Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 09.08.2012 по делу N 33-4338/2012
В результате проверки, проведенной в нежилом здании, закрепленном на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, выявлены существенные нарушения правил пожарной безопасности, что является основанием для признания бездействия учреждения незаконным.


Апелляционное определение Саратовского областного суда от 09.08.2012 по делу N 33-4338/2012
В результате проверки, проведенной в нежилом здании, закрепленном на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, выявлены существенные нарушения правил пожарной безопасности, что является основанием для признания бездействия учреждения незаконным.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-4338/2012
Судья: Яремчук Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бартенева Ю.И. и Песковой Ж.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) и муниципального казенного учреждения "Транспортное управление" (далее МКУ) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 мая 2012 года, которым постановлено:
"признать незаконным бездействие МКУ по не устранению и допущению нарушений Правил и норм пожарной безопасности в нежилом здании по адресу: <...>.
Обязать МКУ в срок до 01.10.2012 года устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности, выявленные в нежилом здании по адресу: <...>, а именно:
не проведен расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании (ст. 151 ФЗ-123, п. 3 п. 4 ППБ 01-03 в РФ, ГОСТ 12.1.004-91 п. п. 1.1, 1.2, приложение 2);
стены коридоров, лестничных клеток, фойе на путях эвакуации отделаны горючими материалами (панелями МДФ) (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах (п. 3, 34 ППБ 01-03 в РФ, п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации юридический отдел и подсобное помещение в подвальном этаже (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4, табл. 1 п. 9, табл. 1 п. 38 НПБ 110-03);
не представлены документы, подтверждающие проведение обработки огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачного помещения (п. 36 ППБ 01-03 в РФ);
в фойе на первом этаже устроены помещения, выгороженные горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
дверь выхода из коридора в лестничную клетку на третьем этаже открывается не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03 в РФ);
в коридорах, кабинетах, лестничных клетках, подвале, на чердаке эксплуатируется электропроводка, смонтированная с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (временные участки, проложены по сгораемому основанию, пробита гвоздями, соединения электропроводов выполнены на скрутках) (п. 57, 60 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ раздел N 7, п. 7.1.37);
на чердаке электропроводка проложена не в трубах, в месте прохождения кабеля через перекрытие не выполнена кабельная проходка (ст. 82 ФЗ-123, п. 57 ППБ 01-03 в РФ);
не оборудованы линии электроснабжения устройствами защитного отключения - предотвращающие возникновение пожара (п. 4 ст. 82, ст. 151 ФЗ-123, п. 3, п. 57 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ п. 7.1.71);
в коридорах, кабинетах, помещениях подвала эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п. 60 ППБ 01-03 в РФ);
в помещении архива установлены штепсельные розетки (п. 508 ППБ 01-03 в РФ);
в помещение архива установлено электрооборудование, находящееся под напряжением в течение 24 часов, а именно электрочасы (п. 507 ППБ 01-03 в РФ);
дверь помещения архива выполнена не противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
на пожарных шкафах (ПШ) внутреннего противопожарного водопровода отсутствует опись находящегося противопожарного инвентаря (ст. 107 ФЗ-123, п. 3 ППБ 01-03 в РФ, НПБ 151-2000);
в подвале, входы в который не изолированы от лестничных клеток, устроены склады с горючими материалами (п. 40 ППБ 01-03 в РФ);
складское помещение не отделено сертифицированной противопожарной дверью (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
дверь электрощитовой не выполнена противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
на путях эвакуации в коридорах допускается установка мебели, загромождены эвакуационные выходы на 1-м этаже в лестничных клетках (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
не обеспечены помещения огнетушителями ОВП-Ю и ОП-4 (приложение N 3 ППБ 01-03 в РФ).
