Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 05.06.2018 по делу N 33-3938/2018
Требование: О признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было незаконно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий членами его семьи.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 05.06.2018 по делу N 33-3938/2018
Требование: О признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было незаконно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий членами его семьи.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2018 г. по делу N 33-3938
Строка N 077 г
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Квасовой О.А., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску Б.И.В. к ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения, признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и ФСИН России по доверенностям С.Т.А.
на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 15 марта 2018 г.
(судья райсуда С.),
установила:
Б.И.В. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что проходит службу в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Воронежский институт ФСИН России в должности начальника службы вооружения, имеет звание подполковника внутренней службы, выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 30 января 2014 г. обратился в подкомиссию ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением (рапортом) о постановке его составом семьи 3 человека (впоследствии 4 человека) на учет на получение единовременной социальной выплаты, приложив при этом необходимый пакет документов. ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата). Подкомиссия ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России приняла решение о соответствии его документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет. 4 марта 2014 г. документы были направлены в комиссию ФСИН России. 6 декабря 2017 г. он был ознакомлен с выпиской из протокола N 74 от 29 сентября 2016 г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, из которой следовало, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году членами его семьи в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. По его мнению, данный отказ является незаконным, нарушающим его жилищные права. В связи с чем, Б.И.В. просит признать решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 74 от 29 сентября 2016 г., в части отказа ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исправительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Б.И.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента его первоначального обращения с заявлением (рапортом) - с 30 января 2014 г. (л.д. 3-10, 165-166).
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 15 марта 2018 г. исковые требования Б.И.В. удовлетворены (л.д. 168-169, 170-183).
В апелляционной жалобе представителя ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и ФСИН России по доверенностям С.Т.А. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду неправильного применения судом закона, подлежащего применению (л.д. 185-186).
В суде апелляционной инстанции представитель ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и ФСИН России по доверенностям С.Т.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, полагает решение суда подлежащим отмене.
Б.И.В. и его представитель по доверенности З. считают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в соответствии со
статьями 327 и
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б.И.В. является подполковником внутренней службы, сотрудником ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и проходит службу в должности начальника службы вооружения. Срок службы составляет более 20 лет (л.д. 33).
Б.И.В. состоит в зарегистрированном браке с Б. (Д.) с 10 августа 2001 г., имеет дочь Б.А., ДД.ММ.ГГГГ, и дочь Б.К., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72, 94, 115).
Согласно выписке из домовой книги, Б.И.В. с 02 сентября 2010 г., Б.И.А. и Б.А. с 28 июля 2013 г., а Б.К. с 26 февраля 2015 г. по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>л.д. 35).
Собственником данной квартиры общей площадью 47,7 кв. м является отец истца - Б.В. (л.д. 112).
Помимо истца и членов его семьи на указанной жилой площади зарегистрированы Б.В. (отец заявителя) и Г. (сестра заявителя).
<адрес>, общей площадью 51,5 кв. м, в которой до 2013 г. были зарегистрированы супруга и дочь истца, а до 2010 г. и истец, находится в общей долевой собственности его родителей Б.В. и Б.Н. по ? доле (л.д. 42).
В данной квартире вместе с супругой и дочерью истца до 2013 г. были зарегистрированы и оставались зарегистрированными на момент обращения истца с рапортом в 2014 г. мать истца Б.Н. и его бабушка П. (л.д. 98).
На территории г. Воронежа и Воронежской области, а также по прежнему месту жительства за истцом и членами его семьи право собственности на жилые помещения не зарегистрировано (л.д. 36-41).
30 января 2014 г., проходя службу в должности начальника службы вооружения, имея общую продолжительность службы более 10 лет (на момент обращения 18 лет 2 месяца 07 дней), истец обратился в подкомиссию ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением (рапортом) о постановке его составом семьи 3 человека (впоследствии 4 человека) на учет на получение единовременной социальной выплаты, приложив при этом необходимый пакет документов (л.д. 11, 52-53, 149-150).
Подкомиссия ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России приняла решение (протокол N 1 от 24 февраля 2014 г.) о направлении документов Б.И.В. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет. Документы в комиссию ФСИН России направлены 04 марта 2014 г. (л.д. 12-17, 126-147, 152-154).
