Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 N 88а-2742/2020
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что органами пожарного надзора в здании проведена плановая проверка, по результатам которой вынесено предписание. Полагал данное предписание незаконным, поскольку эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и проектной документацией.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 N 88а-2742/2020
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что органами пожарного надзора в здании проведена плановая проверка, по результатам которой вынесено предписание. Полагал данное предписание незаконным, поскольку эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и проектной документацией.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2020 г. N 88а-2742/2020
Дело N 2а-1868/2019
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", поданную 6 февраля 2020 года, на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" к отделу надзорной деятельности и профилактики работы по городу Комсомольску-на-Амуре управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, заинтересованные лица: Правительство Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным предписания от 15 февраля 2019 года N 7/1/1.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" обратилось в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактики работы по города Комсомольску-на-Амуре управления надзорной деятельности профилактической работы главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ОНД и ПР по городу Комсомольску-на-Амуре УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю) и просило признать незаконными предписание N 7/1/1 от 15 февраля 2019 года, постановление о назначении административного наказания N 34 от 25 февраля 2019 года, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 23 января 2019 года по 15 февраля 2019 года в здании КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" проходила плановая проверка органами пожарного надзора, по результатам которой вынесено предписание N 7/1/1. Полагает данное предписание незаконным, поскольку эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и в соответствии с проектной документацией. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей, защита имущества при пожаре. Квалификация зданий применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий. Здание "Дом ветеранов" построено в 1968 году, переоборудовано и введено в эксплуатацию в 2003 году как "Жилой дом ветеранов". В соответствии с правоустанавливающими документами здание зарегистрировано и эксплуатируется как жилой многоквартирный пятиэтажный дом. Жильцы дома перед заселением получают ордера на выделяемые квартиры. С гражданами заключаются договора социального найма жилого помещения как с квартиросъемщиками. Предметом деятельности КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" в соответствии с Уставом является предоставление жилых помещений и социального обслуживания отдельным категориям граждан, в том числе, предоставление коммунальных услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Здание по функциональному назначению относиться к классу Ф1.3 "Многоквартирные жилые дома", а не к классу Ф1.1, к которому здание было отнесено при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания.
Определениями судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 8 мая 2019 года и от 17 мая 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю), в качестве заинтересованных лиц Правительство Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 июля 2019 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2019 года, административные исковые требования КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" удовлетворены в части: признан незаконным пункт 3 предписания N 7/1/1 от 15 февраля 2019 года - "Во всем здании (внутри), ширина всех лестничных маршей менее 1,35 м (фактически ширина составляет 0,96 м до 0,98 м)"; признан незаконным пункт 9 предписания N 7/1/1 от 15 февраля 2019 года - "На объекте соединенные линии систем обнаружения пожара не выполнены специальным огнестойким кабелем марки нг(.)-(.)-LTx, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону", с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в пользу КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 6 февраля 2020 года, и уточнении к кассационной жалобе, ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 июля 2019 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2019 года и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции заявителем указано на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, в судах первой и апелляционной инстанций установлено, что здание Учреждения не является специализированным домом престарелых и инвалидов и не относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, а является многоквартирным жилым домом и относиться к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3. Поскольку суды пришли к выводу о незаконности пунктов 3 и 9 оспариваемого Предписания, должны быть признаны также незаконными пункты 5, 2 и 15 оспариваемого Предписания. Так, в пункте 5 вменяются нарушение тех же нормативных правовых актов с теми же статьями, частями и пунктами, что и в отмененном пункте 9. Применение требований Федерального закона от 22 августа 2008 года N 123-ФЗ и СП 4.13130.2013-24.06.2013 к спорным отношениям недопустимо, поскольку здание было реконструировано в 2003 году, что свидетельствует о незаконности пунктов 2 и 15 оспариваемого Предписания.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2020 года кассационная жалоба КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и уточнения к кассационной жалобе, письменные возражения Правительства Хабаровского края, Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) N 7 от 14 января 2019 года ОНД и ПР по городу Комсомольску-на-Амуре УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в период с 23 января 2019 года по 15 февраля 2019 года проведена проверка в отношении КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", по результатам которой 15 февраля 2019 года составлен акт N 7.
