Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского областного суда от 31.08.2015 по делу N 33-20964/2015
Обстоятельства: Решением отказано в удовлетворении заявления о восстановлении процессуального срока для подачи заявления об оспаривании предписаний, о признании недействительными в части и об отмене предписаний.
Решение: Решение отменено, заявленное требование удовлетворено.


Апелляционное определение Московского областного суда от 31.08.2015 по делу N 33-20964/2015
Обстоятельства: Решением отказано в удовлетворении заявления о восстановлении процессуального срока для подачи заявления об оспаривании предписаний, о признании недействительными в части и об отмене предписаний.
Решение: Решение отменено, заявленное требование удовлетворено.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N 33-20964/2015
Судья: Мартиросян С.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 августа 2015 г. апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Новое Ольгино" на решение Подольского городского суда Московской области от 22 июня 2015 г. по делу по заявлению Товарищества собственников жилья "Новое Ольгино" о восстановлении процессуального срока для подачи заявления об оспаривании предписаний ГУ МЧС России по Московской области от 11 ноября 2014 г. N 357/1/11, 358/1/12, 359/1/14, о признании недействительными в части и об отмене предписаний в части,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителей ТСЖ "Новое Ольгино" Ш. и А., представителя отдела надзорной деятельности по г. Реутов ГУ МЧС России по Московской области К.В.,
установила:
Товарищество собственников жилья "Новое Ольгино" (далее - ТСЖ "Новое Ольгино") обратилось в суд с заявлением, в котором просило восстановить процессуальный срок для подачи заявления о признании незаконными предписаний от 11 ноября 2014 г. N 357 <данные изъяты> ГУ МЧС России по Московской области, а также признать недействительными и отменить в части эти предписания. Предписания оспорены в части требований о монтаже системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа; а также об оборудовании обводных линий водомерных устройств задвижкой.
В обоснование заявления ТСЖ "Новое Ольгино" указало, что является управляющей организацией в д. <данные изъяты>. В ходе выездных проверок, проведенных отделением надзорной деятельности по г. Железнодорожный отдела надзорной деятельности по г. Реутов ГУ МЧС России по Московской области в отношении ТСЖ "Новое Ольгино", было установлено, в том числе отсутствие в указанных домах систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа; а также задвижек с электроприводом на обводных линиях водомерных устройств. По результатам проверок в адрес ТСЖ "Новое Ольгино" вынесены предписания (отдельно по каждому дому), в которых указывалось, в том числе на эти нарушения и указывалось на необходимость их устранения.
Однако, по мнению заявителя, эти нарушения возникли на стадии строительства, в связи с чем ответственность за них должен нести застройщик многоквартирного дома, а не управляющая компания.
С учетом того, что ТСЖ "Новое Ольгино" сначала ошибочно обратилось в арбитражный суд (производство в арбитражном суде было прекращено), заявитель просил восстановить срок на обращение в суд общей юрисдикции.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ТСЖ "Новое Ольгино" по доверенности К.Л. заявленные требования поддержала.
Отдел надзорной деятельности по г. Реутову ГУ МЧС России по Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, был извещен.
Решением Подольского городского суда Московской области от 22 июня 2015 г. было отказано в удовлетворении заявления ТСЖ "Новое Ольгино" о восстановлении процессуального срока для подачи заявления об оспаривании предписаний ГУ МЧС России по Московской области от 11 ноября 2014 г. N <данные изъяты>, а также в удовлетворении заявления о признании недействительными и об отмене предписаний в части.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Новое Ольгино" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, поскольку отказ в восстановлении срока нарушает его право на судебную защиту.
Представители ТСЖ "Новое Ольгино" по доверенности Ш. и А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель отдела надзорной деятельности по г. Реутов ГУ МЧС России по Московской области К.В., против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 256 ГПК РФ лицо, заинтересованное в судебной защите своих прав, может иметь обратиться в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела усматривается, что о вынесении оспариваемых предписаний ТСЖ "Новое Ольгино" стало известно 11 ноября 2014 г. В течение установленного срока ТСЖ "Новое Ольгино" оспорило эти предписания в Арбитражный суд Московской области, который определениями от 27 марта 2015 г. прекратил производство по делу, указав на неподведомственность спора арбитражному суду и на возможность обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции. Последующее обращение в суд общей юрисдикции имело место 05 мая 2015 г., то есть в пределах трехмесячного срока. В оспариваемых предписаниях отсутствует указание на возможность оспаривания предписаний именно в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях обеспечения гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту нарушенных прав судебная коллегия полагает возможным восстановить ТСЖ "Новое Ольгино" срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании предписаний ГУ МЧС России по Московской области от 11 ноября 2014 г. N <данные изъяты>.
