Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Брянского областного суда от 11.11.2014 по делу N 33-3689/2014
Требование: О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обстоятельства: В период прохождения службы в органах внутренних дел истец не был обеспечен жильем. С заявлением о постановке на учет обратился впервые в 2006 году, но получил отказ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку после 1 марта 2005 года полномочия по постановке на очередь на обеспечение жильем у ответчика отсутствовали, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
Апелляционное определение Брянского областного суда от 11.11.2014 по делу N 33-3689/2014
Требование: О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обстоятельства: В период прохождения службы в органах внутренних дел истец не был обеспечен жильем. С заявлением о постановке на учет обратился впервые в 2006 году, но получил отказ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку после 1 марта 2005 года полномочия по постановке на очередь на обеспечение жильем у ответчика отсутствовали, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 года
Судья Сушкова Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей областного суда Кравцовой Г.В., Маклашова В.И.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2014 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца П. - Г. на решение Советского районного суда г. Брянска от 01 июля 2014 года по гражданскому делу по иску П. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Брянской городской администрации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
установила:
П. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1994 года по 2011 год он проходил службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы. В указанный период жильем обеспечен не был, поэтому истец снимал жилье, которое оплачивалось за счет средств федерального бюджета. После увольнения со службы, он вынужден был оплачивать аренду жилья из собственных средств. В период прохождения службы истец неоднократно обращался к руководству с заявлением о постановке его на жилищный учет, однако ему в этом было отказано. После его увольнения со службы, Советской районной администрацией 09.12.2011 года он был принят на жилищный учет. В октябре 2013 года П. вновь обратился с заявлением в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области и в УФСИН России по Брянской области с заявлением о постановке на жилищный учет, однако в удовлетворении заявления ему было отказано со ссылкой на то, что рапорт о постановке на жилищный учет им был подан после 01.03.2005 года. Полагая, что отказ ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области является незаконным, П. просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2006 года и включить его в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, уволенных с военной службы, с последующим предоставлением единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом по ходатайству стороны истца была произведена замена ненадлежащего ответчика - Правительство Брянской области на Брянскую городскую администрацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена Советская районная администрация г. Брянска.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представители ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области и Брянской городской администрации иск не признали, просили суд отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что требования истца не основаны на законе.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца - Г. просит об отмене решения суда, как постановленного без учета всех значимых для дела обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истца, представителя в его интересах, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в период с 1994 года по 2010 года истец проходил службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы.
Приказом N 411-лс от 03.09.2010 года П. был уволен по ограниченному состоянию здоровья (ст. 58 п. 3) с должности заместителя начальника ФБУ ИК-5 - начальника центра трудовой адаптации осужденных.
Истец впервые обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 17.04.2006 года. Жилищно-бытовой комиссией ФГУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области по результатам рассмотрения заявления П. было отказано в его удовлетворении на основании
ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, так как у учреждения и органов уголовно-исполнительной системы с 01 марта 2005 года нет законных оснований для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также установлено, что с 09.12.2011 года истец состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Советской районной администрации г. Брянска по общей очереди, с составом семьи 1 человек.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области ведется учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 года, что подтверждается списком "А" ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 25.12.2013 года. С 01 марта 2005 года учет нуждающихся в улучшении жилищный условий в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области прекращен. Истец в списке "А" сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 25.12.2013 года не состоит.
Разрешая возникший спор, суд правильно учитывал, что до 01.03.2005 г., т.е. в период действия Жилищного
кодекса РСФСР, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Однако, в связи с введением в действие 01 марта 2005 года Жилищного
кодекса РФ, принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в Жилищном
кодексе РФ (
п. 1 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса РФ").
В
п. 2 ст. 6 ФЗ N 189 "О введении в действие жилищного кодекса РФ" говорится о гражданах, вставших на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а именно, что они сохраняют право состоять на учете нуждающихся до утраты оснований нахождения в указанной очереди.
Пунктом 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, из положений вышеуказанных норм следует прямое указание на то, что с 01 марта 2005 года органы местного самоуправления имеют исключительное право на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела видно, что истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с заявлением о постановке на учет обратился впервые только в 2006 году, но получил отказ. Таким образом, по состоянию на 1 марта 2005 года П. в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы не учитывался. Доказательств обращения П. с заявлением о постановке на жилищный учет до 01 марта 2005 года стороной истца не представлено, и по делу не установлено.
Следовательно, после указанной даты, с которой вступил в действие
ЖК РФ, полномочия по постановке сотрудников уголовно-исполнительной системы на очередь на обеспечение жильем у ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области отсутствовали.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 были утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно требованиям подпункта
"а" п. 18 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в
подпунктах "а" и
"б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с
п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствие с
пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года, одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 19 Правил определено, что для участия в подпрограмме граждане подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован
Приказом ФСИН России N 287 от 04.06.2007 года "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в уголовно-исполнительной системе".
В соответствии с п. 3 Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в абз. 6 пп. "а" п. 5, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в
абз. 7 пп. "а" п. 5 Правил, члены семей сотрудников УИС, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в
абз. 9 пп. "а" п. 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, обязательным условием для выдачи государственного жилищного сертификата федеральным органом исполнительной власти, является постановка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет по месту службы.
Согласно
пп. "а" п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы выдачу государственных жилищных сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области не является органом исполнительной власти, на который возложена обязанность по выдаче государственных жилищных сертификатов.
Федеральным
законом РФ N 283 от 30.12.2012 года "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" введена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения.
В соответствии с
п. 1,
7 ст. 4 ФЗ N 283 правом на получение единовременной социальной выплаты может воспользоваться:
- сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
- право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с
п. 27 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ", право на получение единовременной социальной выплаты также имеют:
- сотрудники и уволенные со службы в учреждениях и органах граждане РФ, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
Поскольку истец в настоящее время не является сотрудником уголовно-исполнительной системы и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждении уголовно-исполнительной системы по месту прохождения службы не состоит, суд правильно пришел к выводу, что в соответствии с ФЗ N 283 и ППРФ N 369 П. не подлежит постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные требования закона, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного иска.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителями ответчиков было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Из дела установлено, что истец узнал о нарушении своего права в мае 2006 года, а в суд с указанным иском обратился 05.12.2013 года.
Поскольку по заявленному иску применяется общий срок исковой давности в три года (
ст. 196 ГК РФ) и в силу положений
ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, учитывая требования
ст. 200 ГК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, о пропуске истцом для обращения в суд трехлетнего срока исковой давности, без наличия на то уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При разрешении спора судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами. Выводы суда основаны на материалах дела.
Принятое судом решение соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда
В.И.МАКЛАШОВ
Г.В.КРАВЦОВА