Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 29.11.2016 по делу N 33-8388/2016
Требование: О признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части количества состава семьи, возложении обязанности изменить решение.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека по тем основаниям, что факт совместного проживания истца с семьей документально не подтвержден. Истец поставлен на учет с составом семьи один человек.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 29.11.2016 по делу N 33-8388/2016
Требование: О признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части количества состава семьи, возложении обязанности изменить решение.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека по тем основаниям, что факт совместного проживания истца с семьей документально не подтвержден. Истец поставлен на учет с составом семьи один человек.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу N 33-8388
Строка N 079г
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Квасовой О.А, Трофимовой М.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску М.О.В. к ФСИН России, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части количества состава семьи М.О.В., о возложении обязанности на комиссию ФСИН России изменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФСИН России
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 26 августа 2016 года
(судья Парадовская В.В.)
установила:
М.О.В. обратился в суд к ФСИН России, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что он являлся сотрудником ФБУ "Учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" с 1996 года по 2013 года. 21 апреля 1997 года истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании протокола N 2 от 19 мая 1997 года заседания жилищно-бытовой комиссии. 01 ноября 2015 года истец получил выписку из протокола N 22 от 05 мая 2015 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, по тем основаниям, что факт совместного проживания заявителя с семьей документально не подтвержден, в связи с чем истец поставлен на учет в составе семьи один человек, при этом, по утверждению истца, к заявлению о постановке на учет были приложены документы, подтверждающие факт проживания его с семьей, состоящей из четырех человек. По обжалованию решения комиссии в ФСИН России, 06 февраля 2016 года истцом был получен ответ, аналогичный протоколу комиссии. Не согласившись с таким решением, истец просил с учетом уточнений:
признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 22 от 05 мая 2015 года в части количества состава семьи М.О.В.;
обязать комиссию ФСИН России изменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 22 от 05 мая 2015 года в части количества состава семьи, а именно поставить М.О.В. составом семьи три человека (-.) на учет для получения единовременной социальной выплаты с 06 февраля 2014 года в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (Л.д. 4-9, 163, оборот).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26 августа 2016 года исковые требования истца удовлетворены частично.
Признано решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи один человек незаконным.
Возложена обязанность на комиссию ФСИН России изменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части количества состава семьи, а именно поставить М.О.В. составом семьи три человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 06 февраля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований к ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области отказано (Л.д. 165-166, 167-169).
Представителем ФСИН России на состоявшееся решение суда подана апелляционная жалоба, в которой указывается на недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, на основании чего просил отменить указанное решение суда, принять по делу новое, которым отказать истцу в иске (Л.д. 176-179).
В судебное заседание явились: представитель истца М.О.В. - М.Ю., представитель ответчика ФСИН России Б.И.Н.
В судебное заседание не явились: истец М.О.В., его представители -., которые судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела, указанные лица, судебной коллегии не представили, в связи с чем, на основании
статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Б.И.Н., представителя истца М.Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения и отмене принятого судом решения.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального Закона РФ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", которым были утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (Далее "Правила").
Согласно
п. 2 указанных "Правил" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
На основании
п. п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального Закона РФ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В соответствии с п. п. 4, 5 "Правил" принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных
пунктом 19 настоящих Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец являлся сотрудником ФБОУ "Учебный центр Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Воронежской области" с 1996 года по 2013 год.
21 апреля 1997 года истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи три человека (он, жена и дочь), что подтверждается протоколом N 2 от 19 мая 1997 года заседания жилищно-бытовой комиссии Учебного Центра УИН УВД Воронежской области (Л.д. 17).
06 декабря 2014 года истцом сданы документы в ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (Л.д. 12).
ФСИН России, согласно выписке из протокола N 22 от 05 мая 2015 года, рассмотрен рапорт истца с приложенными документами о его постановке на учет для получения социальной выплаты, принято решение о его постановке составом семьи 1 человек с 06 февраля 2014 года (Л.д. 13-14). Основанием к принятию такого решения явилось отсутствие документального подтверждения факта проживания истца совместно со своей семьей, состоящей из четырех человек (истец, жена, сын, сын жены).
Согласно выписке из протокола N 91 заседания жилищной комиссии УФСИН по Липецкой области от 29 января 2015 года установлено, что М.О.В. имеет состав семьи три человека (-).
С 22 декабря 1995 года по 17 ноября 2003 года истец был постоянно зарегистрирован и проживал в квартире его бывшей супруги М.Е.Н. принадлежащей ей на праве собственности по адресу -. После этого он был зарегистрирован временно в вышеуказанной квартире с 11 сентября 2006 года по 11 сентября 2009 года, с 14 сентября 2009 года по 14 сентября 2012 года, с 28 сентября 2012 года до 28 сентября 2017 года (Л.д. 162).
Согласно лицевым счетам, его супруга М.Ю.Ю. и сын М.Н.О. зарегистрированы по адресу - с 05 августа 1993 года и с 1 сентября 2002 года соответственно. Нанимателем указанной квартиры по договору социального найма является Б.Ю.В. с 05 августа 1993 года, являющийся отцом супруги М.Ю.Ю. Кроме того в данной квартире зарегистрированы и проживают Б.Л.Н. мать супруги с 05 августа 1993 года, Б.А.Ю. брат супруги с 05 августа 1993 года, племянница Б.О.А., - года рождения, с 10 февраля 2012 года, сын супруги Г.С.И., - года рождения с 29 августа 1995 года (Л.д. 40-51).
Доказательств того, что истец был вселен в квартиру по адресу - в качестве члена семьи или имел и имеет временную регистрацию по указанному адресу в нарушение подпункта б) п. 5 "Правил" не предоставлено ответчику, как и не представлено суду.
Таким образом, ответчиком обоснованно отказано в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи четыре человека ввиду непредставления соответствующих документов.
Представленные истцом акты обследования жилого помещения по адресу -, где истец указан как проживающий в нем, правового значения не имеют, поскольку предоставление таких актов не предусмотрено Правилами и допустимым доказательством в силу
ст. 60 ГПК РФ не может являться.
Суждение суда первой инстанции об ином значении требований, содержащихся в Правилах и Порядке, нельзя признать правомерным.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 4 человека послужило отсутствие документального подтверждения факта совместного проживания заявителя с семьей по указанному им адресу, то есть непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
В силу
части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (
части 1,
2 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с
частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи четыре человека, суд посчитал факт совместного проживания истца с семьей установленным.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и
разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" вышеприведенный вывод суда сделан в отсутствие каких-либо допустимых доказательств.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке М.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 4 человека, сделан без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исходя из изложенного обжалуемое судебное постановление в оспариваемой части (в части удовлетворения иска) нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно
статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности и недоказанности.
В части отказа в иске к ФКУ ЖКУ УФСИН России по Воронежской области решение никем не обжалуется.
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 26 августа 2016 года в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований М.О.В. к ФСИН России о признании незаконным решения, о возложении обязанности изменить его, и поставить М.О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий с 06 февраля 2014 года составом семьи три человека - отказать.