Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 N 88-7425/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для снятия его с учета послужило намеренное ухудшение им жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.


Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 N 88-7425/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для снятия его с учета послужило намеренное ухудшение им жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2020 г. N 88-7425/2020
2-4011/2019
27RS0004-01-2019-004967-73
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.,
судей Виноградовой О.Н., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.В. к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании решения заседания жилищной комиссии незаконным,
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., пояснения представителя ГУ МЧС России по Хабаровскому краю К., судебная коллегия,
установила:
Д.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании решения заседания жилищной комиссии незаконным.
В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ Сибирским региональным центром МЧС России он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека (заявитель, его супруга и дочь) с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 8 Правил предоставления единой социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, при переводе к новому месту службы, сотрудники подлежат постановке на учет исходя из даты принятия на такой учет по прежнему месту службы. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ он назначен главным специалистом (по вопросам противодействия коррупции на территории Республики Алтай и <адрес>) отдела по вопросам противодействия коррупции управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов МЧС России по ДФО.
ДД.ММ.ГГГГ решением Единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> он не только не поставлен на учет, но и снят. Основанием для снятия его с учета указано - намеренное ухудшение им жилищных условий, что не соответствует действительности.
Снятие его и членов его семьи ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по месту жительства его мамы (были зарегистрированы с 2000 г.) в связи с приобретением собственного жилья лишь улучшило его жилищные условия, однако в связи с небольшой площадью приобретенного жилья он и члены его семьи остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанное обстоятельство ранее не препятствовало постановке его на соответствующий учет.
Просил суд признать решение заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить обязанность поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из трех человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение.
Признано незаконным решение комиссии Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Д.В. составом семьи из трех человек.
Возложена обязанность на Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> поставить на учет Д.В. составом семьи из трех человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе Главное управление МСЧ России по Хабаровскому краю просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУ МЧС России по Хабаровскому краю К. поддержала доводы кассационной жалобы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные в числе прочего с обеспечением жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в том числе при условии, что сотрудник является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц; с обменом жилыми помещениями; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно п. п. 8, 12, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы. В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Материалами дела установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Сибирского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ полковник внутренней службы Д.В. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи три человека: Д.В., его супруга Д.Н., дочь ФИО6, <...> года рождения, с даты подачи документов - ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для постановки на учет послужила регистрация и проживание в квартире в <адрес>, тракт Павловский, 305г-67, общей площадью 34,5 кв. м, находящейся в общей собственности Д.В. и его супруги, на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составила менее 15 кв. м.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N -НС полковник внутренней службы Д.В. назначен главным специалистом (по вопросам противодействия коррупции на территории Республики Алтай и <адрес>) отдела по противодействию коррупции управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов МЧС России по <адрес>.
Согласно выписке из протокола N заседания Единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией принято решение о снятии Д.В. с учета сотрудников ФПС, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 3 человека в соответствии с ч. 8 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ и пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. Основанием для принятия такого решения послужили сведения о регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д.В. и членов его семьи по месту жительства в жилом <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью 113,1 кв. м, находящемся в собственности матери сотрудника Д.Л. При этом обеспеченность Д.В. и членов его семьи составляла 28,2 кв. м, однако указанные лица снялись с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировались в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, тракт <адрес>, общей площадью 34,5 кв. м.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им и (или) членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, т.е. действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Факт снятия истца и членов его семьи с регистрационного учета по месту нахождения жилого дома, принадлежащего матери Д.В., не может быть отнесен к числу таких действий. Основанием для снятия с регистрационного учета послужил факт приобретения истцом и его супругой путем заключения договора участия в долевом строительстве собственного жилого помещения и изменения места жительства. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. В силу требований ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, осуществление соответствующего регистрационного учета в срок не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства является обязанностью гражданина Российской Федерации. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) для отнесения к членам семьи собственника и приобретения права пользования жилым помещением дети собственника жилого помещения должны проживать совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении. Другие родственники и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, в данном случае достаточных доказательств вселения супруги и дочери истца Д.Н. и ФИО6 в качестве члена семьи его матери Д.Л. не представлено. Само по себе родство не определяет наличие семейных отношений применительно к отношениям, регулируемым жилищным законодательством, факт регистрации гражданина в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности другому лицу, сам по себе право пользования данным жилым помещением не порождает. В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ по общему правилу в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения бывшие члены семьи собственника не сохраняют право пользования этим жилым помещением.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Д.В. и членами его семьи не совершено действий, влекущих за собой снятие его с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия кассационного суда с такой оценкой соглашается, считая ее обоснованной.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МСЧ России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.