Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.04.2013 N 33-2057
Иск о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании недоплаченных сумм не подлежит удовлетворению, поскольку пенсионное обеспечение и данная выплата имеют различную правовую природу. Суд безосновательно произвел перерасчет истцу компенсации, исходя из нового размера оклада по штатной должности и по воинскому специальному званию: указанные в решении нормативные акты применяются только для пенсий.


Апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.04.2013 N 33-2057
Иск о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании недоплаченных сумм не подлежит удовлетворению, поскольку пенсионное обеспечение и данная выплата имеют различную правовую природу. Суд безосновательно произвел перерасчет истцу компенсации, исходя из нового размера оклада по штатной должности и по воинскому специальному званию: указанные в решении нормативные акты применяются только для пенсий.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. N 33-2057
Строка N 52
23 апреля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - Федорова В.А.,
судей - Авдеевой С.Н., Свечкова А.И.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску У. к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа
от 07 декабря 2012 года
(судья райсуда Щербатых Е.Г.),
установила:
У. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Воронежской области и с учетом уточненных требований просил обязать ответчика выполнить перерасчет ежемесячной выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью; взыскать с ответчика недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации за период с 01.01.2012 г. по 01.12.2012 г. с учетом индексации в размере 1448444,32 руб.; начиная с 01.12.2012 г. ежемесячно бессрочно, пожизненно выплачивать в его пользу сумму денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 162914,91 руб. с последующим увеличением ее в соответствии с Постановлениями Правительства РФ об увеличении денежного довольствия; взыскать с ответчика расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб. (л.д. 90 - 95). В обоснование заявленных требований указал, что 29 декабря 2004 г. в соответствии с Приказом МЧС России от 24 декабря N ... и Приказом от 29 декабря N ... начальника Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Воронежской области он был уволен из органов внутренних дел по п. "Б" (по достижении предельного возраста) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Приказом ГУ ГОЧС Воронежской области N .. от 11.05.2005 г. были внесены изменения в приказ N .. от 29.12.2004 г. об увольнении на основании выписки из приказа МЧС России от 13.04.2005 г. N ... и свидетельства о болезни от 25.01.2005 г. ВВК ГУВД Воронежской области. Таким образом, он был признан уволенным с 29.12.2004 г. по п. "Ж" (по болезни) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Согласно заключению эксперта N ... от 18.06.2008 г. ему определена утрата трудоспособности в размере 80% бессрочно, пожизненно. В соответствии с решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г. ГУ МЧС России по Воронежской области, как последний работодатель, с 01.12.2011 г. обязано выплачивать ему компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячно в размере 34509,43 руб. с последующим увеличением ее в соответствии с постановлениями Правительства РФ об увеличении денежного довольствия, а также включать в расчет среднемесячного заработка (денежного довольствия) при определении суммы компенсации: оклад по штатной должности; оклад по воинскому званию; надбавку за выслугу лет в размере не менее 70% от должностного оклада; размер ежемесячной доплаты 1000 руб.; ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 120% от должностного оклада; надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 20% от должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года в размере трех окладов денежного содержания; (один раз в году) в размере не менее двух окладов денежного содержания ежеквартальную премию за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере не менее двух окладов денежного содержания; материальную помощь; надбавку за классность в размере 10% от должностного оклада; надбавку за ученую степень в размере 5% от должностного оклада.
С 01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон N 247-ФЗ от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец полагает, что поскольку он уволен из органов внутренних дел, как сотрудник МВД России, на него должны распространяться положения данного Закона. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 установлены размеры окладов месячного денежного содержания действующих сотрудников органов внутренних дел. В МЧС России это Постановление Правительства продублировано Приказом от 19 декабря 2011 г. N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, при назначении (пересмотре) пенсий". В приложении N 9 указанного приказа должностной оклад первого заместителя начальника главного управления МЧС России по субъекту РФ с численностью населения менее 2,5 млн. человек установлен в размере 28000 руб. Размеры окладов по специальным званиям сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий, определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий". Специальному званию полковник внутренней службы соответствует оклад 13000 руб.