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Транспортное управление" в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителей Администрации Ч.Е.Ф. по доверенности от 07.03.2012 года и МКУ Ч.Е.А. по доверенности от 03.08.2012 года, поддержавших доводы жалоб, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение оставить без изменения, изучив материалы дела,
установила:
прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МКУ о признании незаконным бездействия, устранении нарушений Правил и норм пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки совместно с отделом НД по Ленинскому району г. Саратова было установлено, что МКУ допускаются нарушения требований Правил пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания по адресу: <...>, перечисленные Прокурором в заявлении. С учетом отказа от части требований, принятого судом, Прокурор просил признать незаконным бездействие МКУ по не устранению и допущению нарушений Правил и норм пожарной безопасности в нежилом здании по адресу: <...> и обязать МКУ в срок до 01.10.2012 года устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности, выявленные в нежилом здании по адресу: <...>, а именно:
не проведен расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании (ст. 151 ФЗ-123, п. 3 п. 4 ППБ 01-03 в РФ, ГОСТ 12.1.004-91 п. п. 1.1, 1.2, приложение 2);
стены коридоров, лестничных клеток, фойе на путях эвакуации отделаны горючими материалами (панелями МДФ) (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах (п. 3, 34 ППБ 01-03 в РФ, п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации юридический отдел и подсобное помещение в подвальном этаже (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4, табл. 1 п. 9, табл. 1 п. 38 НПБ 110-03);
не представлены документы, подтверждающие проведение обработки огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачного помещения (п. 36 ППБ 01-03 в РФ);
в фойе на первом этаже устроены помещения, выгороженные горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
дверь выхода из коридора в лестничную клетку на третьем этаже открывается не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03 в РФ);
в коридорах, кабинетах, лестничных клетках, подвале, на чердаке эксплуатируется электропроводка, смонтированная с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (временные участки, проложены по сгораемому основанию, пробита гвоздями, соединения электропроводов выполнены на скрутках) (п. 57, 60 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ раздел N 7, п. 7.1.37);
на чердаке электропроводка проложена не в трубах, в месте прохождения кабеля через перекрытие не выполнена кабельная проходка (ст. 82 ФЗ-123, п. 57 ППБ 01-03 в РФ);
не оборудованы линии электроснабжения устройствами защитного отключения - предотвращающие возникновение пожара (п. 4 ст. 82, ст. 151 ФЗ-123, п. 3, п. 57 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ п. 7.1.71);
в коридорах, кабинетах, помещениях подвала эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п. 60 ППБ 01-03 в РФ);
в помещении архива установлены штепсельные розетки (п. 508 ППБ 01-03 в РФ);
в помещение архива установлено электрооборудование, находящееся под напряжением в течение 24 часов, а именно электрочасы (п. 507 ППБ 01-03 в РФ);
дверь помещения архива выполнена не противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
на пожарных шкафах (ПШ) внутреннего противопожарного водопровода отсутствует опись находящегося противопожарного инвентаря (ст. 107 ФЗ-123, п. 3 ППБ 01-03 в РФ, НПБ 151-2000);
в подвале, входы в который не изолированы от лестничных клеток, устроены склады с горючими материалами (п. 40 ППБ 01-03 в РФ);
складское помещение не отделено сертифицированной противопожарной дверью (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
дверь электрощитовой не выполнена противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
на путях эвакуации в коридорах допускается установка мебели, загромождены эвакуационные выходы на 1-м этаже в лестничных клетках (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
не обеспечены помещения огнетушителями ОВП-Ю и ОП-4 (приложение N 3 ППБ 01-03 в РФ).
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы суда необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считают, что установленный судом срок устранения нарушений Правил и норм пожарной безопасности до 01.10.2012 года не позволит своевременно исполнить решение суда. Не согласны с данной судом оценкой представленных доказательств.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Госстандарта СССР от 14.06.1991 года N 875 утвержден ГОСТ 12.1.004-91. "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования", который устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты различного назначения на всех стадиях их жизненного цикла: исследование, разработка нормативных документов, конструирование, проектирование, изготовление, строительство, выполнение услуг (работ), испытание, закупка продукции по импорту, продажа продукции (в том числе на экспорт), хранение, транспортирование, установка, монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт (реконструкция), эксплуатация (применение) и утилизация. Для объектов, не соответствующих действующим нормам, стандарт устанавливает требования к разработке проектов компенсирующих средств и систем обеспечения пожарной безопасности на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов. Требования стандарта являются обязательными.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Согласно п. 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 315, настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство носит состязательный характер, каждая сторона должна представить суду доказательства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что 27.02.2012 года прокуратурой Ленинского района г. Саратова совместно с отделом надзорной деятельности по Ленинскому району г. Саратова Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Ленинского района г. Саратова МО "Город Саратов", размещаемой в пятиэтажном административном здании по адресу: <...>.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о проверке соблюдения действующего законодательства от 27.02.2012 года (л.д. 14-16), решением Саратовской городской Думы N 36-398 от 29.01.2009 года (л.д. 33), положением об администрации Ленинского района г. Саратова МО "Город Саратов" (л.д. 34-44), техническим паспортом здания (л.д. 87-115).
