Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Орловского областного суда от 21.01.2015 по делу N 33-98
Требование: Об обязании совершить действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что ответчиком не соблюдаются требования пожарной безопасности, в результате чего нарушаются права осужденных и иных лиц, находящихся на территории учреждения.


Апелляционное определение Орловского областного суда от 21.01.2015 по делу N 33-98
Требование: Об обязании совершить действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что ответчиком не соблюдаются требования пожарной безопасности, в результате чего нарушаются права осужденных и иных лиц, находящихся на территории учреждения.

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N 33-98
Судья: Окорокова Э.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" об обязании совершить действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" на решение Ливенского районного суда Орловской области от 20 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в срок до 01 февраля 2015 года оборудовать библиотеку учреждения, а также помещения- деревообрабатывающего цеха, мебельного участка, склада готовой продукции, швейных цехов NN 1,2,3 автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п. 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., возражения на жалобу прокурора Эрастова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области) об обязании устранить нарушения требований правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности зданий и сооружений ФКУ ИК-2 УФСИН по Орловской области в г. Ливны Ливенского района выявлены нарушения требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности. Так, в нарушение требований ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9 таблицы 1 приказа МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" библиотека, расположенная на территории колонии, а также ряд производственных объектов: деревообрабатывающий цех, расположенный в отдельном здании, мебельный участок, склад готовой продукции, швейные цеха NN 1,2,3, представляющие собой отдельные помещения, предназначенные для производственной деятельности осужденных не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Просил обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в срок до 01 февраля 2015 года обеспечить соблюдение указанных требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать библиотеку учреждения, а также помещения - деревообрабатывающего цеха, мебельного участка, склада готовой продукции, швейных цехов NN 1,2,3 автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п. 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В судебном заседании поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на недостаточное финансирование для проведения работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещений. Просил увеличить срок для устранения нарушений.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилось ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области.
В поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что ответчик является учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. В настоящее время проведен ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, однако для их полного устранения недостаточно финансовых средств.
По указанным причинам ответчик не может выполнить все мероприятия, в установленный судом срок - до 01.02.2015.
Полагает, что по вышеизложенным основаниям, срок для устранения допущенных нарушений подлежит увеличению.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 13 Федерального закона N 5471-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказание, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не соблюдаются требования пожарной безопасности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, в результате чего нарушаются права осужденных и иных лиц, находящихся на территории учреждения, в сфере пожарной безопасности.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области).
Предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в Учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения (п. 2.1 Устава).
В соответствии с п. 2.5.1 Устава для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.
Материалами дела также подтверждается, что в результате проведенной 24 октября 2014 года прокуратурой проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности зданий и сооружений ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в ИК-2 в г. Ливны Ливенского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, в нарушение требований ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. ст. 4, 5, 52 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9 таблицы 1 приказа МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" помещения библиотеки, деревообрабатывающего цеха, мебельного участка, склада готовой продукции, швейных цехов NN 1,2,3 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03).
Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой о состоянии пожарной безопасности на объектах ИК-2 УФСИН России по Орловской области от 23.10.2014 и стороной ответчика не оспаривались.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 указанного закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно п. 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7 приняты и введены в действие СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее по тексту - СНиП 21-01-97*).
В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В силу п. 7.1 СНиП 21-01-97* одним из мероприятий по предотвращению распространения пожара, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения, является сигнализация и оповещение о пожаре.
По делу достоверно установлен факт несоблюдения ответчиком вышеуказанных требований пожарной безопасности, в связи с чем суд обоснованно возложил на Учреждение обязанность устранить выявленные нарушения.
То обстоятельство, что ответчиком в настоящее время проводится ряд мероприятий по устранению допущенных нарушений, не является основанием для отмены вынесенного судом решения.
Доводу жалобы о недостаточном финансировании работ для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Ссылка в жалобе ответчика на установленный незначительный срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности - до 15 февраля 2015 года, является несостоятельной и не влечет отмену решения суда, поскольку данный срок установлен судом с учетом заявленных требований, мнения представителя ответчика, а также исходя из характера и объема, подлежащих выполнению работ.
Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применен материальный закон, нарушений процессуального закона не допущено, то оснований для изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 20 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" - без удовлетворения.