Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-21127/13
Заявление о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете удовлетворено, поскольку вновь образованный участок полностью перекрыл проход на ранее образованные участки заявителей, что делает невозможным использование принадлежащих им участков и находящихся на них строений.


Апелляционное определение Московского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-21127/13
Заявление о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете удовлетворено, поскольку вновь образованный участок полностью перекрыл проход на ранее образованные участки заявителей, что делает невозможным использование принадлежащих им участков и находящихся на них строений.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-21127/13
Судья Буянтуева Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.
судей Мадатовой Н.А., Немовой Т.А.,
при секретаре З.Е.
рассмотрела в заседании от 23 октября 2013 года апелляционную жалобу К.Г.Л., К.А.В.
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 19 июня 2013 года по делу по заявлению К.Г.Л., К.А.В. о признании незаконным заявления Администрации г.о. Балашиха о постановке на государственный кадастровый учет, действий Администрации г.о. Балашиха по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, Постановлений Администрации г.о. Балашиха от 26.08.2010 г., от 22.10.2011 г., Решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, об аннулировании сведений о государственном кадастровом учете, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения заявителей, представителя заинтересованного лица К.Г.В. - А., судебная коллегия
установила:
К.Г.Л. и К.А.В. обратились в суд с заявлением, в котором, уточнив требования, просили признать незаконными действия Администрации г.о. Балашиха по подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 09.09.2010 г. N 5015/102/10-1705; признать незаконными действия Администрации г.о. Балашиха по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с образованием части объекта недвижимого имущества от 30.06.2011 г. N 50-0-1-29/3001/2011-1733; признать незаконными действия Администрации: г.о. Балашиха по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением категории земель и вида разрешенного использования от 09.11.2011 г. N 50-0-1-19/3001/2011-3035; признать незаконным Постановление Администрации г.о. Балашиха об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,09 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:030910 по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства от 26.08.2010 г. N 660/5-ПА; признать незаконным заявление Администрации г.о. Балашиха о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 09.09.2010 г. N 5015402/10-1705; признать незаконным Решение ФГУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.09.2010 г. N 5030; признать незаконными Постановления Администрации г.о. Балашиха об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:15:030910:60 к категории земель "земли населенных пунктов" от 10.06.2011 г. N 554/5-ПА и от 22.10.2011 г. N 1047/5-ПА; признать незаконными решения об учете изменений объекта недвижимости от 27.07.2011 г. N МО-11/РКФ/1-230450 и от 05.12.2011 г. N МО-11/РКФ/1-404607; аннулировать сведения о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 900 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер 50:15:0030910:60; взыскать расходы на представителя в сумме 20 000 руб.
В обоснование заявления К.Г.Л. и К.А.В. сослались на то, что К.Г.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:030910:58 площадью 659 кв. м и жилой дом, К.А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:030910:59 площадью 666 кв. м и жилой дом, расположенные по адресу: <данные изъяты>. Два земельных участка были образованы в 2008 г. путем раздела земельного участка N 50:15:030910:15, который в свою очередь был поставлен на кадастровый учет в 2002 г. Администрацией г.о. Балашиха у выхода с земельных участков заявителей, был сформирован и продан К.Г.В. земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030910:60 площадью 900 кв. м. Участок сформирован так, что полностью перекрывает единственные выезды с участков заявителей на дорогу и перенести их невозможно. Граница участка К.Г.Л. между точками 9-1 (кад. выписка от 17.12.2012 г.) протяженностью 9 м полностью совпадает с границей участка К.Г.В. между точками 1-2 (кад. выписка от 08.11.2012 г.) Выезд закрыт полностью. Граница участка К.А.В. между точками 1 - 15 (выезд на дорогу) на кадастровой выписке от 08.11.2012 г. протяженностью 7.51 м полностью совпадает с границей участка К.Г.В. между точками 2 - 3. В настоящее время забор установлен до выезда с участков заявителей. Заявители считают, что формированием земельного участка нарушены СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 9 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент пожарной безопасности". На сформированном земельном участке расположены коммуникации общего пользования (газопровод, две канализационные трубы, водопровод, электрические сети), которые, по мнению заявителей, необходимо переносить, но такая возможность отсутствует. Заявители считают, что земельный участок К.Г.В. является землями общего пользования и пожарным проездом, действиями Администрации нарушает их права, в том числе доступа скорой помощи к дому, т.к. их ребенок является инвалидом 1 группы с детства.
