Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 02.02.2016 по делу N 33а-253/2016
Требование: О признании протокола органа юстиции в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязании принять протокол на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной выплаты.
Решение: В удовлетворении требований отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 02.02.2016 по делу N 33а-253/2016
Требование: О признании протокола органа юстиции в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязании принять протокол на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной выплаты.
Решение: В удовлетворении требований отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N 33а-253/2016
Судья Пивкина Е.А.
Докладчик Бажанов А.О.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
рассмотрела 02 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика УФСИН России по Республике Мордовия на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
установила:
Ш.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, которое впоследствии уточнил, указав, что 05 марта 2015 г. он подал в комиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. <N>. В принятии на учет для получения единовременной выплаты ему было отказано ввиду совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Однако каких-либо действий, направленных на ухудшение обеспеченности жилой площадью, он не совершал. Он и его несовершеннолетний сын собственного жилья не имеют, проживают и зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери Ш.Л. Считает, что регистрация его родной сестры и его матери в принадлежащей ей квартире не свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку даже без учета регистрации в спорной квартире его сестры общая площадь жилого помещения на одного человека составляет 15 кв. м, что меньшее учетной нормы. При этом, мать, являясь собственником квартиры, вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ей имуществом, в том числе вселять и регистрировать в ней любых лиц по своему усмотрению. Таким образом, он имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и принятие на соответствующий учет. Просил признать протокол УФСИН России по Республике Мордовия <N> от 02 июня 2015 г. в части отказа ему в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязать ответчика принять его на учет с даты подачи рапорта - с 05 марта 2015 г.
Определением суда от 27 августа 2015 г. произведена замена ответчика - Федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" на - Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г. административные исковые требования Ш.А. удовлетворены в полном объеме.
УФСИН России по Республике Мордовия в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на не соответствующий установленным по делу обстоятельствам вывод суда первой инстанции о несовершении членами семьи Ш.А. действий, ухудшающих жилищные условия. Ссылаясь на
пункты 5 и
11 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты) административный ответчик утверждал о неприменении судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению при регулировании спорных правоотношений.
В судебное заседание административный истец Ш.А., административный ответчик УФСИН России по Республике Мордовия не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки, доказательств уважительности причины неявки не представили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о социальных гарантиях) предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
пункт 2 части 3,
часть 6 Закон о социальных гарантиях).
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно
пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из материалов дела установлено, что Ш.А. с 13 декабря 1994 г. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 10 марта 2015 г. составляет 23 года 07 месяцев 07 дней, в льготном - 33 года 09 месяцев 11 дней.
Ш.А. с 03 марта 2010 г. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
По указанному адресу зарегистрирован сын административного истца Ш.В. с 19 марта 2013 г.
09 ноября 2011 г. Ш.Л.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
22 января 2013 г. Ш.Л.И. зарегистрирована как проживающая по адресу: <адрес>, р. <адрес>.
05 марта 2015 г. Ш.А. обратился в Территориальную комиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия с заявлением о принятии его с составом семьи два человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Согласно выписке из протокола заседания Территориальной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 02 июня 2015 г. Ш.А. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Отказывая Ш.А. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты со ссылкой
часть 8 статьи 4 Закона о социальных гарантиях, административный ответчик вменил заявителю совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в регистрации в жилом помещении, где проживает и зарегистрирован административный истец (<адрес>), матери Ш.А. Ш.Л.И. с 09 ноября 2011 г. и сестры Ш.А. Ш.Е.В. с 24 сентября 2013 г., что привело к намеренному ухудшению жилищных условий административного истца.
Суд первой инстанции признал позицию административного ответчика ошибочной, не усмотрев в действиях матери административного истца по регистрации себя и своей дочери в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, намеренного ухудшения жилищных условий Ш.А., поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о реализации собственником жилого помещения Ш.Л.И. своих прав, предусмотренных
статьей 27 Конституции Российской Федерации и
статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о наличии у Ш.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда на основании следующего.
Установлено, что Ш.Л.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м и квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Из выписки из домовой книги установлено, что 24 сентября 2013 г. Ш.Е.В. зарегистрирована как проживающая по адресу: <адрес>
Таким образом, установлено, что собственник квартиры, вселивший в нее истца и его несовершеннолетнего сына, также вселил другого члена своей семьи - Ш.Е.В., что считается намеренным ухудшением жилищных условий, согласно
части 8 статьи 4 Закона о социальных гарантиях, предусматривающей, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Ошибочными являются и доводы Ш.А. о том, что до вселения сестры имелась нуждаемость, а поэтому обеспеченность жилой площадью меньше учетной нормы не изменилась.
