Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Тульского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-413
Требование: О признании незаконными распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки, акта проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: На момент направления уведомления о проведении проверки заявитель не являлся собственником здания и не мог участвовать в проверке, за короткий срок отсутствовала реальная возможность обеспечить реализацию мероприятий по приведению норм противопожарной безопасности в соответствие с действующим законодательством.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемыми актами права заявителя не нарушены.
Апелляционное определение Тульского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-413
Требование: О признании незаконными распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки, акта проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: На момент направления уведомления о проведении проверки заявитель не являлся собственником здания и не мог участвовать в проверке, за короткий срок отсутствовала реальная возможность обеспечить реализацию мероприятий по приведению норм противопожарной безопасности в соответствие с действующим законодательством.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемыми актами права заявителя не нарушены.
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N 33-413
судья Тюрин Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Ходаковой Л.А., Луниной Т.Д.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Тулы на решение Ленинского районного суда Тульской области от 17 ноября 2014 года по делу по заявлению администрации г. Тулы о признании незаконными распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки от 11.08.2014 г. N 117, акта проверки от 12.09.2014 г. N 117, предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 117/1/17 отдела надзорной деятельности по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области.
Заслушав доклад судьи Кургановой И.В., судебная коллегия
установила:
администрация г. Тулы обратилась в суд с заявлением о признании незаконными распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки от 11.08.2014 г. N 117, акта проверки от 12.09.2014 г. N 117, предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 117/1/17 отдела надзорной деятельности по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании распоряжения от 11.08.2014 г. N 117 отделом надзорной деятельности по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области 25.08.2014 г. и 12.09.2014 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении общежития ведомственной принадлежности администрации г. Тулы - "Общежития N 2 п. Иншинский".
По итогам проверки 12.09.2014 г. составлен акт N 117 и в адрес администрации г. Тулы вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 117/1/17, которые являются незаконными, поскольку с момента принятия здания "Общежитие N 2" в муниципальную собственность г. Тулы его статус, как ведомственного общежития, утрачен, а потому нормы и требования пожарной безопасности, предъявляемые к общежитиям, в данном случае не применимы. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на ответственных квартиросъемщиков.
Распоряжение о проведении проверки принято 11.08.2014 г., а собственником здания МО г. Тула стало 20.08.2014 г. На момент направления уведомления о проведении проверки администрация г. Тулы не являлась собственником здания и не могла участвовать в проверке, за короткий срок отсутствовала реальная возможность обеспечить реализацию мероприятий по приведению норм противопожарной безопасности в соответствие с действующим законодательством.
Не могла быть применена норма о наличии двух эвакуационных выходов на каждом этаже при пребывании более 50 человек, т.к. здание предусматривает размещение 40 людей в 40 комнатах.
Нарушение норм пожарной безопасности вызвано бездействием предыдущего собственника здания.
В данной ситуации отсутствует наличие вины администрации г. Тулы для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя - администрации г. Тулы по доверенности Ш. заявленные требования поддержала по тем же основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованных лиц - ОНД по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области и ГУ МЧС России по Тульской области по доверенностям С. требования не признал, указав, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется.
Судом постановлено решение, которым администрации г. Тулы отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены ее права.
На основании
ст. 27 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 712 утверждено
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно
п. 1 данного Положения государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (
пункт 2 Положения).
В силу
п. 4 Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения
(подпункт "а"); организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти
(подпункт "д").
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (
пункт 6 Положения).
В соответствии с
ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований правовых актов, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в
пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, уведомляется органом государственного контроля (надзора), не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (
п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (
статья 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).
На основании
ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением правительства Тульской области от 01.08.2014 г. N 386 на территории Тульской области введен особый противопожарный режим.
11.08.2014 г. заместителем начальника ОНД по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области вынесено распоряжение N 117 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общежития N 2 п. Иншинский, принадлежащего по праву собственности администрации МО г. Тула, с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
В данном распоряжении указано, что задачами проверки является соблюдение юридическим лицом требований пожарной безопасности на объекте защиты и принятие мер по результатам проверки. Распоряжение содержит указание на срок проведения проверки не более 20 рабочих дней с 25.08.2014 г. по 19.09.2014 г.
В нем также указано, что предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности.
Правовыми основаниями проведения внеплановой проверки послужили нормативно правовые акты РФ, в том числе Федеральный
закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановление правительства Тульской области от 01.08.2014 г. N 386 "О введении особого противопожарного режима".
ОНД по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области в адрес администрации МО г. Тула было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки в области пожарной безопасности общежития в п. Иншинский, назначенной на 25.08.2014 г. в 11-00 час., полученное заявителем 20.08.2014 г.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений норм пожарной безопасности, предусмотренных
Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390, Федеральным
законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и
СНиП 21-01-97.
По итогам данной проверки 12.09.2014 г. ОНД по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области составлен акт проверки N 117 с указанием выявленных нарушений пожарной безопасности и выдано предписание N 117/1/17 МО г. Тула по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в срок до 10.12.2014 г.
Поскольку отдел надзорной деятельности по Ленинскому району ГУ МЧС России по Тульской области относится к органам государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, то его начальник или заместитель имеют полномочия осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Судом также установлено, что оспариваемые распоряжение, акт и предписание соответствуют требованиям Федерального
закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ 26 и Типовой
форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ N 141 от 30.04.2009 г., и вынесены в пределах полномочий отдела ГУ МЧС России и его должностных лиц.
Основанием для проведения внеплановой проверки явилось наличие решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории, что соответствует
п. 2 абз. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
п. 47 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 г. N 375.
При таких обстоятельствах, верно руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу об отказе администрации г. Тулы в заявленных требованиях, обоснованно исходя из того, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется. Оспариваемыми актами права заявителя не нарушены.
При этом доводы администрации г. Тулы о том, что ОНД по Ленинскому району не вправе был применять нормы пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям общежития, поскольку с момента принятия здания "Общежитие N 2" в муниципальную собственность г. Тулы его статус был утрачен, суд правильно признал несостоятельными, т.к. статус общежития здания "Общежитие N 2" подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Доводы администрации г. Тулы о том, что на нее незаконно возложена ответственность за нарушение норм пожарной безопасности, т.к. уведомление о проведении проверки направлялось не уполномоченному лицу, т.е. не собственнику, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что владельцем здания МО г. Тула стало после передачи ему общежития по акту в собственность - 25.07.2014 г. Право собственности МО г. Тула зарегистрировано 20.08.2014 г., уведомление о проведении проверки получено 20.08.2014 г., а проверка проводилась с 25.08.2014 г. Следовательно, на момент проверки МО г. Тула являлось собственником, т.е. надлежащим лицом, ответственным за противопожарное состояние.
Нарушение норм пожарной безопасности, вызванное бездействием предыдущего собственника здания общежития, правового значения для разрешения заявленных требований не имеет.
Вопрос о виновности или невиновности администрации г. Тулы по привлечению ее к административной ответственности в компетенцию суда при рассмотрении данного дела не входит, поскольку подлежит разрешению в ином судебном порядке.
Выводы суда мотивированы в постановленном по делу решении, судебная коллегия находит их правильными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Тулы о том, что на момент принятия оспариваемого распоряжения администрация г. Тулы не являлась собственником здания, что данное здание утратило статус общежития, поэтому к нему не могли быть применены нормы и требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям общежития, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они аналогичны мотивам обращения с заявлением в суд, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, как не опровергающие правильности его выводов, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.