Указанное здание является муниципальной собственность и закреплено на праве оперативного управления за МКУ для размещения структурных подразделений администрации МО "Город Саратов", в том числе администрации Ленинского района г. Саратова, что подтверждается распоряжением о закреплении объектов нежилого фонда муниципальной собственности на праве оперативного управления за МКУ N 330-р от 31.03.2009 г. (л.д. 18-20), актом о приеме-передаче здания от 01.04.2009 года (л.д. 21-23), Уставом МКУ (л.д. 24-31).
При проведении проверки соблюдения требований Правил и норм пожарной безопасности при эксплуатации помещений и здания по адресу: <...>, были выявлены следующие нарушения:
не проведен расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании (ст. 151 ФЗ-123, п. 3 п. 4 ППБ 01-03 в РФ, ГОСТ 12.1.004-91 п. п. 1.1, 1.2, приложение 2);
стены коридоров, лестничных клеток, фойе на путях эвакуации отделаны горючими материалами (панелями МДФ) (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах (п. 3, 34 ППБ 01-03 в РФ, п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации юридический отдел и подсобное помещение в подвальном этаже (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.4, табл. 1 п. 9, табл. 1 п. 38 НПБ 110-03);
не представлены документы, подтверждающие проведение обработки огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачного помещения (п. 36 ППБ 01-03 в РФ);
в фойе на первом этаже устроены помещения, выгороженные горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
дверь выхода из коридора в лестничную клетку на третьем этаже открывается не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03 в РФ);
в коридорах, кабинетах, лестничных клетках, подвале, на чердаке эксплуатируется электропроводка, смонтированная с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (временные участки, проложены по сгораемому основанию, пробита гвоздями, соединения электропроводов выполнены на скрутках) (п. 57, 60 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ раздел N 7, п. 7.1.37);
на чердаке электропроводка проложена не в трубах, в месте прохождения кабеля через перекрытие не выполнена кабельная проходка (ст. 82 ФЗ-123, п. 57 ППБ 01-03 в РФ);
не оборудованы линии электроснабжения устройствами защитного отключения - предотвращающие возникновение пожара (п. 4 ст. 82, ст. 151 ФЗ-123, п. 3, п. 57 ППБ 01-03 в РФ, ПУЭ п. 7.1.71);
в коридорах, кабинетах, помещениях подвала эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (п. 60 ППБ 01-03 в РФ);
в помещении архива установлены штепсельные розетки (п. 508 ППБ 01-03 в РФ);
в помещение архива установлено электрооборудование, находящееся под напряжением в течение 24 часов, а именно электрочасы (п. 507 ППБ 01-03 в РФ);
дверь помещения архива выполнена не противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, ш. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
на пожарных шкафах (ПШ) внутреннего противопожарного водопровода отсутствует опись находящегося противопожарного инвентаря (ст. 107 ФЗ-123, п. 31 ПБ 01-03 в РФ, НПБ 151-2000);
в подвале, входы в который не изолированы от лестничных клеток, устроены клады с горючими материалами (п. 40 ППБ 01-03 в РФ);
складское помещение не отделено сертифицированной противопожарной дверью (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, п. 7.4, 7.1 СНиП 21-01-97*);
дверь электрощитовой не выполнена противопожарной (п. 3 ППБ 01-03 в РФ, 7.4 СНиП 21-01-97*);
на путях эвакуации в коридорах допускается установка мебели, загромождены эвакуационные выходы на 1-м этаже в лестничных клетках (п. 53 ППБ 01-03 в РФ);
не обеспечены помещения огнетушителями ОВП-Ю и ОП-4 (приложение N 3 ППБ 01-03 в РФ).
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением отдела надзорной деятельности по Ленинскому району г. Саратова Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области N 258-2-9-08 от 27.02.2012 года (л.д. 11-13), актом осмотра, проведенного совместно с заместителем начальника ОНД по Ленинскому району г. Саратова (л.д. 233-239).
Доказательств, подтверждающих устранение ответчиком указанных выше нарушений, МКУ в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представило.
Согласно п. 3.5 Устава МКУ при осуществлении оперативного управления имуществом Учреждение обязано обеспечивать сохранность и использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на праве оперативного управления имущества, это требование не распространяется на ухудшение, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации (л.д. 27).
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом вышеприведенных положений законодательства в области пожарной безопасности правомерно пришел к выводу о незаконном бездействии со стороны МКУ, выразившимся в нарушении требований Правил и норм пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания по адресу: <...>
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Доводы жалобы о неправильной оценке представленных доказательств не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, устанавливающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и муниципального казенного учреждения "Транспортное управление" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.