Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 18.08.2016 N 33-5384/2016
Требование: Об устранении нарушений законодательства РФ о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является потенциально опасным объектом с точки зрения проявления терроризма, поскольку в нем ежедневно пребывают и находятся на лечении более 50 человек. В больнице не соблюдаются требования законодательства РФ о противодействии терроризму, а также законодательства РФ, регулирующего соблюдение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование частично удовлетворено.


Апелляционное определение Воронежского областного суда от 18.08.2016 N 33-5384/2016
Требование: Об устранении нарушений законодательства РФ о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является потенциально опасным объектом с точки зрения проявления терроризма, поскольку в нем ежедневно пребывают и находятся на лечении более 50 человек. В больнице не соблюдаются требования законодательства РФ о противодействии терроризму, а также законодательства РФ, регулирующего соблюдение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование частично удовлетворено.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Холодкова Ю.А.,
судей Родовниченко С.Г., Степановой Е.Е.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Колесовой М.Г., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО8 гражданское дело по иску по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница", Департаменту здравоохранения <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, Департаменту финансов <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, по апелляционной жалобе Департамента финансов <адрес>
на решение Семилукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
(судья районного суда ФИО3),
установила:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница", Департаменту здравоохранения <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности в КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница", расположенном по адресу:
<адрес>. В ходе проверки было установлено, что КУЗ ВО "ВОСОБ" является потенциально опасным объектом с точки зрения проявления терроризма, поскольку в нем ежедневно пребывают и находятся на лечении более 50 человек, при этом в КУЗ ВО "ВОСОБ" не соблюдаются требования законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства, регулирующего соблюдение правил пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: на втором этаже допускается отделка стен и потолков на путях эвакуации на лестничной клетке между первым и вторым этажами, в коридоре и палатах больных на втором этаже материалами с неопределенными показателями пожарной опасности (пластиком), что является недопустимым, поскольку в случае возникновения пожара возможно отравление граждан угарным газом и продуктами плавления данного отделочного материала; в кабинете заведующей отделением отсутствует пожарная сигнализация; пожарные извещатели пожарной сигнализации в коридоре первого этажа и в кабинете бухгалтерии установлены над фальшпотолком, в связи с чем отсутствует возможность своевременного их реагирования на возникновение возгорания в случае пожара и дальнейшей передачи сигнала на пожарную сигнализацию; металлические косоуры лестничных клеток не обработаны огнезащитным составом, вследствие чего уменьшается их несущая способность; не организовано осуществление проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений не реже одного раза в год.
Допущенные нарушения требований законодательства требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав граждан на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время их пребывания в медицинском учреждении. Поэтому прокурор просит суд обязать КУЗ ВО "ВОСОБ" в течение одного года с момента вступления судебного решения в законную силу за счет собственных средств: осуществить демонтаж отделки стен и потолков с неопределенными показателями пожарной опасности (пластик) на путях эвакуации на лестничной клетке между первым и вторым этажами, в коридоре и палатах больных на втором этаже; оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации кабинет заведующей отделением; осуществить переустановку извещателей пожарной сигнализации в коридоре первого этажа и в кабинете бухгалтерии в соответствии с требованиями действующего законодательства; обработать огнезащитным составом металлические косоуры лестничных клеток; организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений не реже одного раза в год с составлением соответствующих актов. В случае недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "ВОСОБ" обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить финансирование соответствующих работ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ соответчиками привлечены Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> и Департамент финансов <адрес>.
В ходе судебного разбирательства, в связи с выполнением части работ, прокурор уточнил исковые требования, просил обязать КУЗ ВО "ВОСОБ" осуществить демонтаж отделки стен и потолков с неопределенными показателями пожарной опасности (пластик) на путях эвакуации на лестничной клетке между первым и вторым этажами, в коридоре и палатах больных на втором этаже; в случае недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "ВОСОБ" обязать Департамент здравоохранения <адрес>, Департамент финансов <адрес>, Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> обеспечить финансирование соответствующих работ.
