Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2020 N 88а-2957/2020
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемое предписание внесено уполномоченным должностным лицом обоснованно и с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством. Предписание мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, с установлением конкретных сроков исполнения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2020 N 88а-2957/2020
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемое предписание внесено уполномоченным должностным лицом обоснованно и с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством. Предписание мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, с установлением конкретных сроков исполнения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2020 г. N 88а-2957/2020
Дело N 2а-113/2019
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант" к территориальному отделению надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Управления надзорной деятельности и профилактический работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области, главному государственному инспектору по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области о признании предписания незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ООО "Гарант") обратилось в Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к территориальному отделению надзорной деятельности Александровск-Сахалинского района Управления надзорной деятельности и профилактический работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее - Территориальное ОНД Александровск-Сахалинского района) о признании незаконным предписания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании распоряжения начальника Территориального ОНД Александровск-Сахалинского района от 29 января 2019 года N в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гранд" (далее - ООО "Гранд") по адресу: <адрес>, пом. 2, проведена плановая выездная проверка, по результатам которой государственным инспектором пожарного надзора ООО "Гарант" выдано предписание от 14 февраля 2019 года N об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
По мнению административного истца, данное предписание является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно выдано юридическому лицу, в отношении которого плановая выездная проверка не проводилась (ООО "Гарант" вместо ООО "Гранд"), тогда как распоряжений о проведении проверки в отношении ООО "Гарант" не выносилось, административный истец о проведении такой проверки в установленном законом порядке не уведомлялся.
В свою очередь, проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя государственного органа контроля (надзора), без включения ее в ежегодный план проведения плановых проверок, без составления акта проверки в отношении проверяемого лица, прямо противоречит положениям
статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Выдача органом пожарного надзора предписания ООО "Гарант" без достаточных на то правовых оснований также противоречит и требованиям Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание от 14 февраля 2019 года N, вынесенное главным государственным инспектором по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района.
Определением судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 16 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены главный государственный инспектор по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д., а также Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления ООО "Гарант" отказано.
27 февраля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО "Гарант", поданная 6 февраля 2020 года через Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела без их участия. При указанных обстоятельствах, руководствуясь
статьей 150,
частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в
части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы не усматривается.
Согласно
части 1 статьи 218,
части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности на основании распоряжения начальника Территориального ОНД Александровск-Сахалинского района от 29 января 2019 года N 3 главным государственным инспектором по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д. в период с 6 февраля 2019 года по 18 февраля 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Гранд" по месту нахождения принадлежащего данному юридическому лицу на праве собственности магазина N (адрес местонахождения объекта защиты: <адрес>2).
До начала проведения проверки в адрес ООО "Гранд" Территориальным ОНД Александровск-Сахалинского района 29 января 2019 года в порядке
части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ направлялось уведомление о проведении проверки, которое было получено представителем указанного юридического лица 30 января 2019 года.
По делу также установлено, что на основании договора аренды (субаренды) от 1 июля 2013 года N ООО "Гранд" передало ООО "Гарант" в пользование для осуществления розничной торговли на срок до 30 июля 2033 года нежилое помещение площадью 66,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>2, при этом, согласно пункту 2.3.2 договора аренды (субаренды) арендатор принял на себя обязанность по обеспечению пожарной безопасности арендуемого помещения.
Единственным учредителем и директором как ООО "Гранд" так и ООО "Гарант" является Ю., которому было достоверно известно о проводимой плановой проверке государственным инспектором по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д. в отношении объекта защиты - магазина N, расположенного по указанному выше адресу.
По результатам проведенной плановой выездной проверки главным государственным инспектором по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д. 14 февраля 2019 года ООО "Гарант" выдано предписание N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в отношении объекта защиты - магазина N, находящегося в пользования данного юридического лица.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами (
пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
В силу
пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности (
статья 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что обжалуемое административным истцом предписание внесено уполномоченным должностным лицом в адрес ООО "Гарант" обоснованно и с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством. Предписание мотивировано со ссылками на конкретные нормы Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "
СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171,
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности определен для всех 22 пунктов предписания - до 1 апреля 2019 года.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, изложенными в решении и апелляционном определении, поскольку, исходя из анализа содержания приведенных положений
статей 1,
6,
6.1,
38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, государственный инспектор по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района, выявив нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты - магазине N, расположенном по адресу: <адрес>2, был вправе внести предписание в адрес юридического лица, использующего данное нежилое помещение на основании договора аренды (субаренды) от 1 июля 2013 года N.
Вопреки доводам кассационной жалобы, плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности проводилась в отношении конкретного объекта - магазина N, следовательно, ООО "Гарант", арендующее соответствующее нежилое помещение для целей осуществления розничной торговли, в силу положений
пункта 90 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, является лицом, которому государственный инспектор по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района был вправе выдать предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных на данной объекте защиты.
Следует также признать несостоятельными ссылки в кассационной жалобе на то, что ООО "Гарант" не обладало информацией о проводимой Территориальным ОНД Александровск-Сахалинского района проверке, поскольку, как установлено судами при рассмотрении настоящего административного дела, единственным учредителем и директором как ООО "Гранд" так и ООО "Гарант" является одно и то же лицо - Ю., которому были достоверно известны соответствующие сведения.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неверному субъективному толкованию положений Федеральных законов от 21 декабря 1994 года
N 69-ФЗ и от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ, а также Административного
регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, эти доводы не опровергают верных выводов судов о законности предписания главного государственного инспектора по пожарному надзору Александровск-Сахалинского района Д. от 14 февраля 2019 года N.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 8 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" - без удовлетворения.