старости в размере 1,6 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной
ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указанное вытекает из
ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.