Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского областного суда от 02.09.2013 по делу N 33-13410/2013
Исковые требования о взыскании в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременного пособия удовлетворены, поскольку истец являлся военнослужащим, принимал участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобрел право на получение единовременного пособия в связи с причинением ему военной травмы и установлением инвалидности.


Апелляционное определение Московского областного суда от 02.09.2013 по делу N 33-13410/2013
Исковые требования о взыскании в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременного пособия удовлетворены, поскольку истец являлся военнослужащим, принимал участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобрел право на получение единовременного пособия в связи с причинением ему военной травмы и установлением инвалидности.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. по делу N 33-13410/2013
Судья: Конатыгина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего федерального судьи Байдаевой Л.В.,
федеральных судей Мертехина М.В., Панцевич И.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2013 года апелляционную жалобу А. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 01 апреля 2013 года
по гражданскому делу по иску А. к Управлению по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, УМВД России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия в связи с причинение вреда здоровью, компенсации по случаю утраты трудоспособности, единовременного пособия в возмещение вреда здоровью, причиненному при участии в борьбе с терроризмом,
заслушав доклад судьи Мертехина М.В.,
объяснения истца, его представителя (доверенность) Д., представителя ответчика К. (доверенность), представителя 3-го лица С. (доверенность),
заключение прокурора Козловой О.А., об отмене решение в части отказа истцу в единовременной денежной выплате в размере 3000 руб., а в остальной части без изменения,
установила:
А. обратился в суд с иском к Управлению по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о взыскании в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременного пособия в размере 2 000 0000 рублей; об обязании ответчика начислять и выплачивать компенсацию по случаю утраты профессиональной трудоспособности с 01.08.2010 года; о выплате единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи участием в борьбе с терроризмом, в размере 300 000 рублей (л.д. 2 - 6).
В обоснование иска указал, что в МВД РФ проходил службу с 1996 по 2003 гг. 11.03.2000 г., находясь в служебной командировке и выполняя служебно-боевые и оперативно-розыскные задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона РФ, получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и передний вывих левого бедра. 28.09.2004 года ему выдано удостоверение ветерана боевых действий. Решением центральной военно-врачебной комиссией ФСКН России от 17.06.2010 г. он был признан не годным к военной службе в связи с военной травмой. На основании приказа начальника Управления по Московской области ФСКН N 86-лс от 30.07.2010 года истец уволен. По результатам освидетельствования 26.09.2010 г. ему в связи с полученной военной травмой установлена инвалидность третьей группы, причина инвалидности - военная травма, инвалидность повторно установлена на срок до 01.10.2013 года.
Он (истец) обратился в Управление по Московской области ФСКН с заявлением о выплате ему единовременного пособия в размере 5-летнего денежного содержания (60 окладов денежного содержания), предусмотренного, как возмещение вреда, причиненного здоровью при прохождении службы; выплате единовременной компенсации недополученных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной выплаты по случаю утраты профессиональной трудоспособности с 01.08.2010 года, а также о выплате единовременного пособия в размере 300 000 рублей, согласно ФЗ РФ от 06.03.2006 года N 35 "О противодействии терроризму", однако ответчик ему в выплатах отказал. Данный отказ ответчика считает незаконным.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Д. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления по Московской области ФСКН по доверенности К. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 125), в котором возражал против иска (л.д. 121 - 123).
Представитель третьего лица МВД России по доверенности С. просил в иске отказать (л.д. 99 - 101).
Решением суд в удовлетворении иска истцу отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец просит его в апелляционной жалобе отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что А. проходил действительную военную службу во внутренних войсках МВД РФ: с 01.03.1996 года по 08.10.2003 года - в УМВД России по Липецкой области, а с 23.10.2003 года по 31.07.2010 года в Управлении ФСКН России по Московской области (л.д. 102 - 107). В период прохождения военной службы неоднократно находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона.
11.03.2000 года при выполнении боевых задач получил закрытую черепно-мозговую травму (л.д. 9).
Заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФСКН России по Московской области от 1710.2010 года А. установлен диагноз и причинно-следственная связь заболеваний с последствиями военной травмы, он признан негодным к военной службе (л.д. 25).
30.07.2010 года Приказом Управления ФСКН по Московской области N 86-лс истец исключен из списков сотрудников Управления 31.07.2010 года, ему выплачено единовременное пособие в размере 11 окладов денежного содержания (при увольнении из МВД России, единовременное пособие в размере 4 окладов денежного содержания, связанных с выслугой лет); денежная премия из фонда оплаты труда за июль 2010 года; единовременное денежное вознаграждение за 2010 год в полном объеме (за период с 01 января 2010 года по 31 июля 2010 года); награждение денежной премией из фонда оплаты труда в размере 10 000 рублей (л.д. 43, 47).
