Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Калужского областного суда от 30.09.2013 по делу N 33-2548/2013
Иск о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку в ходе проведенной проверки в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Орган местного самоуправления, осуществляя полномочия учредителя учреждения, обязан нести бремя содержания имущества при недостаточности денежных средств на это у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей.


Определение Калужского областного суда от 30.09.2013 по делу N 33-2548/2013
Иск о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку в ходе проведенной проверки в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Орган местного самоуправления, осуществляя полномочия учредителя учреждения, обязан нести бремя содержания имущества при недостаточности денежных средств на это у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей.

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N 33-2548/2013
Судья Тимошкина С.И.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А.,
судей Романовой В.В., Силаевой Н.Л.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Марковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе Городской Управы города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 31 мая 2013 года по иску прокурора города Калуги в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "С", Городской Управе города Калуги о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установила:
22 апреля 2013 года прокурор города Калуги обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "С", Городской Управе города Калуги и, уточнив исковые требования, просил возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "С" в срок до 31 декабря 2013 года обязанность устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить противопожарный люк второго типа выхода на кровлю из лестничной клетки; поставить двери эвакуационных выходов с балконов спортивного зала, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах двери лестничных клеток; привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации; провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта; установить показатели пожарной опасности материалов, применяемых для отделки стен и полов путей эвакуации общего коридора первого этажа; возложить на учредителя - Городскую Управу города Калуги дополнительную обязанность в случае недостаточности денежных средств у учреждения по финансированию вышеуказанных мероприятий.
Помощник прокурора города Калуги Ульянова С.И. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представители муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" Ш., М., Ф. и представитель Городской Управы города Калуги В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 31 мая 2013 года постановлено:
возложить обязанность на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "С" устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности, а именно:
оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить противопожарный люк 2-го типа выхода на кровлю из лестничной клетки; поставить двери эвакуационных выходов с балконов спортивного зала, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах двери лестничных клеток; привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации; провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта; установить показатели пожарной опасности материалов, применяемых для отделки стен и полов путей эвакуации общего коридора первого этажа в срок до 31 декабря 2013 года;
возложить на учредителя Городскую Управу города Калуги дополнительную обязанность в случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" по финансированию вышеуказанных мероприятий.
В апелляционной жалобе представителя Городской Управы города Калуги ставится вопрос об изменении решения суда и исключении дополнительной ответственности Городской Управы города Калуги при недостатке денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С".
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Городской Управы города Калуги В., поддержавшей жалобу, прокурора и представителя третьего лица отдела надзорной деятельности города Калуги УНД Главного управления МЧС России по Калужской области К., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сфера.
Согласно пункту 1.7 устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" его учредителем является муниципальное образование <...>, полномочия которого осуществляет Городская Управа города Калуги.
В ходе проведенной 14-15 марта 2013 года совместной проверки прокуратуры города Калуги и отдела надзорной деятельности города Калуги Главного Управления МЧС России по Калужской области в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" были выявлены нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности, для устранения которых необходимо оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить противопожарный люк 2 го типа выхода на кровлю из лестничной клетки; поставить двери эвакуационных выходов с балконов спортивного зала, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах двери лестничных клеток; привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации; провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта; установить показатели пожарной опасности материалов, применяемых для отделки стен и полов путей эвакуации общего коридора первого этажа.
В связи с этим, учитывая положения Федеральных законов "О пожарной безопасности в Российской Федерации" и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Городской Управы города Калуги о том, что она не несет ответственности по обязательствам муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С", не влекут изменения решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Однако отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию <...> и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "С" на праве оперативного управления, возникли не в связи с имеющимися обязательствами последнего, а основаны на нормах о праве собственности и других вещных правах.
Согласно пункту 9 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно уставу муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" учредитель закрепляет за ним на праве оперативного управления объекты права собственности, в том числе недвижимое имущество (здания, сооружения), принадлежащие учредителю на праве собственности. При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано обеспечить сохранность и использование закрепленного за ним имуществом по целевому назначению, содержать его в надлежащем состоянии.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 19 сентября 2012 года N 11102-пи у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" в оперативном управлении находится трехэтажное кирпичное здание спортивного зала по адресу: <...>, о чем 16 ноября 2012 года сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем собственник в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, Городская Управа города Калуги, осуществляя полномочия учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С" - муниципального образования <...>, являющегося собственником указанного здания, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества, в связи с чем суд обоснованно возложил на нее обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, при недостаточности денежных средств на это у муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "С".
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые, исходя из изложенного, могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 31 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи