Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 24.07.2017 N 57-КГ17-8 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 04.10.2016 N 33-4776/2016
Требование: Об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных законодательством РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 04.10.2016 N 33-4776/2016
Требование: Об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных законодательством РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. N 33-4776/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Баркаловой Т.И., Харебиной Г.А.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Главному управлению МЧС России по Белгородской области об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения Б., его представителя Ч., поддержавших доводы жалобы, представителей ГУ МЧС России по Белгородской области - Н.И., Н.Н., просивших об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
установила:
Б. с 03 мая 1975 г. по 09 июня 1977 г. проходил срочную службу в Советской Армии, с 09 июня 1977 г. по 18 апреля 1979 г. работал в воинской части N 45995, с 26 апреля 1979 г. по 29 июля 1983 г. служил по контракту в Советской Армии, с 11 ноября 1983 г. по 20 августа 2007 г. проходил службу в УГПС УВД по Белгородской области в должности инспектора государственного пожарного надзора отряда ГПС N 4 г. Губкина. Уволен со службы приказом N 504 л/с по
пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
С 21 августа 1997 г. и по настоящее время работает в должности начальника пожарной части N 41 с. Скородное ПСО ОГКУ "Управления ГОЧС Белгородской области".
С 23 июля 2003 г. был поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 5 от 26 февраля 2015 г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Решением Губкинского районного суда Белгородской области от 02 сентября 2015 г., вступившим в законную силу 05 октября 2015 г., удовлетворено заявление Б. о признании незаконным решения ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 26 февраля 2015 г. об отказе в восстановлении в списках нуждающихся в получении жилых помещений и он восстановлен в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты подачи заявления - 23 июля 2003 г.
06 ноября 2015 г. Б. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с 23 июля 2003 г. на основании судебного решения.
02 февраля 2016 г. ему выдали выписку из решения комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 12 от 21 января 2016 г. об отказе в постановке на учет на получение выплаты указанного вида в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов Российской Федерации".
С принятым решением истец не согласился, поскольку считает его противоречащим фактическим обстоятельствам дела и нарушающим его жилищные права и интересы, гарантированные
Конституцией Российской Федерации.
Дело инициировано иском Б., просившего признать незаконным и отменить упомянутое выше решение комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 12 от 22 января 2016 г., признать за ним и членами его семьи (супругой Б.Е.В., сыном Б.А.А., дочерью Б.С.А.) право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в установленном законом порядке, обязать комиссию Главного управления МЧС России по Белгородской области поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в установленном законом порядке с даты подачи заявления - 23 июля 2003 г.
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения иска.
Решением суда исковые требования Б. удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 12 от 22 января 2016 г. об отказе Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. На комиссию ГУ МЧС России по Белгородской области возложена обязанность поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, Б. и членов его семьи с 23 июля 2003 г.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Белгородской области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и существенное нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно
части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
На основании
статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации провозглашает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Руководствуясь указанной нормой, 30 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала
Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Хранителем Конвенции выступает Европейский суд по правам человека, который формирует на основании ее норм прецедентное право, являющееся обязательным для стран - участниц Конвенции.
Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью.
В силу
статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из
части 1 статьи 1 названного закона.
Так, в соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными.
Данные
правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу пункта 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами.
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников возникает при наличии условий, предусмотренных
частями 1 и
3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы с правом на пенсию.
Как следует из материалов дела, истец работает в должности начальника пожарной части N 41 с. Скородное Губкинского района Белгородской области отряда ГПС N 4 г. Губкина МЧС России по Белгородской области по настоящее время.
Общий трудовой стаж по состоянию на 07 апреля 2015 г. составляет 39 лет 6 месяцев 18 дней, из них на должностях, финансируемых из федерального бюджета, - 32 года 7 месяцев 11 дней; на должностях, финансируемых из областного бюджета - 7 лет 8 дней, что подтверждается справкой ОГКУ "Управление ГОЧС Белгородской области" N 54-1-35 от 07 апреля 2015 г. (л.д. 15).
В состав областного государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области" входит пожарная часть N 41 в с. Скородное Губкинского района.
На основании распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области N 183-р от 31 августа 2006 г. здание пожарной части N 41 является государственной собственностью области и закреплено на праве оперативного управления за областным государственным казенным учреждением "Управление ГОЧС Белгородской области".