По указанным выплатам между сторонами спора нет.
26.09.2010 года истцу впервые была установлена третья группа инвалидности по причине военной травмы, и повторно 01.10.2011 года на срок до 01.10.2012 года, а также 01.10.2012 года на срок до 01.10.2013 года.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, исходил из того обстоятельства, что по требованиям о ежемесячных выплатах в счет возмещения вреда здоровью в счет утраченного заработка истцу надлежало обратиться в орган пенсионного обеспечения МВД, а для удовлетворения других исковых требований нет законных оснований.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права исходя из следующего.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 N 18-П. Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются гарантии социальной защиты (статьи 2 и 7), в том числе для граждан, оставшихся без кормильца, чье право на социальное обеспечение вытекает из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на труд (статья 37, часть 3), право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать - используя для этого все необходимые правовые средства, как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение и др.), - эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, включая обязанности военной службы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд.
3. Военная и аналогичная ей служба (служба в органах внутренних дел, противопожарная служба и т.п.) представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м"), - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы. Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.
Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (действовавшего на момент возникновения получения истцом травмы) в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в названной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудника милиции был определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 805.
Пунктом 21 названной Инструкции установлено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", вступившим в силу с 1 марта 2011 г. (Закон Российской Федерации "О милиции" утратил свое действие), также имеется аналогичная норма (часть 6 статьи 43), в которой закреплены те же условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
В силу ч. 2 ст. 56 ФЗ "О полиции" действие положений ст. 43 ФЗ распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
В соответствии с Федеральными законами "О полиции" и "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Приказом Министерства внутренних дел РФ от 18 июня 2012 года N 590 в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с подпунктом 4 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 3.08.2012 года N 25097.
Инструкция вступила в действие с 15.08.2012 года, а предусмотренные ею выплаты производятся с 1.01.2012 года
Этим же Приказом признан утратившим силу Приказ МВД России от 15.10.1999 г. N 805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких".
Согласно п. 17 действующей в настоящее время Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. до 1.01.2012 г., а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу названного Приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
Согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания (ч. 3 ст. 2).
С учетом системного толкования приведенных положений ч. 6 ст. 43 ФЗ "О полиции", ст. 2 указанного выше Закона, за лицами, уволенными до 1.01.2012 года со службы из органов внутренних дел с должностей сотрудников милиции, признано право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством РФ, до вступления в силу Приказа МВД РФ от 18.06.2012 года N 590.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 названного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности (ст. 1084).
В силу п. 1 ст. 1086 данного Кодекса размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднемесячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 ФЗ "О полиции" в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнение служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Согласно ч. 10 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2013 г. N 70 "О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливающие порядок определения учреждениями медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Правилами определен также Перечень увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел РФ устанавливается стойкая утрата трудоспособности.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Пунктом 5 ст. 12 названного Закона определено, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Исходя из приведенных норм законов в их системном толковании, по мнению судебной коллегии, для выплаты сотруднику ФСКН, так же как и работнику полиции ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, необходимо определение ему наступления стойкой утраты трудоспособности.
В силу п. 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522, вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктами 6 - 8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 194н, установлено, что стойкая утрата общей трудоспособности определяется в процентах.
Судебная коллегия, учитывая обстоятельство - получение истцом военной травмы в период прохождения службы в МВД, увольнение его из данного органа по основанию - собственное желание, а в последующем прохождение им службы в Управлении по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, где была у него установлена указанная травма и откуда он уволился по указанному основанию, и что он получает пенсионное обеспечение по линии ФСКН по основанию - выслуга лет, приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям истца является данное управление ФСКН.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции истец указал, что он не получает пенсию по инвалидности и утрата профессиональной трудоспособности в отношении него не определялась.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в случае перехода истца на иное пенсионное обеспечение - по инвалидности он имеет право обратиться в органы пенсионного обеспечения ФСКН с указанными требованиями - об установлении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Для реализации права на ежемесячной выплаты истец, помимо перехода на иной вид пенсионного обеспечения должен ответчику (отдел пенсионного обеспечения ФСКН) представить помимо заявления о выплате ежемесячной денежной компенсации копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, заключение об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, а также группы инвалидности и их причине.