Решением Семилукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Обязать КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" в течение одного года с момента вступления судебного решения в законную силу за счет собственных средств осуществить демонтаж отделки стен и потолков с неопределенными показателями пожарной опасности (пластик) на путях эвакуации на лестничной клетке между первым и вторым этажами, в коридоре и палатах больных на втором этаже здания, расположенного по адресу: <адрес>.
В случае недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" обязать Департамент здравоохранения <адрес>, Департамент финансов <адрес>, Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить финансирование соответствующих работ.
В апелляционной жалобе департамент финансов <адрес> просит отменить решение суда в части возложения на них обязанности обеспечить финансирование соответствующих работ при недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная больница" (л.д. 157 - 162).
В суде апелляционной инстанции представитель департамента финансов <адрес> по доверенности ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Так же представитель федеральной противопожарной службы ФИО5 поддержал апелляционную жалобу департамента финансов <адрес>.
Представитель КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" главный врач ФИО6 просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу департамента финансов <адрес> без удовлетворения.
В заключении прокурор отдела <адрес> прокуратуры <адрес> ФИО7 полагает, что решение суда в части возложения обязанности профинансировать выполнение работ при недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" основано на неправильном применении норм материального права, и подлежит отмене в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, заслушав представителя департамента финансов <адрес> по доверенности ФИО4, представителя КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" ФИО6, представителя федеральной противопожарной службы ФИО5, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В силу требований части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу суд не усматривает.
Следовательно, в данном случае суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. ст. 4, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Казенное учреждение здравоохранения <адрес> "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" является некоммерческой организацией, созданной <адрес>ю для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере здравоохранения (п. 1.2 Устава) (л.д. 25).
Согласно п. п. 1.6, 1.9 Устава КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" является юридическим лицом и руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами <адрес>, приказами Учредителя, приказами Департамента и Уставом (л.д. 19 - 27).
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и др. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ выносилось представление в адрес КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности (л.д. 28 - 30).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией КУЗ ВО "ВОСОБ" сообщено, что с целью устранения выявленных нарушений осуществлен ряд мероприятий (л.д. 31 - 33).
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверки установлено, что КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" является учреждением здравоохранения с круглосуточным пребыванием граждан, в котором ежедневно пребывают и находятся на лечении более 50 человек. В КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница", являющимся потенциально опасным объектом с точки зрения проявления терроризма, не соблюдаются требования законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства, регулирующего соблюдение правил пожарной безопасности.
Так, в ходе проверки в КУЗ ВО "ВОСОБ" выявлен ряд нарушений правил пожарной безопасности, обязанность устранения которых суд обоснованно возложил на КУЗ ВО "ВОСОБ".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Между тем, возложение субсидиарной ответственности на департамент финансов <адрес> основано на неверном применении нормы материального права.
В соответствии со статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (пункт 3).
Аналогичная норма содержалась в статье 120 ГК РФ, действующей на момент создания предприятия:
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является <адрес>.
Полномочия учредителя от имени <адрес> осуществляет департамент здравоохранения <адрес>.
Полномочия собственника имущества от имени <адрес> осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>.
В соответствии с пунктом 1.5 Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения <адрес> (далее Учредитель) осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества (п. 1.8 Устава).
Поскольку департамент финансов <адрес> не является ни учредителем, ни представителем собственника, ни главным распорядителем бюджетных средств Учреждения, суд необоснованно возложил на него субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств у КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница". В части удовлетворения требований к департаменту финансов <адрес> решение суда следует отменить и в иске к данному ответчику отказать.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, - судебная коллегия
определила:
Решение Семилукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения обязанности на Департамент финансов <адрес> субсидиарной ответственности и финансирования работ КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница" по устранению нарушений пожарной безопасности при отсутствии собственных средств учреждения.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту финансов <адрес> о финансировании работ по устранению нарушений в области пожарной безопасности - отказать.
В остальной части решение Семилукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений.