Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 01.12.2015 по делу N 33а-2875/2015
Требование: Об оспаривании решения органа юстиции.
Обстоятельства: Заявитель является сотрудником органа юстиции, он подал заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением всех необходимых документов, но оспариваемым решением ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 01.12.2015 по делу N 33а-2875/2015
Требование: Об оспаривании решения органа юстиции.
Обстоятельства: Заявитель является сотрудником органа юстиции, он подал заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением всех необходимых документов, но оспариваемым решением ему было отказано.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 г. по делу N 33а-2875/2015
Судья Артемьев А.В.
Докладчик Бажанов А.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Мордовия на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
установила:
Ф.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения (далее по тексту - Комиссия).
В обоснование своих требований указал, что он является сотрудником УФСИН России по Республике Мордовия, в связи с чем его семья, состоящая из четырех человек (он, супруга и двое несовершеннолетних детей), имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
25 июня 2015 г. в Комиссию им подано заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением всех необходимых документов.
05 августа 2015 г. решением Комиссии в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему отказано по тем основаниям, что им не предоставлена информация о месте регистрации сына Ф.З.Д. в период с даты его рождения с <дата> по 22 апреля 2015 г., а также справка с БТИ на Ф.С. предоставлена с информацией на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а не по всему району. Считает решение Комиссии незаконным и нарушающим его право и право членов его семьи на жилое помещение. Регистрация сына Ф.З.Д. произошла только 23 апреля 2015 г. так как в период с <дата> по 17 апреля 2015 г. он находился на стационарном лечении в ГБУЗ РМ "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр". Более того, при приеме его документов вопрос достаточности предоставленных им документов не возникал, дополнительных документов у него также запрошено не было. Его супруга Ф. (Б.) была зарегистрирована до 01 декабря 1998 г. только по адресу: <адрес>, соответственно, могла приватизировать жилую площадь только по месту регистрации. Соответствующая справка из Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия < N > от 22 июля 2015 г. им была предоставлена Комиссии. Считает, что Комиссия 05 августа 2015 г. при рассмотрении его рапорта и пакета документов была обязана при установлении факта отсутствия какого-либо документа для решения вопроса о постановке на учет, не принимать решение об отказе в постановке на учет, а отложить рассмотрение этого вопроса и запросить необходимые документы.
Просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05 августа 2015 г. в части отказа Ф.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2015 г. заявление Ф.Д. удовлетворено.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Мордовия в лице своего представителя Л. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает на отсутствие у суда законных оснований для возложения на комиссию обязанности по повторному рассмотрению заявления Ф.Д. по представленным документам, поскольку приказ ФСИН России от 16 октября 2014 г. <N> содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых жилищной комиссией по результатам рассмотрения заявления, в числе которых повторное рассмотрение заявления не указано. Утверждает, что истцом поданы не все документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, поскольку Ф.Д. в Комиссию не представлена информация о месте регистрации сына Ф.З.Д. в период с даты рождения (<дата>) по 22 апреля 2015 г., на ребенка не представлены выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов за указанный период, других документов, подтверждающих невозможность их получения, в комиссию также не представлено. Сведениями о нахождении сына истца Ф.З.Д. на стационарном лечении Комиссия не располагала. Кроме того, судом не дана оценка справке, выданной филиалом по Республике Мордовия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 22 июля 2015 г. <N>. Полагает, что указание в протоколе от 05 августа 2015 г. на абзац 4 пункта 17 Порядка формирования и работы комиссии, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. <N>, в качестве основания для отказа в принятии Ф.Д. на учет на получение единовременной социальной выплаты, не могло служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку пункт 17 указанного Порядка в любом случае предусматривает отказ в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Ф.Д., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела, решением суда признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа Ф.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Между тем члены семьи Ф.Д. к участию в деле не привлекались, в то время как единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов семьи. Разрешение вопроса о постановке Ф.Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения напрямую связано с разрешением вопроса об обеспечении общей площадью жилых помещений членов его семьи и их нуждаемости в жилых помещениях.
Таким образом, суд, не привлекая к участию в деле Ф.С., Ф.М.Д., Ф.З.Д., фактически разрешил вопрос об их правах, что является в соответствии с положениями пункта 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации существенным процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и в соответствии с частью пятой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании Ф.Д., действующий в интересах несовершеннолетнего Ф.З.Д., Ф.С., Ф.М.Д. просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Представитель УФСИН России по Республике Мордовия А., действующая на основании доверенности, просила отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявления Ф.Д. по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон о социальных гарантиях) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона о социальных гарантиях единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Закона о социальных гарантиях).
В силу части 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, указанные в пункте 5 Правил. Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Пунктом 17 приказа ФСИН России от 16 октября 2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" предусмотрено, что комиссия принимает одно из следующих решений:
о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;
Из материалов дела следует, что Ф.Д. является сотрудником УФСИН России по Республике Мордовия, занимает должность дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, выслуга лет по состоянию на 24 июня 2015 г. составляет в календарном исчислении 18 лет, в льготном - 25 лет 11 дней (л.д. 94).
Ф.Д. состоит в зарегистрированном браке с Ф. (Б.) с 07 ноября 1998 года, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака (л.д. 68). От брака у них имеются двое несовершеннолетних детей: Ф.М.Д., <дата> года рождения, Ф.З.Д., <дата> года рождения.
25 июня 2015 г. Ф.Д. подал заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. <N>.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05 августа 2015 г. Ф.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано со ссылкой на абзац 4 пункта 17 Порядка формирования и работы комиссии, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. <N>. В качестве оснований для отказа в постановке на учет Ф.Д. указаны следующие обстоятельства: непредставление им информации о месте регистрации сына Ф.З.Д. в период с даты рождения <дата> по 22 апреля 2015 г.; справка с БТИ на Ф.С. предоставлена с информацией на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а не по всему району.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 18 июня 2015 г. <N> за время прохождения службы единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения Ф.Д. не выплачивалась.
