Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 N 88а-4113/2020
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства при обеспечении первичных мер безопасности в границах населенных пунктов выявлены факты ненадлежащего исполнения требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территории сельского поселения.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 N 88а-4113/2020
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства при обеспечении первичных мер безопасности в границах населенных пунктов выявлены факты ненадлежащего исполнения требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территории сельского поселения.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2020 г. N 88а-4113/2020
Дело N 2а-398/2019
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 17 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Партизанского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края и администрации Партизанского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения представителя администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
исполняющий обязанности прокурора Партизанского района обратился в Партизанский районный суд Приморского края в защиту прав неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края и администрации Партизанского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Партизанского района проверки соблюдения действующего законодательства при обеспечении первичных мер безопасности в границах населенных пунктов расположенных на территории Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края в 2018 году выявлены факты ненадлежащего исполнения требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территории указанного сельского поселения. В <...> пожарный водоем не был заполнен водой, забор не возможен, так как водоем находится на возвышенности. Водонапорные башни по <адрес> края оборудованы насосами ЭЦВ-5, производительностью 1,8 л/с, в связи с чем, заправка водой автомобильной цистерны 40 (130) составляет более 20 минут, водонапорная башня по <адрес> оборудованы насосами производительностью 0,7 с/с, в связи с чем, заправка водой автомобильной цистерны 40 (130) составляет более 50 минут, водонапорная башня по <адрес> муниципального района <адрес> находится в неисправном состоянии, на водонапорной башне по улице 50 лет ВЛКСМ <адрес> отсутствует заборная арматура, в связи с чем, забор воды невозможен. С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; признать незаконным бездействие администрации Партизанского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов; обязать администрацию Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края устранить нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем: оборудования водонапорной башни по переулку Школьный в селе Сергеевка техническими средствами обеспечивающими заправку водой автомобильной цистерны 40 (130) в пределах норматива до 20 минут, оборудования водонапорной башни по <адрес> техническими средствами, обеспечивающими заправку водой автомобильной цистерны 40 (130) в пределах норматива до 20 минут. Обязать администрацию Партизанского муниципального района Приморского края устранить нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования водонапорных башен по улице Ручейная, село Сергеевка Партизанского муниципального района Приморского края техническими средствами, обеспечивающими заправку водой автомобильной цистерны 40 (130) в пределах норматива до 20 минут; произвести ремонт водонапорной башни, расположенной по улице Пушкина село Сергеевка Партизанского муниципального района Приморского края в целях обеспечения надлежащей подачи воды для целей пожаротушения, оборудования водонапорной башни по <адрес> муниципального района <адрес> техническими средствами, обеспечивающими заправку водой автомобильной цистерны 40 (130) в пределах норматива до 20 минут, оборудования водонапорной башни по улице 50 лет ВЛКСМ <адрес> муниципального района заборной арматурой, необходимой для осуществления забора воды службой пожаротушения.
Решением Партизанского районного суда Приморского края от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 августа 2019 года, административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Партизанского района в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, поступившей 29 апреля 2019 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, поданной представителем через Партизанский районный суд Приморского края 16 марта 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности.
Представитель администрации Партизанского муниципального района Приморского края, который был извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых решения Партизанского районного суда Приморского края от 17 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 августа 2019 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Партизанского района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов расположенных на территории Сергеевского сельского поселения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территории Сергеевского сельского поселения: - пожарный водоем, расположенный по переулку <адрес> муниципального района Приморского края не оборудован площадкой перед водоемом, забор воды не возможен из-за отсутствия воды и подъезда к водоему; - водонапорная башня, расположенная по адресу <адрес> находится в неисправном состоянии; - пожарный кран в детском саду "Елочка" <адрес> демонтирован. По результатам указанной проверки на имя главы Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района 28 февраля 2018 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не выполнены. Краевым государственным казенным учреждением "18 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Партизанского муниципального района" представлен акт о проверки источников противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Партизанского муниципального района в период с 11 сентября 2018 года до 9 октября 2018 года, согласно которому, до настоящего времени органом местного самоуправления сельского поселения не приняты действенные меры, направленные на устранение ранее выявленных нарушений и обеспечения населенных пунктов надлежащими наружными источниками пожарного обеспечения.
Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Партизанский районный суд Приморского край, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Сергеевского сельского поселения Партизанского района Приморского края и администрация Партизанского муниципального района Приморского края являются надлежащими ответчиками по делу и на них должны быть возложены обязанности по финансированию и устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции допущено не было, административный ответчик в порядке статьи 96 КАС РФ был надлежащим образом извещен о рассмотрении административного дела путем направления судебной повестки на его электронный адрес 1 августа 2019 года в 11 часов 46 минут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 17 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика администрации Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.