Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 26.11.2012 по делу N 33-2791/2012
Исковые требования о понуждении ответчика обеспечить уборку заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов удовлетворены правомерно, так как бездействие ответчика в виде непринятия мер к обеспечению соблюдения санитарной и пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц.
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 26.11.2012 по делу N 33-2791/2012
Исковые требования о понуждении ответчика обеспечить уборку заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов удовлетворены правомерно, так как бездействие ответчика в виде непринятия мер к обеспечению соблюдения санитарной и пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц.
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 г. по делу N 33-2791/2012
Судья: Центерадзе Н.Я.
Докладчик: Уколова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Захарова Н.И.,
судей Федосовой Н.Н. и Уколовой О.В.,
при секретаре С.А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" на заочное решение Задонского районного суда Липецкой области от 23 августа 2012 года, которым постановлено:
Обязать филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Липецкэнерго" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить уборку заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, освободив от них участки лесного фонда, расположенные в <адрес>
Взыскать с Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Липецкэнерго" в пользу бюджета Задонского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере <данные изъяты>, ИНН получателя 4816006614 КПП 481601001 ГРКЦ ГУ Банка России "по" "Липецкой" области р/с 40101810200000010006, БИК 044206001, Код бюджета: 18210102021011000110 Код ОКАТО: 42248501000.
Заслушав доклад судьи Уколовой О.В., судебная коллегия
установила:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства Липецкой области к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" о понуждении ответчика обеспечить уборку заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, освободив от них участки лесного фонда, расположенные в <адрес> ссылаясь, что по результатам проверки соблюдения законодательства о санитарной и пожарной безопасности на участках лесного фонда, расположенных на территории Липецкой области было установлено, что на землях лесного фонда, на которых размещены линии электропередач, эксплуатируемые ответчиком, ответчиком производилась вырубка деревьев с целью надлежащего содержания охранных зон линий электропередач, после чего складирована заготовленная древесина, остались порубочные остатки и другие горючие материалы, что привело к захламлению лесных участков вышеуказанных кварталов и выделов <данные изъяты> участковых лесничеств, расположенных в <адрес> Управлением лесного хозяйства Липецкой области руководству филиала было выдано предписание об устранении выявленных нарушений и установлен срок исполнения. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Предписание не выполнено до настоящего времени. Неисполнение ответчиком требований лесного
законодательства может привести к возникновению лесного пожара, причинению материального ущерба, причинению вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства в целом, в связи с чем, просил удовлетворить заявленные требования.
Представители истца - Управления лесного хозяйства Липецкой области - З. и Р., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали по изложенным доводам, пояснив, что до настоящего времени ответчик не произвел уборку древесины, порубочных остатков и других горючих материалов с указанных в заявлении территорий.
Представитель ответчика - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск просил учесть, что в силу
статьи 20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину на участках, используемых для эксплуатации линейных объектов- линий электропередач, принадлежит РФ, в силу положений
Правил реализации древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 года N 604, ответчик не вправе распоряжаться заготовленной древесиной, перемещение древесины допускается по согласованию с уполномоченным органом в области лесных отношений. В соответствии с нормами
п. 4 -
5 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 меры пожарной безопасности в лесах осуществляются собственником леса или лицом, использующим лесной участок на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды. Указывая, что в настоящее время в пределах охранных зон линейных объектов, обозначенных в иске, не имеется заготовленной древесины, порубочных остатков и др. горючих материалов. Полагают, что не допустили нарушений норм лесного
законодательства и пожарной безопасности, просили в иске отказать.
Суд удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на те же доводы, что и в письменном возражении на иск.
Обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, выслушав представителя истца - Управления лесного хозяйства Липецкой области - Л., помощника прокурора Липецкой областной прокуратуры Пучкову С.Л., возражавших против апелляционной жалобы и настаивавших, что захламление просек не было устранено на момент вынесения решения судом и ответчиком не представлено соответствующих доказательств, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
В силу
пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно
части 5 статьи 21 Лесного Кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В защитных лесах предусмотренные
частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации
(пункт 5.1). В силу
части 4 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно
пункту 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. N 223, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; ... принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.,
В силу
пунктов 34,
35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Суд первой инстанции правильно установил, что в ДД.ММ.ГГГГ года Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Управления лесного хозяйства Липецкой области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарной и пожарной безопасности на участках лесного фонда, расположенных на территории Липецкой области, по результатам которой было выявлено, что на территории просек, расположенных на землях лесного фонда Липецкой области, на которых размещены линии электропередач, эксплуатируемые филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", были организованы работы по расширению охранных зон линий электропередач путем вырубки деревьев без предоставления лесных участков. При производстве работ по приведению ширины охранных зон линий электропередач, расположенных на землях лесного фонда, в соответствие с действующими нормами в <адрес> на просеках, на которых производилась вырубка деревьев, складирована заготовленная древесина, порубочные остатки и другие горючие материалы.
