Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 07.06.2012 N 33-3120
Исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности удовлетворены правомерно, поскольку установлено нарушение норм и правил пожарной безопасности, наличие которых противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 07.06.2012 N 33-3120
Исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности удовлетворены правомерно, поскольку установлено нарушение норм и правил пожарной безопасности, наличие которых противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2012 г. N 33-3120
Строка N 57
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.,
с участием прокурора Зелениной А.В.,
при секретаре К.Б.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску прокурора Центрального района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению Воронежской области "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "...", департаменту труда и социального развития Воронежской области о возложении обязанности устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности
по апелляционной жалобе департамента труда и социального развития Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 02 февраля 2012 года
(судья райсуда Юрченко Е.П.),
установила:
Прокурор Центрального района г. Воронежа обратился в суд с вышеуказанным иском, с учетом уточненных исковых требований просил обязать бюджетное учреждение Воронежской области "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "..." устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности по эксплуатации нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. ..., д. ..., а именно: в корпусе N 1: оборудовать лестницу между подвальным и первым этажом противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; выполнить высоту горизонтальных участков путей эвакуации не менее 2-х метров (корпус N 1 на 2-м этаже, корпус N 3 на первом этаже); на третьем этаже отделить лестничную клетку от примыкающей коридора дверями; помещения первого и второго этажей отделить от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками с соответствующим заполнением проемов; оборудовать лестничные клетки выходом наружу на прилегающую территорию; обеспечить второй, третий и четвертый этаж эвакуационными выходами; снизить показатели пожарной опасности материала отделки пола в лестничной клетке; оборудовать охранной сигнализацией помещение, где установлены приборы пожарной сигнализации; в корпусе N 3: выполнить высоту горизонтальных участков путей эвакуации не менее двух метров на первом этаже; выполнить ширину эвакуационных выходов не менее 1,2 м на первом этаже; отделить помещения 3-го корпуса (1, 2, 3-ий этажи) от помещений иного назначения ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости; выполнить не менее двух эвакуационных выходов со 2-го, 3-его этажей; выполнить ширину марша лестницы более 1.20 м; демонтировать двери, выходящие на лестничные клетки, уменьшающие ширину лестничных площадок; оборудовать дверями лифтовые холлы на первом, втором этажах. В случае недостаточности денежных средств у бюджетного учреждения Воронежской области "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "..." для устранения вышеуказанных нарушений пожарной безопасности обязанности финансирования работ возложить на департамент труда и социального развития Воронежской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что непринятие мер по обеспечению требований противопожарной безопасности создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, последствиями которых является массовая гибель людей, уничтожение имущества (л.д. 4 - 8, 101 - 105, 203).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02 февраля 2012 года требования прокурора удовлетворены (л.д. 205, 206 - 217).
В апелляционной жалобе департамента труда и социального развития Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (л.д. 222 - 223, 225 - 226).
Представитель департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Б.Ю.С. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, указала, что департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является собственником имущества ответчика и финансирующим его органом. Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований и ошибочно определил класс здания.
Представитель БУ ВО "ОЦРДП "..." по доверенности М.Н.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, указав, что часть нарушений устранены. Другие нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования.
Представитель ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности П.В.А. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что обнаруженные нарушения норм и правил пожарной безопасности относятся ко всем типам здания и не имеют градации.
Прокурор Зеленина А.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в связи с чем, на основании
статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность принятого решения в рамках доводов поданной апелляционной жалобы.
Разрешая заявленные требования прокурора, районный суд правильно определил характер возникших правоотношений и применил нормы материального права, подлежащие применению.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно
ст. 37 названного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями
ст. 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с
п. 10 Правил пожарной безопасности РФ, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения мероприятий по надзору уполномоченными лицами отдела госпожнадзора по Центральному району городского округа г. Воронежа в здании, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. ..., занимаемом на праве оперативного управления БУ ВО "ОЦРДП "..." (л.д. 50), неоднократно выявлялись нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем выносились предписания N 20/1/1 от 04.05.2011 г., N 20/1/1-37 от 04.05.2011 г. (л.д. 87 - 93, 120 - 126), о нарушениях сообщалось прокурору 20.10.2011 г. (л.д. 9 - 10), так же нарушения были выявлены в ходе совместной проверки с прокуратурой 24.10.2011 г. (л.д. 53 - 54), при повторном обследовании 17.01.2012 г. (л.д. 106 - 107).