Также, 15 февраля 2019 года ОНД и ПР по городу Комсомольску-на-Амуре УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в адрес КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" выдано предписание N 7/1/1, которым на Учреждение возложена обязанность в срок до 30 мая 2020 года устранить нарушения требования пожарной безопасности (16 пунктов), а именно: нарушение положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", СП 6.13130.2013 "Свод правил. Электрооборудование", СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, ГОСТ Р 53316 "Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара", ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", НПБ 77-98 "Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", РД 0-09-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания".
В силу статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
Согласно статье 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков осуществляется с учетом следующих критериев: степень огнестойкости; класс конструктивной пожарной опасности; класс функциональной пожарной опасности.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусмотрена классификация зданий по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна.
К классу Ф1.1 относятся здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, к классу Ф1.3 - многоквартирные жилые дома.
В силу пункта 4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, при определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества.
Согласно пункту 2.1. Устава КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", утвержденному Министерством социальной защиты населения Хабаровского края 21 сентября 2015 года N 184-р, предметом деятельности Учреждения является предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан, указанным в статье 7 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае"; предоставление социального обслуживания гражданам, предусмотренным в статье 7 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", признанным в установленном порядке, нуждающимися в социальном обслуживании.
Основными видами деятельности Учреждения является оказание социальных услуг получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей и индивидуальных программ в соответствии с перечнем социальных услуг, предусмотренных законодательством Хабаровского края, а в частности: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, а также предоставление жилых помещений, коммунальных услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, согласно Жилищному кодексу РФ.
Согласно пункту 1.1. Положения о доме системы социального обслуживания граждан специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 5 февраля 2016 года N 201-П, дом системы социального обслуживания граждан специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края предназначен для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Учреждение имеет специализированный жилой комплекс, состоящий из однокомнатных и двухкомнатных квартир, и административные помещения и помещения, предназначенные для медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания, организации питания граждан, размещения обслуживающего персонала (пункт 1.6. Положения).
Из технического паспорта на жилой межрайонный дом ветеранов по улице Васянина, дом 20, составленному по состоянию на 31 марта 2008 года, следует, что здание, принадлежащее КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", 1968 года постройки, является 5-этажным, состоит, в частности, из 66 жилых квартир, общей площадью жилых помещений 2346,4 кв. м, жилой площадью 1251 кв. м; реконструировано в 2003 году.
Согласно декларации пожарной безопасности, зарегистрированной ОНД и ПР по городу Комсомольску-на-Амуре УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю 10 сентября 2012 года, составленной в отношении КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", объект защиты, расположенный по адресу: <...>, классифицирован как многоквартирный дом.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", Устав КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов", Закон Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", Положение о доме системы социального обслуживания граждан специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 5 февраля 2016 года N 201-П, и пришли к правильному выводу, что проверяемое КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" не является специализированным домом престарелых и инвалидов и не относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, а является многоквартирным жилым домом и относиться к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3. Кроме этого указали, что поскольку требования, указанные в пунктах 3 и 9 оспариваемого Предписания, предъявляются к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, а требования, указанные в пунктах 1, 2, 4 - 8, 10 - 16 предъявляются к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, пункты 3 и 9 являются незаконными.
Доводы кассационной жалобы о том, что применение требований Федерального закона от 22 августа 2008 года N 123-ФЗ и СП 4.13130.2013-24.06.2013 к спорным отношениям недопустимо, поскольку здание было реконструировано в 2003 году, что свидетельствует о незаконности пунктов 2 и 15 оспариваемого Предписание, являются необоснованными, поскольку нарушения требований пожарной безопасности помимо указанных в Предписании, предусматриваются и другими нормативными правовыми актами, которые действовали на момент реконструкции здания.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329 - 331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ "Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов" - без удовлетворения.