Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2023 N 88-2296/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 29.09.2022 по делу N 33-6572/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять решение о выплате единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Воронежского областного суда от 29.09.2022 по делу N 33-6572/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять решение о выплате единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2022 г. по делу N 33-6572/2022
Строка N 091г
УИД 36RS0006-01-2022-001328-37
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Храпина Ю.В.,
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.
гражданское дело N 2-1610/2022 по иску К.С.ОА. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказания России о признании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять и вынести решение о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе К.С.ОА. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25.04.2022
(судья Петрова Л.В.)
установила:
К.С.ОА. обратился в суд с иском к УФСИН по Воронежской области, ФСИН России о признании решения комиссии ФСИН России незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности принять и вынести решение о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец по 18.03.2019 проходил службу в ФСИН РФ, имеет стаж службы 15 лет 05 месяцев 20 дней.
20.03.2014 К.С.ОА. обратился в УФСИН России по Воронежской области с рапортом о принятии его, супруги и дочери на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, приложив необходимый комплект документов.
Решением жилищной комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 59 от 09.08.2016, К.С.ОА. с 20.03.2014 был поставлен составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты. На момент подачи рапорта о принятии на учет, истец с семьей проживали вместе с матерью супруги Т.Н., и были зарегистрированы по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме общей площадью 34,6 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> Сведения о проживании и регистрации в жилом доме, принадлежащем на праве собственности лицу, не являющемуся членом семьи К.С.ОА., были представлены в учетное (жилищное) дело и подтверждаются ответчиками.
<...> у истца родился сын, К.И. Поскольку семья истца не имела принадлежащего на каком-либо праве жилья и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то они были признаны участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
06.06.2017 семьей К-вых было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения по указанной выше программе, с использованием которого, а также кредитных средств, предоставленных ПАО Сбербанк России", была приобретена в равных долях (по 1/4 доле) в общую долевую собственность квартира общей площадью 50,9 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
Истец и члены его семьи зарегистрировались по месту жительства в приобретенной квартире. Документы о наличии права общей долевой собственности на квартиру, изменении в составе семьи и смене регистрации по месту жительства были предоставлены К.С.ОА. в территориальную комиссию УФСИН России по Воронежской области.
Решением жилищной комиссии ФСИН России, оформленным протоколом заседания N 16 от 08.12.2021, истец был снят с учета на предоставление ЕСВ на основании пп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Истец считает, что ни он, ни члены его семьи не совершали действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Кроме того, ни истцу, ни его супруге в местах прохождения государственной службы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным округом исполнительной власти, единовременные выплаты (субсидии) не предоставлялись, в иных органах учреждениях государственной власти они службу не проходили. Предоставление сведений о ранее полученных сотрудником и членами его семьи единовременных выплатах (субсидиях) пункт 5 Правил не предусматривает, наделяет жилищную комиссию ФСИН России только правом направления запросов для получения информации о предоставлении (непредставлении) сотруднику единовременной социальной выплаты по прежним местам прохождения государственной службы. В связи с чем, должностные лица жилищной комиссии ФСИН России, запрашивая у сотрудников информацию о получении иных форм социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, не связанных с прохождением государственной службы, превышают полномочия, определенные положением Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N и Приказом N. Ссылку ФСИН России на пункт 1 статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец считает незаконной, не подлежащей применению, поскольку данная статья не регулирует порядок и основания предоставления единовременных выплат.
К.С.ОА. просил суд:
- признать незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 16 от 08.12.2021, о снятии К.С.ОА. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
- обязать ФСИН России восстановить К.С.ОА. и членов его семьи в составе супруги, К.А.В., дочери, К.А.С., <...> года рождения, и сына, К.И., <...> года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.03.2014 года согласно решению комиссии ФСИН России, оформленному протоколом N 59 от 09.08.2016,
- обязать ФСИН России принять и вынести решение о выплате К.С.ОА. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подошедшей очередностью и количеством членов семьи на момент выплаты (Т. 1, л.д. 5-11).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 25.04.2022 было в удовлетворении исковых требований К.С.ОА. отказано в полном объеме (Т. 2, л.д. 146-151).