Из анализа представленных доказательств и положений СНиП 21-01-97, ГОСТ Р 52976-2008, утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2008 года N 239-ст, усматривается, что занимаемое БУ ВО "ОЦРДП "..." здание (часть) по указанному адресу относится к типу Ф. 3.4. Так, к классу Ф.3 отнесены предприятия по обслуживанию населения (помещения этих предприятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала). В перечень организаций, относящихся к классу Ф.3, включены, в частности амбулатории (Ф 3.4).
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что требования пожарной безопасности, а именно: оборудовать лестницу между подвальным и первым этажом противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре соответствует п. 7.23* СНиП 21-01-97*; выполнить высоту горизонтальных участков путей эвакуации не менее 2-х метров соответствует п. 6.27 СНиП 21-01-97*; отделить лестничную клетку от примыкающего коридора дверями соответствует положениям п. 6.34* СНиП 21-01-97*; отделить помещения первого и второго этажей от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками с соответствующим заполнением проемов соответствует п. 7.24 СНиП 21-01-97*; оборудовать лестничные клетки выходом наружу на прилегающую территорию предъявлено на основании п. 6.34 СНиП 21-01-97*; обеспечить второй, третий и четвертый этаж эвакуационными выходами соответствует п. 6.9* СНиП 21-01-97*; снизить показатели пожарной опасности материала отделки пола в лестничной клетке соответствует положениям п. 6.25* СНиП 21-01-97*; оборудовать охранной сигнализацией помещение, где установлены приборы пожарной сигнализации предъявлено на основании п. 12.48 НПБ 88-2001*; выполнить высоту горизонтальных участков путей эвакуации не менее двух метров на первом этаже соответствует положениям п. 6.27 СНиП 21-01-97*; выполнить ширину эвакуационных выходов не менее 1,2 м на первом этаже соответствует положениям п. 6.16 СНиП 21-01-97*; отделить помещения 3-го корпуса (1, 2, 3-ий этажи) от помещений иного назначения ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости соответствует положениям п. 7.4 СНиП 21-01-97*; выполнить не менее двух эвакуационных выходов со 2-го, 3-его этажей соответствует положениям п. 6.13* СНиП 21-01-97*; выполнить ширину марша лестницы более 1.20 м соответствует п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*; демонтировать двери, выходящие на лестничные клетки, уменьшающие ширину лестничных площадок соответствует положениям п. 6.31* СНиП 21-01-97*; оборудовать дверями лифтовые холлы на первом, втором этажах соответствует п. 6.24* СНиП 21-01-97*.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд, руководствуясь требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ пришел к выводу, что необходимость устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности доказана в ходе судебного разбирательства, наличие которых противоречит действующему законодательству, в частности положениям Федерального
закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона N 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 88-2001*, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89* и возложил на БУ ВО "ОЦРДП "Парус надежды" обязанность устранения указанных нарушений.
При этом верно не принял во внимание заключение ООО "..." N 2/12-НОПР, поскольку оно составлено специалистом Г.Ю.В., а также гл. специалистом Ч.В.И., выступавшим в суде первой инстанции в качестве представителя БУ ВО "ОЦРДП "...", т.е. от стороны по делу.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, и нормам материального права, которыми правильно руководствовался районный суд при принятии решения.
Ссылки в апелляционной жалобе, что в обязанности департамента труда и социального развития Воронежской области не входит финансирование мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, несостоятельны, не могут повлечь отмены решения суда. Согласно п. 1.4 Устава БУ ВО "ОЦРДП "..." его учредителем и собственником является Воронежская область. Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент труда и социального развития Воронежской области, в ведомственном подчинении которого, находится БУ ВО "ОЦРДП "..." (п. 1.5 устава) (л.д. 71). Финансирование производится из средств областного бюджета через Департамент финансово-бюджетной политики.
Поэтому суд верно в случае недостаточности денежных средств у БУ ВО "ОЦРДП "..." для устранения вышеуказанных нарушений пожарной безопасности возложил на департамент труда и социального развития Воронежской области обязанности финансирования указанных работ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы жалобы о том, что суд, в нарушение
ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, поскольку прокурор не требовал от департамента осуществления финансирования и не указывал источник финансирования, не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела, в частности протоколом судебного заседания от 02.02.2012 года (л.д. 203 об.).
Ссылка в жалобе на не привлечение к участию в деле ДИЗО Воронежской области не может повлечь отмены решения суда. Данным решением суда права указанного государственного органа не нарушены и им не обжалуется.
Оснований для отмены решения суда при изложенных обстоятельствах по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента труда и социального развития Воронежской области - без удовлетворения.