Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.05.2012 по делу N 33-2412/2012
Дверной проем из квартиры - будущего нежилого помещения - в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, поскольку действующее законодательство обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов.


Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.05.2012 по делу N 33-2412/2012
Дверной проем из квартиры - будущего нежилого помещения - в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, поскольку действующее законодательство обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу N 33-2412/2012
Судья: Агаркова С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре А.А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.Н. и А.Ю. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 марта 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления А.Н., А.Ю. об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя заявителей А.А.К. по доверенности от 23.12.2011 года, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела,
установила:
А.Н. и А.Ю. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в обоснование которого указали, что 15.12.2011 года они обратились в комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Комитет) с заявлением о внесении изменений в распоряжение Комитета от 19.04.2006 года N 387-р и уведомления от той же даты, а именно: исключении из данных документов о переводе принадлежащей им на праве собственности квартиры по адресу: г. <...>, площадь <...>, дом <...>, кв. <...>, в нежилое помещение пунктов о том, что перевод осуществляется с перепланировкой, так как они решили перепланировку не делать. Письмами от 29.12.2011 года N 15-05/18076 и от 10.02.2012 года N 10-05/1379 Комитет отказал во внесении запрошенных изменений в указанное постановление и уведомления по тем основаниям, что существующий дверной проем из квартиры как из будущего нежилого помещения в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, так как пункт 7.1.2 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов. Заявители считали такое решение Комитета незаконным по тем основаниям, что Постановление Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 109, которым вводится в действие указанный СНиП, не было представлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. С учетом уточнения заявленных требований, просили признать незаконными решения Комитета от 29.12.2011 года N 15-05/18076 и от 10.02.2012 года N 10-05/1379.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявители ставят вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 2).
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч. 3).
Статьей 23 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (ч. 1).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч. 2).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч. 8).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9).
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (ч. 10).
Материалами дела установлено, что заявителям на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит жилое помещение - <...> квартира общей площадью <...> кв. м по адресу: г. <...>, площадь <...>., д. <...> кв. <...> (л.д. 51-54).
Распоряжением Комитета N 387-р от 19.04.2006 года в связи с обращением заявителей было принято решение о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 7-8). Заявителям выданы уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 19.04.2006 года, в которых указано на перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке работ согласно проекту приспособления и перепланировки помещений квартиры под офис (подпункт б) (л.д. 9-10). Проектом приспособления и перепланировки предполагалось устроить дверной проем в соседнее нежилое помещение, заложить дверной проем в подъезд многоквартирного дома (л.д. 11-14).
15.12.2011 года А.Н., А.Ю. обратились в Комитет с заявлением о внесении изменений в указанное распоряжение Комитета и уведомления от той же даты, а именно: исключении из данных документов о переводе принадлежащей им квартиры по адресу: г. <...>, площадь <...>, дом <...> кв. <...>, в нежилое помещение пунктов о том, что перевод осуществляется с перепланировкой, так как решили перепланировку не делать, не соединять данное помещение путем организации проема с другим нежилым помещением, а выход в подъезд должен существовать в качестве эвакуационного выхода (л.д. 15).
Комитет своими решениями от 29.12.2011 года (л.д. 16-17) и от 10.02.2012 года (л.д. 18-19) отказал во внесении запрошенных изменений в указанное постановление и уведомления по тем основаниям, что существующий дверной проем из квартиры как из будущего нежилого помещения в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, так как пункт 7.1.2 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Согласно ч. 1 ст. 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила). Согласно п. 1 Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 Правил).
Судебная коллегия считает обоснованной ссылку суда первой инстанции на п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (принят Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109), в соответствии с которым помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа. В своде правил "СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778) п. 7.1.12. изложен в следующей редакции: встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых решений Комитета от 29.12.2011 года и от 10.02.2012 года.
Довод жалобы о том, что положения пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" и свода правил "СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" носят рекомендательный характер и СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" не зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ в установленном порядке, а значит не влечет правовых последствий, необоснован в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно Письму Ростехрегулирования от 10.02.2005 N КС-7 "По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 г. и не прошедших регистрацию в Минюсте России", строительные нормы и правила, в регистрации которых было отказано, не отменены, продолжают действовать и сохраняют свою обязательную силу в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании" как технические нормы по вопросам безопасности строительства.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Н. и А.Ю. - без удовлетворения.