Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2020 N 88-1290/2020
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время службы в органах исполнения наказаний был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, однако оспариваемым решением был снят с учета.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2020 N 88-1290/2020
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время службы в органах исполнения наказаний был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, однако оспариваемым решением был снят с учета.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2020 г. N 88-1290/2020
Дело N 2-1085/2019
27RS0002-01-2019-001356-51
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Кравченко А.И., Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.М. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2019 года,
Заслушав доклад судьи Кравченко А.И.,
установила:
Б.М. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете.
В обоснование требований указал, что он проходил службу в органах ФСИН России, имеет выслугу в календарном исчислении более 32 лет. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФСИН России он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья составом семьи 3 человека, при этом комиссией было учтено, что он с семьей с 2005 года был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 59,4 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности его сыну Б.А. (1/2 доли) и его дочери Б.Н.М. (1/2) доли. ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, поводом стало отчуждение квартиры по адресу: <адрес>. Полагая такое решение незаконным, истец указал, что действующее законодательство обязанности сохранять жилые помещения (доли в них) до получения единовременной выплаты не содержит, при этом ни он, ни члены его семьи на получение социальной выплаты без учета имевшейся у его сына жилой площади не претендуют. Продажа квартиры, в которой ? доли принадлежала сыну, была вызвана определенными жизненными обстоятельствами, при этом нуждаемость семьи в обеспечении жильем не утрачена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; признать за ним и членами его семьи (Б.М., Б.Н.В., Б.А.) право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из размера общей площади жилого помещения определенной с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; возложить на ФСИН России, УФСИН по <адрес> обязанность восстановить Б.М. составом семьи три человека (Б.М., Б.Н.В., Б.А.) на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты первичной постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Б.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за вычетом площади, приходящейся на члена семьи, признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований к Федеральной службе исполнения наказаний России.
В указанной части принято новое решение, которым исковые требования Б.М. к Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворены.
Суд признал решение комиссии Федеральной службы исполнения России, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Б.М. составом семьи три человека (Б.М., Б.Н.В., Б.А.) с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства в соответствии с п. "б" п. 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с ухудшением жилищных в 2018 году незаконным и недействующим с момента его принятия; признал за Б.М. составом семьи три человека (Б.М., Б.Н.В., Б.А.) право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из размера общей площади жилого помещения определенной с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в убеждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утвержденных постановленное Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) за вычетом жилой находившейся в собственности Б.А. (28,25 квадратных метров); возложил на Федеральную службу исполнения наказания России обязанность восстановить Б.М. составом семьи три человека (Б.М., Б.Н.В. В., Б.А.) на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты первичной постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное толкование и применение норм материального права.
Истец и представитель ответчиков в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, выразили свое согласие на рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом постановлении, фактическим обстоятельствам дела, которые были установлены судами первой и апелляционной инстанций, а также нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5 - 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу ответчика подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела Б.М. проходил службу в органах ФСИН России, его выслуга составляет более 32 лет.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФСИН России на основании представленных Б.М. документов приняла решение о постановке его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи три человека, включая супругу Б.Н.В., сына Б.А.
На момент постановки на учет истец с семьей были постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности его сыну Б.А. (1/2 доли) и его дочери ФИО7 (1/2) доли.
ДД.ММ.ГГГГ Б.А. произвел отчуждение принадлежащей ему ? доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России было принято решения о снятии Б.М. и членов его семьи с учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, при этом оценив имеющиеся в деле доказательства пришел к выводу о том, что отчуждение доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, обосновано, расценено комиссией ФСИН России как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере. Указанное обстоятельство в силу п. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N являлось основанием для снятия истца с членами семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Отменяя такое решение, суд апелляционной инстанции счел выводы суда ошибочными, при этом указал о том, что санкции положений пункта 5 часть 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ и пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, к спорной ситуации не применимы, поскольку ФИО1 был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, на получение единовременной социальной выплаты в большем размере он не претендует, каких-либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий не совершал.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда не может согласиться с такими выводами, полагает оспариваемые судебные акты принятыми с существенным нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Порядок расчета единовременной социальной выплаты предусматривает, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (п. 20 Правил).
Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, учитывая, что размер единовременной выплаты исчисляется на день принятия соответствующего решения и зависит, в том числе от размера занимаемых жилых помещений и жилых помещений, находящихся в собственности, продажа ДД.ММ.ГГГГ находящейся в собственности сына истца (Б.А.) ? доли в праве на жилое помещение безусловно влечет возможность получения истцом единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть без вычета приходящейся на долю члена семьи жилплощади.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом обжалуемого решения комиссии ФСИН России, расценившей продажу квартиры, как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
С учетом изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2019 года отменить, оставить в силе решение Кировского районного суда города Хабаровска от 5 сентября 2019 года.