Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.01.2016 по делу N 33а-884/2016
Требование: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки в исправительном учреждении выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в результате бездействия администрации исправительного учреждения, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей и несвоевременном устранении нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании должностного лица, нарушаются права неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, в том числе нарушаются права сотрудников исправительного учреждения и лиц, отбывающих наказание.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.01.2016 по делу N 33а-884/2016
Требование: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки в исправительном учреждении выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в результате бездействия администрации исправительного учреждения, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей и несвоевременном устранении нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании должностного лица, нарушаются права неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, в том числе нарушаются права сотрудников исправительного учреждения и лиц, отбывающих наказание.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу N 33а-884/2016
Судья: Рябов О.В.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Бушминой А.Е., Ефимовой Е.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - ФИО10,
представителя ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Вадского районного суда Нижегородской области от 29 октября 2015 года
по административному делу по административному иску Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установила:
Нижегородский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в августе 2015 года Нижегородская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с прокуратурой Нижегородской области провела в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области комплексную проверку, в ходе которой установлены нарушения
ст. 37 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и требований
ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
- в административном здании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области,
- лестница, ведущая с первого до верхнего этажа, не отделена противопожарными перегородками с нормируемыми пределами огнестойкости (
п. 1.102 СНиП 2.08.02-89*),
- по периметру кровли не выполнено ограждение (
п. 8.11 СНиП 21-01-97*),
- незащищенные металлические конструкции (косоуры) лестничного марша не имеют предела огнестойкости не менее R60 (
п. 5.18* СНиП 21-01-97*);
- во всех зданиях ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом (
п. 7.12*,
п. 7.13 СНиП 21-01-97*).
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц. По мнению прокурора, указанные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на территории данного учреждения, препятствуют проведению спасательных и эвакуационных работ в случае возможного пожара и не устраняются на протяжении длительного времени.
Прокурор просил суд обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области в срок один года шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить перечисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Решением Вадского районного суда Нижегородской области от 29 октября 2015 года постановлено: Административный иск Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить полностью.
Обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области в срок не позднее одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. В административном здании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области
- отделить лестницу, ведущую с первого до верхнего этажа противопожарными перегородками с нормируемыми пределами огнестойкости,
- по периметру кровли выполнить ограждение,
- лестничный марш оборудовать металлическими конструкциями с соответствующим пределом огнестойкости;
2. Во всех зданиях ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области деревянные конструкции чердачных помещений обработать огнезащитным составом.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области просило указанное решение Вадского районного суда Нижегородской области от 29 октября 2015 года отменить полностью и принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области - ФИО10 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
ГУФСИН России по Нижегородской области о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
В соответствии со
ст. 150 КАС РФ,
ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со
статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании
ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями
ч. 1 ст. 82 УИК РФ предусмотрено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно
ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу
ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
Ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 2.5.2 Устава ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, данная организация осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации пожаров на объектах Учреждения. В силу п. 4.3. Устава ГУФСИН России по Нижегородской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
В п. 5.1. Устава указано, что имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления, Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ начальник ОНД по Вадскому району внес в адрес ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области предписание N об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ шести нарушений требований пожарной безопасности, в том числе:
- в административном здании лестница, ведущая с первого до верхнего этажа, не отделена противопожарными перегородками с нормируемыми пределами огнестойкости (
п. 1.102 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*),
- в административном здании по периметру кровли не выполнено ограждение (
п. 8.11 СНиП 21-01-97*),
- в административном здании незащищенные металлические конструкции (косоуры) лестничного марша не имеют предела огнестойкости не менее R60 (
п. 5.18* СНиП 21-01-97*)
- во всех зданиях деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом (
п. 7.12*,
п. 7.13 СНиП 21-01-97*).
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки исполнения указанного выше предписания начальник ОНД по Вадскому району внес в адрес ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области предписание N об устранении 5 нарушений требований пожарной безопасности, в том числе и перечисленных выше, а также направил соответствующее представление с указанием вышеперечисленных нарушений.
Из справок начальника отдельного поста ВПО ФИО11 Нижегородскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предписание начальника ОНД по Вадскому району N устранено в отношении одного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ начальник ОНД по Вадскому району направил в адрес прокурора письмо, в котором указал о наличии перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности в административном здании и чердачных помещениях ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области.
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором в том числе прокурор указал на наличие нарушений требований пожарной безопасности, аналогичных нарушениям, указанным в предписаниях начальника ОНД по Вадскому району и потребовал принять исчерпывающие меты к устранению нарушений закона и недопущении подобного впредь.
Согласно ответу ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области от 04.06.2015 года Нижегородскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях для устранения нарушений
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" необходимы денежные средства, по выделению которых ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области направляло заявки на выделение денежных средств 28.08.2014 года и 24.12.2014 года.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела сведениям, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направляло в ГУФСИН России по Нижегородской области заявки на выделение денежных средств для устранений нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании ОГПН по Вадскому району.
Вместе с тем перечисленные в исковом заявлении прокурора нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя заявленные требования Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в результате бездействий ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, выраженных в невыполнении предусмотренных законом обязанностей и несвоевременном устранении нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании начальника ОНД по Вадскому району Нижегородской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, в том числе нарушаются права сотрудников исправительного учреждения и лиц, отбывающих наказание, в связи с чем суд первой инстанции правильно обязал ответчиков устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы, что в соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, судебная коллегия полагает необоснованными, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Кроме того, суд в соответствии со
ст. 178,
ст. 180 КАС РФ установил ответчикам срок исполнения решения суда - не позднее одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок судебная коллегия полагает обоснованным, соразмерным и достаточным для исполнения решения суда.
При этом в соответствии со
ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Другие доводы, апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь
ст. ст. 309,
310,
311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Вадского районного суда Нижегородской области от 29 октября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.