С учетом того, что обжалуемое судебное решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований было вынесено только в связи с пропуском срока для обращения в суд, судебная коллегия отменяет это решение с рассмотрением по существу заявления ТСЖ "Новое Ольгино".
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со статьей статье 38 этого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности" Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323 введены в действие Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ104-03). Согласно этим Нормам в жилых зданиях с количеством этажей от 11 до 25 устанавливается система оповещения и управления эвакуацией людей 1-го типа.
Пунктом 11.7 СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", а также актуализированной редакцией этих норм предусмотрено наличие на обводной линии у счетчиков холодной воды задвижки с электроприводом для пропуска противопожарного расхода воды.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 42 этих Правил предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.
Из материалов дела усматривается, что решением приемочной комиссии администрации г. Железнодорожный Московской области от 30 сентября 2004 г. <данные изъяты> приняты в эксплуатацию три законченных строительством многоэтажных жилых дома в микрорайоне "Ольгино" (один 16-этажный и два 17-этажных).
20 марта 2006 г. на общем собрании собственников жилых помещений в домах <данные изъяты> выбран способ управления домами микрорайона - ТСЖ "Новое Ольгино".
17 октября 2014 г. отделом надзорной деятельности по г. Реутову ГУ МЧС России по Московской области приняты распоряжения (приказы) N <данные изъяты> <данные изъяты> о проведении в период с 05 ноября 2014 г. по 25 ноября 2015 г. плановой выездной проверки противопожарного состояния зданий, помещений и территории ТСЖ "Новое Ольгино", расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> а также объектов жилого сектора, находящихся на балансе обслуживающей организации и расположенных по адресам: <данные изъяты>,<данные изъяты>, о чем 29 октября 2014 г. ТСЖ "Новое Ольгино" направлено соответствующее уведомление.
11 ноября 2014 г. по результатам этой проверки отделом надзорной деятельности по г. Реутову ГУ МЧС России по Московской области составлены акты N <данные изъяты> с указанием выявленных нарушений и наименованием нормативно-правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, требования которых нарушены, а также в адрес ТСЖ "Новое Ольгино" и его председателя Г. вынесены предписания N <данные изъяты> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
11 ноября 2014 г. государственным инспектором г. Реутова и г. Железнодорожный по пожарному надзору в отношении главного инженера ТСЖ "Новое Ольгино" составлены протоколы N <данные изъяты> <данные изъяты> об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 11 ноября 2014 г. в отношении указанного должностного лица вынесены постановления N <данные изъяты> <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (л.д. 68 - 76), а в адрес председателя ТСЖ "Новое Ольгино" Г. - представления <данные изъяты>.
При изложенных обстоятельствах и с учетом того, что ТСЖ "Новое Ольгино" приняло на себя обязанность управлять домами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, к которому в числе прочего относятся ЖК РФ и федеральные законы в области обеспечении пожарной безопасности, Товарищество, выполняя принятые на себя обязательства по управлению домами надлежащим образом, обязано было поднимать вопросы по обеспечению многоквартирных домов исправными системами и средствами противопожарной защиты в целях защиты жизни и здоровья жителей дома, общего имущества дома.
Отнесение работ по монтажу систем автоматики и сигнализации к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (что следует, в частности из пункта 23.6 Приказа Минрегионразвития России от 30 декабря 2009 г. N 624), а также отнесение работ по установке задвижки с электроприводом на общедомовых приборах учета воды к числу работ, осуществляемых при проектировании строящихся и реконструируемых систем внутреннего водоснабжения, канализации и водостоков, не освобождает Товарищество от обязанности управления домом и разрешения указанных вопросов по обеспечению безопасности.
При этом каких-либо препятствий для Товарищества поставить вопрос в отношении финансирования таких работ, из материалов дела не усматривается, и представители ТСЖ "Новое Ольгино" на подобные обстоятельства не ссылались.
Кроме того, в случае несения ТСЖ "Новое Ольгино" затрат на работы, которые, по его утверждению, должны были выполняться иными лицами (в частности, застройщиком), Товарищество не лишено возможности обратиться в порядке регресса к соответствующим лицам.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых предписаний, в связи с чем в удовлетворении заявления ТСЖ "Новое Ольгино" надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 22 июня 2015 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым ТСЖ "Новое Ольгино" восстановить процессуальный срок для подачи в суд заявления об оспаривании предписаний ГУ МЧС России по Московской области от 11 ноября 2014 г. N <данные изъяты> В удовлетворении заявления ТСЖ "Новое Ольгино" о признании недействительными в части и об отмене в части предписаний ГУ МЧС России по Московской области от 11 ноября 2014 г. N <данные изъяты>, - отказать.