Пенсионный отдел ГУ МВД России по Воронежской области с 01.01.2012 г. произвел перерасчет пенсии истца в соответствии с новыми окладами денежного содержания сотрудников органов внутренних дел. 25.04.2012 г. истец обратился к начальнику ГУ МЧС России по Воронежской области по вопросу перерасчета суммы денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, руководствуясь ФЗ-247 от 19.07.2011 г. С полученным ответом истец не согласился. В исковом заявлении привел свой расчет суммы ежемесячной денежной компенсации, исходя из нового оклада по штатной должности 28000 руб., нового оклада по воинскому специальному званию 13000 руб., и иных надбавок и доплат, установленных решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г., а также произвел расчет недоплаченных сумм.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 07.12.2012 г. исковые требования У. удовлетворены, на ГУ МЧС России по Воронежской области возложена обязанность выполнить перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью У., и, начиная с 01.12.2012 г. выплачивать У. денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 147703 руб. 91 коп. с последующим увеличением в соответствии с постановлениями Правительства РФ об увеличении денежного довольствия. С ГУ МЧС России по Воронежской области в пользу У. взыскана задолженность по компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.01.2012 г. по 30.11.2012 г., включительно, в размере 1203492 руб. 95 коп., судебные расходы 5000 руб., а всего - 1208492 руб. 95 коп. (л.д. 107, 108 - 112).
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 15.01.2013 г. внесены исправления в резолютивную часть решения суда, исправлен размер ежемесячной денежной компенсации с 147703 руб. 91 коп. на 150449 руб. 32 коп., исправлен размер задолженности по компенсации за период с 01.01.2012 г. по 30.11.2012 г. с 1203492 руб. 95 коп. на 1299820 руб. 45 коп., исправлена общая сумма, подлежащая взысканию, с 1208492 руб. 95 коп. на 1304820 руб. 45 коп. (л.д. 132).
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, поскольку судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены и неправильно применены нормы материального права (л.д. 140 - 144).
В письменном возражении на апелляционную жалобу У. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 154 - 156).
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МЧС России по Воронежской области Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца У., возражавшего против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, поскольку постановлено с грубым нарушением норм материального права, а в иске необходимо отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что У., полковник внутренней службы, 29.12.2004 г. был уволен с должности первого заместителя начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Воронежской области (по государственной и противопожарной службе - главного государственного инспектора по пожарному надзору), связанной с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, по ст. 58 п. "Ж" (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. В связи с полученной при исполнении служебных обязанностей травмой ему была установлена вторая группа инвалидности и определено 80% утраты профессиональной трудоспособности.
С 30.12.2004 г. У. является получателем пенсии по выслуге лет.
Судом установлено, что решениями Ленинского районного суда г. Воронежа от 07.12.2009 г., от 18.01.2011 г., от 27.05.2011 г., от 26.09.2011 г. было установлено право истца на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, период расчета, виды выплат, подлежащие включению в расчет, а также размер самой компенсации.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г. на Главное управление МЧС России по Воронежской области была возложена обязанность выплачивать У. компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01.12.2011 г. в размере 34509 руб. 43 коп. с последующим увеличением в соответствии с постановлениями Правительства РФ об увеличении денежного довольствия (л.д. 21 - 26).
Как усматривается из материалов настоящего дела, в исковом заявлении наряду с приведением норм гражданского законодательства, регулирующего обязательства вследствие причинения вреда, истец ссылается на нормы специальных законов, регулирующих отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
Гражданским кодексом РФ установлена гражданско-правовая ответственность за вред жизни или здоровью граждан, в том числе причиненный при исполнении ими обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, при наличии общих оснований наступления такой ответственности, в связи с чем возмещение вреда в таких случаях возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов.
Вместе с тем согласно статье 29 ранее действовавшего Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается денежное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета, а в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением служебной деятельности - денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" действие статьи 29 Закона РФ "О милиции" было распространено на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ст. 39).