В связи с тем, что истец получает пенсию по основанию - выслуга лет, то в настоящее время он не имеет права, на заявление указанного требования, в связи с чем ему надлежит отказать в иске.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Правила выплаты установлены Приказом Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 22.05.2013 года N 218, которыми определен порядок выплаты единовременных пособий при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика - Управления по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков единовременной выплаты в размере двух миллионов рублей, поскольку указанная норма закона, предусматривающая единовременную выплату в связи с причинением вреда здоровью, в указанном размере распространяется на правоотношения после вступления данного закона в силу, в свою очередь истец уволился до принятия данного закона.
При этом судебная коллегия отмечает, что ранее действовавшим законодательством не предусматривались такие выплаты в отношении работников ФСКН.
В то же время заслуживает внимание и позиция представителя ответчика (ФСКН), что истец уволился по иному основанию, нежели установленных в Правилах о получении единовременного пособия и получает пенсию по выслуге лет.
Согласно положениям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Пунктом 1 ст. 11 названного Закона определено, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
Статьей 15 определено, что пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств (п. 1).
В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3).
На основании п. 1 и 2 ст. 18 государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 20 Закона лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
В силу ст. 21 Закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3).
Пунктом 2 Правил "Возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 г. N 105 следует, что для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее - федеральный орган исполнительной власти) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия, медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье).
Согласно заключению Центральной Военно-врачебной комиссии следует, что 11 марта 2000 года А., находясь в служебной командировке и выполняя служебно-боевые и оперативно-розыскные задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона РФ (справка о прохождении службы от 29.112006 г. N 237), подписанная начальником СК УФСКН России по Московской области полковником полиции М.), получил травму "ЗЧМТ, сотрясение головного мозга. Передний вывих левого бедра". Заболевание получено в период прохождения военной службы (л.д. 15).
Из материалов дела следует, что истец имеет удостоверение ветерана боевых действий, что не оспаривается сторонами (л.д. 14).
Исходя из указанного медицинского заключения, и имеющегося у истца удостоверения ветерана боевых действий, судебная коллегия приходит к выводу, что у истца возникло право на получение указанной единовременной денежной выплаты на основании указанного Закона "О борьбе с терроризмом". С учетом того, что увольнение истца имело место быть из Управления по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, судебная коллегия считает необходимым взыскать с указанного ответчика за счет средств федерального бюджета единовременную выплату в пользу истца, считая его надлежащим ответчиком по указанным правоотношениям.
Стороны не оспорили в судебном заседании факт того, что истец обращался с заявлением к ответчику о выплате указанных денежных средств, тем самым им был соблюден заявительный порядок.
Доводы представителя ответчика - Управления по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о том, что ФСКН не участвует в борьбе с терроризмом в настоящем случае правового значение не имеет, поскольку указанная выплата имеет федеральное значение и выплачивается из соответствующего бюджета.
Действовавшим до 1 января 2007 г. Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" было предусмотрено, что военнослужащим, участвовавшим в борьбе с терроризмом, также подлежало выплате единовременное пособие. При получении увечья, повлекшего наступление инвалидности, единовременное пособие выплачивалось в размере пятидесяти тысяч рублей, а при получении ранения, не повлекшего наступление инвалидности, - в размере десяти тысяч рублей (ст. 20).
Таким образом, в ст. 21 Закона при сохранении тех же оснований и условий выплаты единовременного пособия существенно увеличен его размер, который составил соответственно триста тысяч и сто тысяч рублей вместо ранее установленных пятидесяти тысяч и десяти тысяч рублей.
Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения дела судом является Федеральный закон "О противодействии терроризму", то судебная коллегия при разрешении вопроса о размере единовременного пособия руководствуется именно данным Законом и исходит из тех сумм, которые в нем установлены.
С учетом того, что истец являлся военнослужащим в подразделении МВД, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобретшим право на получение единовременного пособия до 1 января 2007 г. и не реализовавшим его до указанной даты на основании Федерального закона "О борьбе с терроризмом" или иного федерального закона, названное пособие подлежит взысканию с ответчика в размере триста тысяч рублей в связи с причинением истцу военной травмы, а вследствие этого установленной инвалидности.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 01 апреля 2013 года, отменить.
Постановить по делу новое решение, которым взыскать с Управления по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за счет средств федерального бюджета в пользу А. единовременную выплату в размере 300000 рублей.
В удовлетворении исковых требования А. к Управлению по Московской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, УМВД России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия в связи с причинение вреда здоровью, компенсации по случаю утраты трудоспособности, единовременного пособия в возмещение вреда здоровью в размере 2000000 (двух миллионов) руб. отказать.
Апелляционную жалобу истца удовлетворить частично.