На данное решение суда К.С.ОА. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения (Т. 2, л.д. 167-171).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, Федеральной службы исполнения наказания России П. просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (Т. 2, л.д. 176-177).
В судебное заседание явились: представитель истца адвокат Демидов М.П., третье лицо на стороне истца К.А.В., представитель ответчика по доверенности П.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, а также учетного дела, К.С.ОА. проходил службу в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области в должности старшего прапорщика внутренней службы, младшего инспектора 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области. Выслуга лет К.С.ОА. составляет более 10 лет в календарном исчислении.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между К.С.ОА. и С. (К.) (Т. 1, л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ у К.С.ОА. родилась дочь К.А.С. (Т. 1, л.д. 16).
С 10.02.2001 по 08.07.2011 К.С.ОА. был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, общей площадью 31,4 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности отцу истца К.О.И.
С 08.07.2011 К.С.ОА. был зарегистрирован в жилом доме, общей площадью 34,6 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. Жилой дом принадлежит на праве собственности Т.Н. (матери супруги истца) (Т. 1, л.д. 37). В жилом помещении помимо К.С.ОА. также были зарегистрированы Т.Н., К.А.В. (супруга истца), К.А.С. (дочь истца).
20.03.2014 К.С.ОА. обратился в УФСИН России по Воронежской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" составом семьи 3 человека.
Решением комиссии ФСИН России от 09.08.2016 (протокол N 59) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.С.ОА. поставлен на учет составом семьи 3 человека для получения единовременной социальной выплаты с 20.03.2014.
<...> у К.С.ОА. родился сын К.И. (Т. 1, л.д. 15).
06.06.2017 молодой семье в составе: супруг К.С.ОА., супруга К.А.В., дети - К.А.С., К.И. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения серии МС N 5. Согласно указанному свидетельству семья истца являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с условиями которой им была предоставлена социальная выплата в размере 680400 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Воронежской области. Срок действия - до 06.01.2018 (Т. 1, л.д. 30).
Получение и использование указанных денежных средств стороной истца не оспаривалось.
24.08.2017 между К.М. (продавец) и К.С.ОА., К.А.В., действующими за себя, и как законные представители своих несовершеннолетних детей К.А.С. и К.И., заключили договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 50,9 кв. м, стоимостью 1650000 руб.
Оплата стоимости квартиры была произведена за счет социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 680400 рублей и заемных денежных средств по кредитному договору N 219061 от 07.08.2017, заключенному с ПАО "Сбербанк России", в размере 969600 рублей (Т. 1, л.д. 31-32).
18.03.2019 старший прапорщик внутренней службы К.С.ОА. был уволен из УФСИН России по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Выслуга лет на день увольнения К.С.ОА. в льготном исчислении составила 21 год 01 месяц 19 дней, для выплаты единовременного пособия - 15 лет 05 месяцев 20 дней (Т. 1, л.д. 38).
18.06.2021 К.С.ОА. подал директору ФСИН России рапорт (заявления), в которых сообщил об изменениях в его учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения в связи с рождением сына и приобретением жилого помещения. Также сообщил о получении субсидии по программе "Молодая семья".
Заявлением от 12.10.2021 истец уведомил директора ФСИН России о том, что он и члены его семьи с 07.10.2021 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Жилое помещение (ипотека в силу закона) общей площадью 50,9 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доли в праве собственности К.С.ОБ. и членам его семьи на основании договора купли-продажи от 24.08.2017. По указанному адресу представлена выписка из домовой книги (всего зарегистрировано 4 человека), лицевой счет, выписка из лицевого счета.
Решением комиссии ФСИН России от 08.12.2021 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 16) К.С.ОА. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (Т. 1, л.д. 40-43).