Решением комиссии ФСИН России от 29 сентября 2016 г. N 74 Б.И.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году членами семьи заявителя в соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (л.д. 22, 160-161).
Отказывая Б.И.В. в постановке на учет, комиссия ФСИН России, пришла к выводу о том, что Б.И.В. и члены его семьи умышленно совершили действия, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий и эти действия (по перерегистрации в жилых помещениях) привели к состоянию, при котором требуется участие со стороны уполномоченного государственного органа в обеспечении их иным жильем.При этом, как следует из оспариваемого решения, комиссия исходила из того, что действия именно членов семьи заявителя (супруги и ребенка), выразившиеся в снятии в 2013 году с регистрационного учета в одном жилом помещении и в постановке на регистрационный учет в другом жилом помещении, в котором Б.И.В. имел постоянную регистрацию с 28 сентября 2010 г., подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводом комиссии ФСИН России о намеренном ухудшении жилищных условий членами семьи, поскольку факт перерегистрации членов его семьи с одного места жительства в другое не привел к ухудшению жилищных условий семьи истца, его (и его семьи) жилищные условия не изменились, более того, действия истца, а также членов его семьи не свидетельствует о виновном (намеренном, недобросовестном) поведении.
Руководствуясь положениями
пункта 1 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, суд верно указал, что вселение супруга, а также несовершеннолетнего ребенка сотрудника в жилое помещение в силу прямого указания в законе не относится законодателем к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
При этом недобросовестных действий ни истец, ни члены его семьи не совершали, перерегистрация в жилых помещениях не изменила нуждаемость семьи Б.И.В. в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи истца с учетом прав всех зарегистрированных лиц в обоих жилых помещениях приходилось менее учетной нормы (менее 15 кв. м).
Учитывая площадь указанных жилых помещений (51,5 + 47,7 = 99,2 кв. м), количество зарегистрированных в них лиц на момент подачи рапорта (отец, мать, бабушка, сестра истца, истец, супруга и дочь истца - 7 человек), при этом количество зарегистрированных и проживающих в них лиц не изменилось и на настоящий момент (в связи со смертью в 2015 г. бабушки истца и рождением в 2015 г. в его семье дочери), ни регистрация истца в 2010 г., ни членов его семьи в 2013 г. не привели к намеренному ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи (99,2: 7 = 14,17 кв. м).
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что имея право на получение единовременной социальной выплаты, истец в установленном порядке обратился 30 января 2014 г. с рапортом о постановке на учет и предоставил все необходимые документы, установленные пунктом 5 Правил, что не оспаривается ответчиками.
При указанных обстоятельствах представляется верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 74 от 29 сентября 2016 г., принято без достаточных на то правовых оснований.
Судом также установлено, что как территориальной подкомиссией ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России, так и комиссией ФСИН России нарушен установленный Порядок рассмотрения заявления (рапорта) истца.
Так, в нарушение
п. 10.2,
п. 11 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России N 496 от 29 августа 2013 г. (действовавшего на момент обращения), документы истца подкомиссией были направлены в комиссию ФСИН России за пределами установленного срока (3 рабочих дня) с момента принятия решения.
В нарушение
п. 16 и
п. 20 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 (действовавшего на момент принятия обжалуемого решения), направленные 24 апреля 2014 г. документы Б.И.В. были рассмотрены комиссий ФСИН России спустя более двух лет (при установленном сроке рассмотрения - 3 месяца с момента направления), о принятом решении истец был уведомлен только в декабре 2017 г., то есть спустя более года с момента принятия решения (установленный срок - 1 месяц).
Таким образом, установив факт нарушений прав и законных интересов истца, признав незаконным отказ ответчика в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, а также установив факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и его право на получение выплаты, суд правомерно в целях восстановления нарушенных прав истца, обязал комиссию ФСИН России поставить Б.И.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с момента его первоначального обращения к ответчику - то есть с 30 января 2014 г.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, и требованиям закона. Нормы материального права применены и истолкованы судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права не усматривается. Поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы суда, являлись предметом проверки в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
определила:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 15 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и ФСИН России по доверенностям С.Т.А. - без удовлетворения.