Ф.Д. и Ф.М.Д. на основании договора передачи, заключенному МУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" <N> от 30 декабря 2004 г., принадлежит по ? доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (общей площадью 47,2 кв. м), расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <N> соответственно (л.д. 91, 92).
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 15 июня 2015 г. (л.д. 88, 90).
Согласно выписке из домовой книги от 24 июня 2015 г. Ф.Д. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (общая площадь <данные изъяты> кв. м): Ф.Д. с 04 июля 1995 г., Ф.М.Д. с 24 октября 2000 г., Ф.З.Д. с 22 апреля 2015 г., Ф.С. с 13 мая 2015 г. (л.д. 69).
Из справки <N> от 18 июня 2015 г., выданной филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Мордовия, установлено, что Ф.Д., Ф.М.Д. имеют зарегистрированную недвижимость: по ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Ф. (Б.), Ф.З.Д. зарегистрированной недвижимости не имеют. Сведений о совершении сделок по отчуждению жилья за последние пять лет по городскому округу Саранск, зарегистрированных в филиале ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия, нет (л.д. 83).
В справке, выданной филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия от 22 июля 2015 г. <N>, указано, что за Ф. (Б.), ранее проживающей по адресу: <адрес>, до 01 декабря 1998 г. право собственности по указанному адресу не регистрировалось (л.д. 84).
Согласно выписке из ЕГРП от 15 июня 2015 г. Ф.С. зарегистрированной недвижимости за период с 31 января 1998 г. по 09 июня 2015 г. не имела (л.д. 86).
По сведениям Росреестра по Республике Мордовия Ф.С. зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 87).
Сведения о регистрации за Ф.З.Д. в ЕГРП права собственности на объекты недвижимого имущества за период с 31 января 1998 г. по 08 июня 2015 г. отсутствуют (л.д. 89).
Из сообщения ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Мордовия установлено, что заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 было подано Ф.Д. 25 июня 2015 г. (л.д. 160).
В соответствии с книгой N 50 учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы от 22 января 2015 г. заявление Ф.Д. зарегистрировано под порядковым номером 50.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что у комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствовали правовые основания для отказа Ф.Д. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Ф.Д. является сотрудником УФСИН России, имеющим выслугу лет в календарном исчислении, являющейся условием предоставления социальной выплаты. Заявитель и члены его семьи обеспечены общей жилой площадью менее чем 15 квадратных метров на каждого. Основания для отказа Ф.Д. в предоставлении единовременной социальной выплаты не установлены.
В связи с изложенным заявление Ф.Д. подлежит удовлетворению. Судебная коллегия признает незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05 августа 2015 г. в части отказа Ф.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С целью восстановления нарушенных прав Ф.Д. и членов его семьи судебная коллегия возлагает на комиссию обязанность принять Ф.Д. с семьей, состоящей из четырех человек, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 с момента подачи заявления - 25 июня 2015 г., зарегистрированного под порядковым номером 50 в книге учета заявлений (рапортов).
Довод апелляционной жалобы о том, что Ф.Д. не в полном объеме представил документы, требуемые для принятия на вышеназванный учет, материалами дела не подтверждаются.
Установлено, что новорожденный Ф.З.Д. с момента рождения находился в ГБУЗ РМ "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр", по выписке из которого был зарегистрирован как проживающий по адресу: <адрес>, следовательно, является очевидным, что с <дата> по 22 апреля 2015 г. Ф.З.Д. не был нигде зарегистрирован. Однако данное обстоятельство не является основанием для вывода о том, что Ф.Д. и члены его семьи не имеют право на получение единовременной социальной выплаты и не подлежат принятию на соответствующий учет.
Довод апелляционной жалобы о том, что справка с БТИ на Ф.С. предоставлена с информацией на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а не по всему району, материалам учетного дела не соответствует. Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Республике Мордовия от 18 июня 2015 г. <N>, выданной без относительно какого-либо адреса, по учетным данным филиала Ф. (Б.) не имеет зарегистрированной недвижимости (л.д. 83).
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно возложил на комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление Ф.Д., не может являться основанием для признания решения комиссии законным. Вместе с тем, принимая по делу новое решение, судебная коллегия считает, что права Ф.Д. и членов его семьи должны быть восстановлены путем возложения на комиссию обязанности принять указанных граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Довод представителя УФСИН России по Республике Мордовия о том, что Ф.Д. в заявлении о принятии его на учет ошибочно указал себя как нанимателя жилого помещения, в то время как он является его сособственником, не может служить основанием для признания законным решения комиссии, т.к. при обеспеченности общей жилой площадью менее 15 квадратных метров сотрудник УФСИН России имеет право на получение единовременной социальной выплаты вне зависимости от того, является ли он собственником или нанимателем жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления Ф.Д.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2015 г. отменить и принять новое решение.
Заявление Ф.Д. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05 августа 2015 г. в части отказа Ф.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Ф.Д. с семьей, состоящей из четырех человек: Ф.Д. (глава семьи), его супруги Ф.С. и их несовершеннолетних детей Ф.М.Д., Ф.З.Д., на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 с момента подачи заявления - 25 июня 2015 г., зарегистрированного под порядковым номером 50 в книге учета заявлений (рапортов).
Председательствующий судья
Г.К.ЕКОНИЯ
Судьи
А.О.БАЖАНОВ
Ю.П.ТАМАРОВ