Полагая, что ни истцу, ни его супруге в местах прохождения государственной службы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным округом исполнительной власти, единовременные выплаты (субсидии) не предоставлялись, ни истец, ни члены его семьи не совершали действий, влекущих ухудшение жилищных условий, К.С.ОА. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований К.С.ОА., при этом исходил из того, что истец не имеет права на получение единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", поскольку 06.06.2017 он в составе семьи - супруга К.А.В., дети К.А.С., К.И., - получил единовременную социальную выплату по подпрограмме "обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" ни 2015-2020 годы, приобрел квартиру с учетом социальной выплаты, что является улучшением жилищных условий истца и членов его семьи за счет бюджетных средств.
Суд сделал вывод о том, что истец, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив социальную выплату в рамках подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей", а в случае удовлетворения исковых требований, К.С.ОА. дважды получит за счет средств государства поддержку на улучшение жилищных условий, чем будет поставлен в неравное положение с остальными гражданами.
Учитывая обстоятельства получения К.С.ОА. 06.06.2017 социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по программе "Обеспечение жильем молодых семей", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти".
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции неверно применены и истолкованы нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет, принимается комиссиями по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов: уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия).
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, и заверенных в установленном порядке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 21-КГ17-5).
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как усматривается из материалов дела, К.С.ОА., улучшив свои жилищные условия, оснований для получения ЕСВ не утратил, поскольку на каждого члена семьи жилой площади приходится менее 15 кв. м. Действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона со стороны К.С.ОА. и членов его семьи также не установлено.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение комиссии ФСИН России от 08.12.2021 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 16) о снятии К.С.ОА. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 является незаконным, а исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти и наличие либо отсутствие ранее реализованного права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции, отказывая К.С.ОА. в иске, и делая вывод о законности обжалуемого истцом решения Комиссии ФСИН России по вопросу постановки на учет для получения ЕСВ от 08.12.2021 о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. "б" п. 15 Правил, исходил из того, что истец ранее уже получил единовременную социальную выплату по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, приобрел квартиру с учетом социальной выплаты, что является улучшением жилищных условий истца и членов его семьи за счет бюджетных средств.
Данный вывод суда основан на неверном применении вышеприведенных положений Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а также Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285.
Так, в силу пункта 8 указанных Правил от 13.05.2006 N 285 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей (п. 9 Правил).
Исходя из цели и задач подпрограммы, требований к ее участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании п. 18 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3-х и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
Фактически основополагающим критерием наличия права на получение социальной помощи является нуждаемость в улучшении жилищных условий, а применительно для сотрудников, проходящих государственную службу в учреждениях и органах ФСИН, предусмотрена повышенная социальная помощь и социальная гарантия, заключающаяся в установлении нуждаемости в улучшении жилищных условий значительно выше, чем по Жилищному законодательству РФ и установлена в размере 15 кв. м на каждого члена семьи.
Семья истца, состоящая из 4-х человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в собственности имеет квартиру общей площадью 50,9 кв. м, а для признания нуждающимся в жилом помещении требуется не превышение 60 кв. м. При выплате размер единовременной социальной выплаты должен определяться исходя из нормативной площади на всех членов семьи за вычетом общей площади помещений, находящихся в собственности К.О.С. и членов его семьи.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что истец уже реализовал право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетных ассигнований, и не имеет права на повторное получение аналогичной меры государственной поддержки на основании Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" основаны на неверном применении вышеприведенных норм закона и Правил.
Ссылка суда на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" приведена судом первой инстанции также с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Действительно, в силу пункта 8 указанных Правил от 13.05.2006 N 285 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.
Между тем, исходя из цели и задач программы, требований к ее участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм, предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
При этом положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрена обязанность сотрудников по предоставлению сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы. Органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Указанные требования закона при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции применены не были.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований К.С.ОА. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25.04.2022 - отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное Протоколом N 16 от 08.12.2021 г., о снятии К.С.ОА. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Обязать ФСИН России восстановить К.С.ОА. и членов его семьи в составе: супруги К.А.В., дочери К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына К.И., <...> года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20.03.20214 года согласно решению комиссии ФСИН России, оформленного Протоколом N 59 от 09.08.2016 года.
Обязать ФСИН России принять решение о выплате К.С.ОА. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с очередностью и количеством членов семьи на момент выплаты.