Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2020 N 88-5835/2020, 2-5860/2019
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода службы в выслугу лет.
Обстоятельства: Ответчиком незаконно отказано во включении периода службы в выслугу лет.
Решение: Отказано.


Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2020 N 88-5835/2020, 2-5860/2019
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода службы в выслугу лет.
Обстоятельства: Ответчиком незаконно отказано во включении периода службы в выслугу лет.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2020 г. N 88-5835/2020
N 2-5860/2019
14RS0035-01-2019-006979-91
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Бусарова С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия), отделению Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) о включении стажа службы и специального стажа для назначения пенсии,
по кассационной жалобе ФИО6
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав пояснения Т., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия), отделению Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) о включении в стаж службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера период работы с 20 июня 1991 года по 26 ноября 1994 года пожарным в пожарной части при МВД по Республике Саха (Якутия), а также период работы с 1 января 2009 года по 13 мая 2015 года в должности мастера газодымозащитной службы пожарной части-2, заместителя начальника части федеральной противопожарной службы в специальный стаж при назначении пенсии.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Т. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что назначение льготной пенсии предусмотрено всем сотрудникам МВД независимо от званий.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В заседание суда кассационной инстанции ответчики не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Порядок назначения и выплаты пенсий гражданам Российской Федерации, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, исчисление выслуги лет, необходимой для приобретения права на пенсию.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 48 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В соответствии со статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Таким образом, для сохранения районного коэффициента пенсионеру МВД необходимо иметь 15 календарных лет службы в районах Крайнего Севера на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания и на которых распространяются нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе, то есть иметь статус сотрудника.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в период с 20 июня 1991 года по 26 ноября 1994 года Т. являлся работником пожарной части N 41 Алданского отряда профессиональной пожарной охраны МВД по РС(Я), был принят и уволен по нормам действующего на тот период КЗоТ РФ, ни сотрудником, ни военнослужащим не являлся, специальное звание ему было присвоено 26 ноября 1994 года. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что МВД по РС (Я) обоснованно зачтен в стаж службы истца в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера период с 26 ноября 1994 года по 20 декабря 2008 года. Принимая во внимание, что с учетом присвоения специального звания стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 14 лет 00 месяцев 24 дня, суды пришли к выводу, что Т. право на исчисление (сохранение) пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4 при выезде из этих районов на новое постоянное место жительства не имеет.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы с 1 января 2009 года по 13 мая 2015 года в ГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по РС (Я)", суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, так как в отделение Пенсионного фонда России по РС (Я) с соответствующим заявлением Т. не обращался, решение об отказе в материалы дела не представлено.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы Т. о том, что он фактически являлся сотрудником министерства внутренних дел с 20 июня 1991 года по 20 декабря 2008 года, так как в трудовой книжке содержится запись о его работе в пожарной части, относящейся к системе МВД РС (Я), а время работы в системе Государственной противопожарной службы МВД РФ засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии, признаются необоснованными.
Из положений статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник федеральной противопожарной службы - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Т. был уволен из МЧС России в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, которое распространяло свое действие на сотрудников МЧС до вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и предусматривало обязанность сотруднику присвоения специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел.
Суды пришли к правильному выводу о том, что для сохранения районного коэффициента пенсионеру МВД необходимо иметь 15 календарных лет службы в районах Крайнего Севера на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания и на которых распространяются нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе, то есть иметь статус сотрудника. Установив, что первое специальное звание "младший сержант внутренней службы" присвоено Т. 26 ноября 1994 года приказом ОГПС-1 г. Алдан УГПС МВД Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 1994 года N 296, спорный период работы в профессиональной пожарной охране с 20 июня 1991 года по 26 ноября 1994 года не является службой, указанный период не может приниматься для сохранения районного коэффициента к пенсии в связи с выездом за пределы районов Крайнего Севера.
Указанные заявителем в жалобе доводы приводились ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Т.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.