В судебном заседании К.Г.Л., также представляющая интересы К.А.В., заявление поддержала.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Балашиха с заявлением не согласился, указав, что права заявителей постановкой земельного участка N 50:15:0030910:60 на кадастровый учет не нарушены, действия Администрации г.о. Балашиха и Федеральной кадастровой палаты соответствуют закону.
Представитель ФГУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области не согласился с заявлением, пояснив, что при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка N 50:15:0030910:60 согласование границ с К.Г.Л. и К.А.В. не требовалось, т.к. их участки уже имели установленные границы и стояли на кадастровом учете с 2002 г. Межевое дело на земельный участок К.Г.В. было подготовлено кадастровым инженером в соответствии с законом и принято кадастровой палатой без замечаний.
Представитель Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - К.Г.В. по доверенности З.О. возражала против предъявленных заявителями требований по тем основаниям, что права заявителей не нарушены. Сама по себе постановка на кадастровый учет земельного участка N 50:15:0030910:60 не может нарушить права заявителей, поскольку включает в себя лишь определение границ земельного участка на местности. Указанные в заявлении доводы основываются на необходимости прохода (проезда) к участкам заявителей. Как указывают сами заявители, К.Г.В. предусмотрел эту необходимость и не возводит забор по всему периметру своего участка, забор стоит до въезда на участок заявителей. Определение границ земельного участка на бумаге не может препятствовать проходу (проезду) заявителей. Ссылка на то обстоятельство, что существует угроза, что К.Г.В. продолжит установку забора и создаст препятствия заявителям, ничем не подтверждена, это лишь предположения. Жилой дом по адресу: <данные изъяты> не является их постоянным местом жительства. При формировании участка, постановке на кадастровый учет были соблюдены требования ЗК РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ. Оспариваемый земельный участок N 50:15:0030910:60 сформирован и поставлен на кадастровый учет намного позднее участков заявителей, в 2010 г. Согласование границ в соответствии с приведенными нормами с заявителями не требовалось. В кадастровом паспорте и в документах, представленных кадастровой палатой на земельный участок N 50:15:0030910:60, отражены все имеющиеся ограничения (обременения). Законом не предусмотрена обязанность Администрации или Кадастровой палаты при формировании вновь образуемого участка предусматривать проезд к смежным земельным участкам, уже стоящим на кадастровом учете. Согласно закону доступ обязательно обеспечивается только к вновь образованному земельному участку, споры между смежными землепользователями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, т.е. в ином порядке. Земельный участок, проданный К.Г.В., никогда не относился к категории "придорожных земель с коммуникациями", его перевод из категории земель в какую-либо иную категорию органами местного самоуправления не осуществлялся. Кроме того, представитель К.Г.В. сослалась на пропуск заявителями срока, установленного ст. 254 ГПК РФ.
Решением суда от 19 июня 2013 года в удовлетворении заявления К.Г.Л., К.А.В. отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, К.Г.Л. и К.А.В. обжалуют его в апелляционном порядке и просят отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что К.Г.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:030910:58, а К.А.В. - соседний земельный участок с кадастровым номером 50:15:030910:59, расположенные по адресу: <данные изъяты>. Границы участков установлены в соответствии с действующим законодательством.
Также из дела видно, что участки заявителей N 50:15:030910:58, N 50:15:030910:59 были образованы в 2008 г. путем раздела земельного участка N 50:15:030910:15 по договору раздела имущества супругов от 13.12.2008 г., который в свою очередь был поставлен на кадастровый учет еще в 2002 году.