При определении обеспеченности жилой площадью Ш.А. и его несовершеннолетнего сына необходимо учитывать наличие у члена его семьи - матери Ш.Л.И. в собственности двух квартир площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м в силу прямого указания пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, который распространяется не только на членов семьи, перечисленных в
статье 1 Закона о социальных гарантиях, но и на членов семьи в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Именно к последней категории относится собственница квартиры, являющаяся матерью истца Ш.Л.И.
Таким образом, обеспеченность общей жилой площадью Ш.А. и его несовершеннолетнего сына составляла до вселения сестры Ш.Е.В. более учетной нормы 15 кв. м, так как согласно материалам дела Ш.Л.И. собственник квартиры по адресу: <адрес>, с 22 января 2013 г. зарегистрирована как проживающая по адресу: <адрес> Следовательно, с 22 января 2013 г. на Ш.А. и его несовершеннолетнего сына приходилось <данные изъяты> кв. м (39,1:2).
После вселения Ш.Е.В. 24 сентября 2013 г. в квартиру по адресу: <адрес>, на истца и его сына стало приходиться по <данные изъяты> кв. м <данные изъяты>:3), т.к. в указанной квартире зарегистрированы как постоянно проживающие 3 лица (Ш.Е.В., ее брат и несовершеннолетний ребенок брата).
Если Ш.Л.И., являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, являясь членом семьи Ш.А. в понимании
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, проживала в указанной выше квартире на момент вселения в нее дочери Ш.Е.В., то обеспеченность Ш.А. и его несовершеннолетнего сына жилой площадью в силу вышеуказанных законоположений должна определяться с учетом площади квартиры по адресу: <адрес>, а именно: <данные изъяты> кв. м, где <данные изъяты> кв. м - площадь которая приходится на каждого из 4-х проживающих (Ш.Л.И., ее дочь, сын и внук) в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м; где 4 - состав семьи Ш.Л.И. в понимании
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (Ш.Л.И., имеющая в собственности квартиры площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м, ее супруг, проживающий в квартире площадью <данные изъяты> кв. м, сын и внук, проживающие в квартире <данные изъяты> кв. м).
Довод Ш.А. о том, что он лично не совершал намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, т.к. собственник жилого помещения волен по своему усмотрению вселить в жилое помещение любое лицо, отклоняется как несостоятельный.
Часть 8 статьи 4 Закона о социальных гарантиях прямо предусматривает, что действиями, ухудшающими жилищные условия, являются вселение любых лиц, кроме супруга и несовершеннолетних детей вне зависимости от того, кто совершил данные действия сам сотрудник или члены его семьи в понимании
статьи 1 Закона о социальных гарантиях или члены семьи в понимании
статей 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ш.Л.И. является членом семьи Ш.А. в понимании
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и вселила она сестру истца, а не его супругу или несовершеннолетнего ребенка.
Доводы Ш.А. о том, что Ш.Л.И. не является членом его семьи в понимании
статьи 1 Закона о социальных гарантиях, не ведет с собственником жилого помещения общего хозяйства, не проживает одной семьей, не опровергает того обстоятельства, что он вселен собственником жилого помещения как сын, а потому в понятии
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истец и его несовершеннолетний ребенок вправе пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес>, как члены семьи собственника.
Довод Ш.А. о том, что он с точки зрения
статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не совершил намеренных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, является несостоятельным, т.к. к спорным правоотношениям применима
часть 8 статьи 4 Закона о социальных гарантиях, содержащая перечень действий, которые считаются повлекшими намеренное ухудшение жилищных условий, запрещающих принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения пяти лет с момента совершения указанных действий.
С учетом изложенного заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы административного ответчика о неприменении пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, подлежащего применению при регулировании спорных правоотношениях, о несоответствии установленным по делу обстоятельствам выводов суда о нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий, о несовершении членами семьи Ш.А., в понимании
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, намеренных действий повлекших ухудшение жилищных условий его семьи в понимании
статьи 1 Закона о социальных гарантиях.
Таким образом, решение суда подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так как отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Ш.А., судебная коллегия принимает новое решение об отказе в их удовлетворении.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 07 октября 2015 г. отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ш.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и понуждении принять на вышеназванный учет отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий судья
Г.К.ЕКОНИЯ
Судьи
А.О.БАЖАНОВ
Ю.П.ТАМАРОВ