Судом также установлено, что руководству филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесного хозяйства Липецкой области было выдано предписание N об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым мероприятия по освобождению просек от заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов должны были быть проведены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ Липецким межрайонным природоохранным прокурором в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Указанные предписание и представление были приняты ответчиком к исполнению, филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" издан приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, которым в целях устранения выявленных нарушений требований
правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 назначены работники, ответственные за устранение замечаний и уборку порубочных остатков, горючих материалов.
Однако фактическое исполнение не произведено, что подтверждается протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго" и данными выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ
На основании представленных доказательств суд пришел к верному выводу о том, что ответчик, осуществляющий эксплуатацию линейных объектов, не произвел уборку древесины, порубочных остатков и других горючих материалов с указанных в заявленных требованиях участков лесного фонда.
При подаче письменного возражения в суд ответчик также не представил каких-либо доказательств фактической уборки порубочных остатков, захламленности просек.
Учитывая компетенцию ответчика ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в осуществлении работ по расширению охранных зон линий электропередач путем вырубки деревьев без предоставления лесных участков, а также обязанность лиц, осуществляющих использование лесов в целях эксплуатации линейных объектов, обеспечить регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса от захламления лесосечными, бытовыми и иными отходами, установленную
п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, приказ филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ, которым назначались ответственные лица за устранение допущенных нарушений и который не был исполнен в разумный срок, суд правильно возложил на ответчика соответствующие обязательства по приведению просек в надлежащее состояние и освобождению от захламленности.
Суд правильно признал, что бездействие ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в виде непринятия мер к обеспечению соблюдения санитарной и пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц. Верно определен круг юридически значимых обстоятельств, дана правильная оценка представленным доказательствам и доводам сторон, постановлено законное и обоснованное решение суда.
Вместе с тем в резолютивной части решения суд возложил на ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" обязанности по уборке наряду с порубочными остатками и другими горючими материалами - заготовленной древесины. Однако в силу действующего законодательства для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников лиан без предоставления лесных участков и формирования проектов освоения лесов в уведомительном порядке, то есть без осуществления рубки лесов в целях заготовки древесины. Более того, из представленных фотоматериалов в подтверждение доводов прокурора и Управления лесного хозяйства, усматривается захламленность просек порубочными остатками, горючими материалами, но ими не подтверждено наличие заготовленной древесины. Поскольку в обязанности ОАО "МРСК Центра" лишь входит освобождение просек от порубочных остатков и др. горючих материалов для создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов в целях обеспечения безопасности граждан, а
Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со
статьями 43 -
46 Лесного кодекса РФ устанавливается порядок информирования и реализации полученной в этом случае древесины, предусматриваются полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Уполномоченного органа исполнительной власти в области лесных отношений в связи с этим, то возложение на ответчика обязанности по освобождении просек от заготовленной древесины нельзя признать обоснованным.
Судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязанности ответчика по уборке заготовленной древесины.
Апелляционная жалоба содержит позицию ответчика, изложенную в письменных возражениях на заявленные исковые требования, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и не могут повлечь отмены постановленного решения, тем более, что к моменту рассмотрения жалобы апелляционной инстанцией прокурор признал фактическое исполнение ответчиком возложенных обязанностей, что не свидетельствует о незаконности решения, но является основанием для отказа в принудительном исполнении и выдаче исполнительного листа.
Доводы ответчика о том, что суд не учел нарушение прав и интересов ответчика с учетом того, что древесина является собственностью РФ,
Правила пожарной безопасности устанавливают обязанности по соблюдению мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти и лицами, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду на основании проекта освоения лесов, к которым они не относятся, не могут повлечь отмены решения, поскольку соответствующие государственные органы с целью реализации возложенных на них функций вынес соответствующие предписания ответчику с целью обеспечения пожарной безопасности лесных участков, на которых находятся охранные зоны линейных объектов, обязательных к исполнению. При этом обязанность ответчика по устранению захламленности просек при эксплуатации линейных объектов установлена другим нормативным актом -
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 г. N 223. Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмены постановленного судом первой инстанции решения. На основании изложенного и руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Задонского районного суда Липецкой области от 23 августа 2012 г. - оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения указание об обязанности ответчика убрать заготовленную древесину. Апелляционную жалобу ответчика ООО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" - оставить без удовлетворения.