К.Г.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030910:60 по адресу: <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением Администрации г.о. Балашиха "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,09 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:030910 по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства" от 26.08.2010 г. N 660/5-ПА утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <данные изъяты>.
Решением ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области от 30.09.2010 г. N 5030 земельный участок с кадастровым номером 50:15:030910:60 был поставлен на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Постановлением Администрации г.о. Балашиха "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:15:030910:60 к категории земель "земли населенных пунктов" от 10.06.2011 г. N 554/5-ПА земельный участок N 50:15:0030910:60 отнесен к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Также данным Постановлением установлены ограничения в пользовании земельным участком: зона регулирования застройки памятника истории и культуры федерального значения Усадьба "Никольское", Церковь Михаила Архангела; получить тех. условия в ЗАО "ЭЛЭКС" и произвести вынос воздушной трассы электроосвещения за пределы земельного участка; охранная зона газопровода; охранная зона трассы водопровода.
27.07.2011 г. решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области N МО-11/РКФ/1-230450 внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:15:030910:60 об ограничениях (обременениях) земельного участка, что подтверждается заключением Управления строительного комплекса Администрации г.о. Балашиха от 27.06.2012 г., кадастровой выпиской на земельный участок от 08.11.2012 г.
Разрешая заявленные К.Г.Л. и К.А.В. требования, суд исходил из того, что никакие права заявителей в данном случае нарушены не были.
Так, по мнению суда, в силу ст. ст. 39 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отсутствовал предмет согласования границ с заинтересованным лицом, поскольку общая граница участков заявителей и образованного участка, установленная еще в 2002 году, не менялась.
Также суд указал, что сформированный земельный участок N 50:15:0030910:60 был выставлен на аукцион, который проведен в соответствии со ст. ст. 30, 38 ЗК РФ, ст. 447 ГК РФ, и продан К.Г.В. по договору купли-продажи от 24.04.2012 г.
Суд пришел к выводу, что сама по себе постановка на кадастровый учет земельного участка N 50:15:0030910:60 не может нарушить права заявителей. Указанные в заявлении доводы основываются в основном на необходимости прохода (проезда) к участкам заявителей. Как указывают сами заявители, жилой дом по адресу: <данные изъяты>, не является местом их постоянного жительства. К.Г.В. предусмотрел необходимость проезда к их участкам и не возводит забор по всему периметру своего участка, забор стоит только до въезда на участок заявителей. Определение границ земельного участка на бумаге не может препятствовать проходу (проезду) заявителей. Суд не разрешает споры, которые могут возникнуть в будущем.
Помимо этого, суд указал, что письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2012 г. удостоверяет, что факт производства работ в охранной зоне газораспределительной системы по адресу: <данные изъяты>, не подтвердился. В кадастровом паспорте и в документах, представленных кадастровой палатой на земельный участок N 50:15:0030910:60, отражены все имеющиеся ограничения (обременения). Вид разрешенного использования определен Постановлением Администрации N 554/5-ПА от 10.06.2011 г. Все необходимые действия по выносу коммуникаций, ограничений на строительство отражены в указанном Постановлении и предписаниях уполномоченных органов.
По мнению суда, земельный участок К.Г.В. N 50:15:0030910:60 был образован из земель муниципальной собственности и согласно закону, доступ обязательно обеспечивается только к вновь образованному земельному участку, споры между смежными землепользователями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, т.е. в ином порядке.
Суд признал несостоятельным довод заявителей о том, что проданный К.Г.В. земельный участок является землями общего пользования, указав, что он опровергается материалами дела.
Кроме того, суд сделал вывод о пропуске заявителями 3-месячного срока, установленного ст. 254 ГПК РФ для оспаривания решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, посчитав, что сведения об оспариваемых действиях и решениях, имевшие место в 2010 и 2011 годах, являются общедоступными, и заявители, обратившиеся в суд 14.03.2013 г., не представили доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока.