Б. не имеет собственного жилья и с 1993 г. проживает в здании ПЧ N 41 с детьми и женой, у которой <данные изъяты>. Здание ПЧ N 41 было введено в эксплуатацию в 1973 г. и имеет промышленное назначение. Помещение является служебным, имеет частичные удобства, расположено в одном помещении пожарной части <данные изъяты>. Данное жилое помещение не соответствует санитарным нормам из-за смежного расположения жилых комнат с гаражом, присутствует загазованность, что недопустимо для проживания (акт проверки жилищных условий жилищно-бытовой комиссией 23 июля 2003 г. (л.д. 10)).
Б. и члены его семьи не имеют на праве собственности жилого помещения, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В момент постановки на учет семья Б. состояла из 5 человек, на сегодняшний день из четырех: он, его супруга Б.Е.В., являющаяся инвалидом <данные изъяты> группы, сын Б.А.А., <данные изъяты> года рождения, дочь Б.С.А., <данные изъяты> года рождения.
Комиссией после обследования жилищных условий было сделано заключение о том, что Б. нуждается в улучшении жилищных условий, и он в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом N 2 от 23 июля 2003 г. заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-4 г. Губкина (л.д. 9).
Согласно уведомления жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Белгородской области за N 6-3-41/1064 от 01 марта 2007 г., по состоянию на 2007 г. истец состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под N 10 (л.д. 13).
По состоянию на 2009 г., в соответствии с уведомлением Главного управления МЧС России по Белгородской области за N 53-1-29 от 20 августа 2009 г., истец состоял в очереди на получение жилых помещений под N 8 (л.д. 14).
27 июня 2012 г. сопроводительным письмом за N 6592-5-3-9 ГУ МЧС России по Белгородской области направило учетное жилищное дело истца на 73 листах в ФКУ "Управления государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" для дачи заключения о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 16).
Решением комиссии ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 5 от 26 февраля 2015 г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали Б. право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая наличие вступившего в законную силу судебного решения от 02 сентября 2015 г. о восстановлении истца в списках, нуждающихся в получении жилых помещений с 23 июля 2003 г., которое ответчиком не было обжаловано, наличие превышающей выслуги 10 лет Б. по состоянию на дату увольнения, постановку в очередь по улучшению жилищных условий до 01 марта 2005 г., суд пришел к правильному выводу о распространении на истца и членов его семьи, названных в решении, установленных указанным федеральным законодателем социальных гарантий для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При апелляционном рассмотрении жалобы представитель ответчика не смог ответить на вопрос о причинах не обжалования решения суда от 02 сентября 2015 г., которое ответчику было представлено в том же месяце. В настоящее время в ином порядке исполнить указанное решение не представится возможным в связи с вступлением в силу с 01 января 2013 г. Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вступившие в законную силу судебные акты, согласно
частям 1 и
2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации",
статьи 13 ГПК РФ, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют
статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также
пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским судом по правам человека, в силу
статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указано в Постановлении по первому делу "Бурдов против России", в котором Европейский суд, подчеркнув обязательность исполнения окончательных судебных актов, указал: "Право на суд было бы иллюзорным, если бы правовая система государства - участника Конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы недействующим в ущерб одной из сторон. Было бы непостижимым, если бы статья 6 (пункт 1) Конвенции, описывая детально процессуальные гарантии, предоставленные спорящим сторонам... не защищала при этом исполнение судебных решений". Эта позиция отражена и во всех последующих постановлениях Европейского суда по жалобам против России, предметом которых было неисполнение или длительное неисполнение окончательных судебных актов.
Утверждение в решении ответчика на непредставление Б. обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, по мнению судебной коллегии, правильно признано неубедительным судом первой инстанции, поскольку ответчик не указал, какие конкретно документы, предусмотренные упомянутым выше пунктом Правил не были представлены Б.
В судебном заседании представитель истца Ч. пояснила, что истцом были собраны и поданы все необходимые документы, подтверждающие его право на получение единовременной социальной выплаты, сославшись на сопроводительное письмо ГУ МЧС России по Белгородской области за N 6592-5-3-9 от 27 июня 2012 г. (л.д. 16).
Судом установлено, что учетное жилищное дело Б. состоит из 73 листов.
При таких обстоятельствах отказ комиссии Главного управления МЧС России по Белгородской области в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимание тот факт, что на протяжении длительного времени после постановки истца на жилищный учет с целью улучшения жилищных условий ответчик не оспаривал, следовательно, признавал за ним такое право.
Доводы апелляционной жалобы об обратном выводов суда не опровергают, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела ответчиком, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного решения.
При этом иное толкование стороной ответчика норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с
частью 4 статьи 330 ГПК РФ отмену решения суда, не установлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24 июня 2016 г. по делу по иску Б. к Главному управлению МЧС России по Белгородской области об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Белгородской области - без удовлетворения.