В обеспечение положений ст. 29 Закона РФ "О милиции" Приказом Министра внутренних дел РФ от 15 октября 1999 г. N 805 была утверждена Инструкция "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких" (далее - Инструкция N 805), в соответствии с пунктом 21 которой при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей), и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно п. 22 названной Инструкции размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, право сотрудников органов внутренних дел на возмещение вреда, причиненного здоровью, в частности на получение в качестве дополнительной гарантии пострадавшим сотрудникам ежемесячной компенсации за причиненный вред здоровью, регламентировано также нормами специального законодательства, предусматривающими такую возможность на условиях, не поставленных в зависимость от наличия общих оснований наступления гражданско-правовой ответственности. Для осуществления такой выплаты достаточно только одной составляющей наступления ответственности - самого факта причинения вреда при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Приказом МЧС России от 25.12.2002 N .. "О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России" действие Инструкции N 805 было распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.
Как следует из обстоятельств дела, У. денежная компенсация в возмещение вреда здоровью была назначена в соответствии с названными нормами права.
Согласно п. 24 Инструкции N 805 в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.
Постановлением Правительства РФ от 30.03.2012 г. N 268 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" с 1 апреля 2012 г. были повышены в 1,06 раза размеры окладов по штатным должностям и окладов по специальным званиям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с названным Постановлением, а также решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г. размер компенсации возмещения вреда здоровью с 1 апреля 2012 г. ответчиком истцу был увеличен в 1,06 раза и составил 36580 руб.
Производя перерасчет размера денежной компенсации в возмещение вреда, суд первой инстанции сослался на утвержденную Приказом МВД России 18.06.2012 г. N 590 Инструкцию "О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации или их близкими родственниками" (далее - Инструкция N 590), и посчитал, что в связи с новым правовым регулированием пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и лиц, уволенных из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы до 01.01.2012 г., такой перерасчет должен быть произведен истцу, исходя из установленных с 01.01.2012 г. размеров оклада по штатной должности 28000 руб. и оклада по воинскому специальному званию - 13000 руб., с включением в расчет среднемесячного заработка доплат и надбавок, установленных решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом допущено неправильное применение и толкование норм материального права.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который установил новую систему оплаты труда сотрудников органов внутренних дел.
Во исполнение названного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" были установлены: размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ; размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных в соответствии с законодательством РФ к Государственной фельдъегерской службе РФ; размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных в соответствии с законодательством РФ к Федеральной миграционной службе; размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел РФ.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что его действие распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ: проходящих службу в органах внутренних дел РФ с 1 января 2012 г.; прикомандированных в соответствии с законодательством РФ с Государственной фельдъегерской службе РФ или Федеральной миграционной службе, с 1 января 2013 г.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего Постановления.
У. был уволен со службы из федерального органа исполнительной власти - федеральной противопожарной службы ГПС России, которая в п. 3 Постановления N 878 не указана, поэтому данное Постановление на истца не распространяется.
Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, был принят только 30 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" были установлены: размеры должностных окладов по типовым штатным должностям и размеры окладов по специальным званиям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий; размеры должностных окладов по типовым штатным должностям и размеры окладов по специальным званиям сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий; размеры должностных окладов по типовым штатным должностям и размеры окладов по специальным званиям сотрудников таможенных органов РФ, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий.
Пунктом 2 Постановления N 1020 Министру МЧС РФ, директору Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и руководителю Федеральной таможенной службы предписано установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников.
Пунктом 3 Постановления N 1020 предписано применять оклады по штатным должностям и оклады по специальным званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым с 1 января 2012 г. со службы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом на пенсию, и членам семей сотрудников, проходивших службу в этих органах, а также при пересмотре пенсий лиц, уволенных из этих органов до указанной даты, и членов их семей, назначенных в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Приказом МЧС РФ от 19.12.2011 N 762 были установлены размеры должностных окладов по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий.
Суд правильно пришел к выводу, что ранее назначенная пенсия истцу была пересчитана в соответствии с названными нормативными актами, а также правильно указал, что пенсионное обеспечение и выплата денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, имеют различную правовую природу. Однако, безосновательно произвел перерасчет денежной компенсации возмещения вреда, исходя из нового размера оклада по штатной должности и оклада по воинскому специальному званию, которые в соответствии с названными нормативными актами с 1 января 2012 г. применяются только при назначении (пересмотре) пенсий, а не в каких-либо иных целях.