Однако, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Как следует из материалов дела, вновь образованный земельный участок с кадастровым N 50:15:0030910:60 полностью перекрыл единственный проход и въезд на ранее образованные и постановленные на кадастровый учет земельные участки заявителей, что объективно делает невозможным использование принадлежащих им участков и находящихся на них строений.
Данные обстоятельства не были учтены при формировании и постановке на кадастровый учет участка с кадастровым N 50:15:0030910:60.
Между тем, указанными действиями и последующей продажей земельного участка К.Г.В. были нарушены права и охраняемые законом интересы заявителей, так как вопрос об обременении этого участка правами заявителей на проход и проезд к принадлежащим им земельным участкам и домам разрешен не был.
Тот факт, что земельный участок лишь частично обнесен забором, и в настоящее время заявителям предоставлена возможность прохода, значения не имеет в виду вышеуказанных причин.
Суд данным обстоятельствам в решении никакой оценки не дал.
Нельзя признать обоснованной ссылку суда на то, что сформированный земельный участок был выставлен на аукцион, который проведен в соответствии со ст. ст. 30, 38 ЗК РФ, ст. 447 ГК РФ, и продан К.Г.В. по договору купли-продажи от 24.04.2012 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 04 сентября 2013 года отменено решение Балашихинского городского суда от 01 апреля 2013 года об отказе К.Г.Л. и К.А.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации г.о. Балашиха и К.Г.В. о признании незаконными постановления о проведении аукциона, итогов аукциона, признании договора купли-продажи земельного участка от 24.04.2012 г. недействительным, по делу постановлено новое решение об удовлетворении иска К.Г.Л. и К.А.В.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы заявителей о том, что о нарушении своих прав они узнали 17 сентября 2012 года и в течение трех месяцев со дня получения письма Росреестра обратились в суд с настоящим заявлением. Доказательства, опровергающие указанные доводы, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа заявителям в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока обращения в суд.
Таким образом, с учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене как не основанное на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Разрешая заявление К.Г.Л. и К.А.В., судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В данном случае осуществляя оспариваемые заявителями действия, Администрация г.о. Балашиха не приняла во внимание, что в месте формирования земельного участка с кадастровым N 50:15:0030910:60 осуществляется подход и подъезд к двум земельным участкам заявителей, которые были образованы ранее, и другие подъездные пути к ним отсутствуют. Утверждение схемы расположения земельного участка по существу привело к ликвидации проходов и проездов к земельным участкам заявителей, что является нарушением их прав.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление К.Г.Л. и К.А.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 19 июня 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление К.Г.А., К.А.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации г.о. Балашиха по подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 09.09.2010 г. N 5015/102/10-1705.
Признать незаконными действия Администрации г.о. Балашиха по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с образованием части объекта недвижимого имущества от 30.06.2011 г. N 50-0-1-29/3001/2011-1733.
Признать незаконными действия Администрации г.о. Балашиха по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением категории земель и разрешенного использования от 09.11.2011 г. N 50-0-1-19/3001/2011-3035.
Признать незаконным Постановление Администрации г.о. Балашиха об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,09 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:030910 по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства от 26.08.2010 г. N 660/5-ПА.
Признать незаконным заявление Администрации г.о. Балашиха о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 09.09.2010 г. N 5015/102/10-1705.
Признать незаконным Решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.09.2010 г. N 5030.
Признать незаконными Постановления Администрации г.о. Балашиха об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:15:030910:60 к категории земель "земли населенных пунктов" от 10.06.2011 г. N 554/5-ПА и от 22.10.2011 г. N 1047/5-ПА.
Признать незаконными Решения об учете изменений объекта недвижимости от 27.07.2011 г. N МО-11/РКФ/1-230450 и от 05.12.2011 г. N МО-11/РКФ/1-404607.
Аннулировать сведения о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 900 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер 50:15:0030910:60.