Суд не учел, что с 1 января 2012 года была установлена иная система оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, иные составляющие денежного довольствия, из которого подлежит исчислению утраченный сотрудником заработок.
Также суд не учел, что новая Инструкция, определяющая порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, была утверждена Приказом МВД РФ от 18.06.2012 г. N 590 во исполнение федеральных законов от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 17 Инструкции размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел РФ для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством РФ. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством РФ до вступления в силу настоящего приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.
Согласно пункту 2 Приказа МВД России от 18.06.2012 N 590 выплаты, предусмотренные Инструкцией, производятся с 1 января 2012 года.
Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (ч. 6 ст. 43).
В связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2012 г. сотрудникам органов внутренних дел РФ установлено денежное довольствие, основной частью которого является оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию). Одновременно было сокращено количество ранее установленных дополнительных выплат и изменена структура ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия. Таким образом с 1 января 2012 г. была установлена новая система оплаты труда, а не просто повышено денежное довольствие.
Изменение структуры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел не позволяет применять для целей определения утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел РФ до 1 января 2012 г., ежемесячные и иные дополнительные выплаты, вновь установленные с 1 января 2012 г. (надбавки к должностному окладу за квалификационное звание, за особые условия службы, за риск, за вредность и др., которые устанавливаются в индивидуальном порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ). Вместе с тем не могут быть включены в состав утраченного денежного довольствия и дополнительные выплаты (такие, как надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы, премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь и т.д.), выплачиваемые сотрудникам, уволенным до 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на время их увольнения со службы и утратившими силу.
Для определения размера утраченного денежного довольствия указанной категории лиц и в целях повышения их материального обеспечения в п. 17 Инструкции установлен коэффициент 1,55.
При этом согласно п. 19 Инструкции в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с данной Инструкцией, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином РФ права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.
Таким образом, в пункте 17 Инструкции N 590 урегулирован вопрос о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с созданием новой структуры денежного довольствия в системе Министерства внутренних дел РФ и определен новый порядок расчета и размер выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. до 01.01.2012 г.
Федеральный закон "О полиции" и Инструкция N 590 прописывают иной порядок расчета ежемесячной компенсации, отличный от порядка, определенного Инструкцией N 805 от 15.10.1999 г.
Сотрудники, уволенные со службы и получающие компенсацию, имеют право выбрать любой из порядков расчета для назначения компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренных Инструкцией N 805 или Инструкцией N 590, и смешение данных порядков недопустимо.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.11.2011 г. размер денежной компенсации истцу был установлен по правилам Инструкции N 805, которая не предусматривает пересмотр среднего заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, а устанавливает только возможность перерасчета размера возмещения вреда в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников. Глава 59 ГК РФ также предусматривает только возможность индексации размера возмещения вреда (ст. 1091 ГК РФ).
Установленная решением суда от 18.11.2011 г. обязанность ответчика включать в расчет среднемесячного заработка (денежного довольствия) при определении компенсации в возмещение вреда У. доплат и надбавок, установленных по ранее действующей системе оплаты труда, ответчиком исполнена как при выплате компенсации в размере 34509,43 руб., так и при выплате компенсации в размере 36580 руб.
По новой системе оплаты труда сотрудников органов внутренних дел перерасчет размера возмещения вреда производится по правилам Инструкции N 590, а также по правилам ст. 43 ФЗ "О полиции", предусматривающей условие назначение ежемесячной денежной компенсации только при установлении пенсии по инвалидности и за вычетом размера пенсии по инвалидности.
При таких обстоятельствах с учетом действующего законодательства оснований для перерасчета сумм возмещения вреда истцу и взыскания задолженности у суда не имелось.
Поскольку решение постановлено при неправильном применении норм материального права, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 07 декабря 2012 года, с учетом определения суда от 15.01.2013 г., отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований У. к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, судебных расходов - отказать.