Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 28.02.2017 по делу N 33-1138/2017
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ, обязании включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Обстоятельства: Заявителю было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в должностях государственной противопожарной службы ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Воронежского областного суда от 28.02.2017 по делу N 33-1138/2017
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ, обязании включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Обстоятельства: Заявителю было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в должностях государственной противопожарной службы ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2017 года
Строка N г
28 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Кузнецовой Л.В.
судей: Кожевниковой А.Б., Трофимовой М.В.
при секретаре К., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению П.А.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе П.А.И.
на решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года
(судья районного суда Н.П. Ландаков)
установила:
П.А.П. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области, в котором просил признать недействительным решение ГУ-УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области N от 15.07.2016 г. об отказе в установлении ему досрочной страховой пенсии и не включении периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в ПЧ N государственной противопожарной службы по охране Бутурлиновского района Областного государственного учреждения "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области, в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, т.е. с 04.07.2016 г., мотивировав заявленные требования тем, что 04.07.2016 г. он подал заявление о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением ответчика N от 15.07.2016 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа - 25 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Считает, что ответчиком незаконно были не включены: период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в ПЧ N государственной противопожарной службы по охране Бутурлиновского района Областного государственного учреждения "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 5-14).
Решением Бутурлиновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований П.А.И. отказано (л.д. 126, 127-132).
В апелляционной жалобе П.А.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, отмечая, что им обжаловалось решение ответчика, которым было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с невключением в специальный стаж нескольких периодов, которые между собой различны, однако судом при рассмотрении дела не исследовались обстоятельства по каждому спорному периоду, не применялись нормы права, подлежащие применению, не давалась правовая оценка обстоятельствам, на которые он указывал в иске (л.д. 145-152).
В суде апелляционной инстанции П.А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
А частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименована должность "водитель автомобиля (пожарного)".
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ П.А.И. обратился в ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области за N от ДД.ММ.ГГГГ П.А.И. было отказано в назначении этой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа - 25 лет, определив его в 22 года 7 дней. При этом, в специальный стаж истца не зачли в т.ч. следующие периоды: период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в ПЧ N государственной противопожарной службы по охране Бутурлиновского района Областного государственного учреждения "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области", так как ПЧ N являлась структурным подразделением противопожарной службы субъекта РФ и не входила в систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы, так как должность не предусмотрена Списком должностей работников Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 (л.д. 23-25).
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.А.И., суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по вышеуказанному основанию не обладают.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Воронежской области, которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, данный период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" часть 11 отсутствует, имеется в виду пункт 18 части 1 статьи 30.
Указание истца на то, что, несмотря на переименование организации, где он работал, характер его деятельности и профессиональные обязанности в спорный период не менялись, не может быть принято во внимание, так как специальным законодательством, а именно п. 18 ч. 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии только сотрудников федеральной противопожарной службы.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.
В своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N -О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осу***
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля в ПЧ N государственной противопожарной службы по охране Бутурлиновского района Областного государственного учреждения "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области".
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований П.А.И. к ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным решения N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа по включению периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарной части по охране Бутурлиновского района отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении обязанности на ответчика по включению данных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и при этом исходит из следующего:
В Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, указана должность - водитель автомобиля (пожарного).
Решением ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области за N от 15.07.2016 года П.А.И. не зачли в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы, так как должность не предусмотрена Списком должностей работников Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 23-25).
Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, на должность водителя П.А.И. был принят в порядке перевода в ПЧ - 34 по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N лс), наименование должности "водитель" изменено на "водитель автомобиля (пожарного)" с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N) (л.д. 16-22).
Приказом начальника ПЧ-34 по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области от 16.01.2008 года N О/В "О закреплении автотранспорта за водительским составом ПЧ-34 по охране Бутурлиновского района отряда ГПЧ МЧС России по Воронежской области" произведено закрепление автотранспорта за водительским составом ПЧ-34 пожарных автомобилей, в т.ч. за водителем Подгорным А.И. был закреплен пожарный автомобиль (л.д. 35).
Анализ имеющихся в материалах дела книг службы дежурных караулов ПЧ-34 по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области за 2008 год показывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ П.А.И. работал в ПЧ-34 по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области в должности водителя автомобиля (пожарного) (л.д. 41-92).
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что неполное указание работодателем в трудовой книжке, иных кадровых документах наименования занимаемой истцом должности не может повлечь для него негативных последствий и не может служить основанием для отказа во включении приведенных выше спорных периодов работы в его специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, поэтому периоды работы П.А.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области за N от ДД.ММ.ГГГГ П.А.И. не зачли в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец, работая водителем автомобиля (пожарного) в Федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области" (ПЧ-34 ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области"), направлялся работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 196 ТК Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 187 ТК Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Пунктом 12 Приказа МЧС РФ от 03.11.2011 года N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников осуществляется в учебных центрах ФПС и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России по программам дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 5 вышеуказанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из приведенных выше положений следует, что нахождение истца на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы и не может быть исключено из подсчета стажа.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить исковые требования П.А.И. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.2015 года по 25.03.2015 года, учитывая и то, что в указанный период истец работал в должности, предусмотренным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437.
Учитывая то, что с учетом включенных судебной коллегией периодов у П.А.И. не имеется требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то решение суда в части отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований П.А.И. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным решения N от 15 июля 2016 года в части отказа по включению периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.2015 года по 25.03.2015 года, периодов работы с 01.01.2008 года по 02.06.2008 года, с 04.06.2008 года по 31.12.2008 года в должности водителя в ПЧ N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности по включению данных периодов в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии, с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении исковых требований П.А.И., в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований П.А.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным решения ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области N от 15 июля 2016 года в части невключения периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.2015 года по 25.03.2015 года, периодов работы с 01.01.2008 года по 02.06.2008 года, с 04.06.2008 года по 31.12.2008 года в должности водителя пожарной части N по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности по включению вышеуказанных периодов в специальный стаж отменить, принять в этой части новое решение, которым признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области N от 15 июля 2016 года в части отказа во включении периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.2015 года по 25.03.2015 года, периодов работы с 01.01.2008 года по 02.06.2008 года, с 04.06.2008 года по 31.12.2008 года в должности водителя пожарной части по охране Бутурлиновского района отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области включить период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.2015 года по 25.03.2015 года, период работы с 01.01.2008 года по 02.06.2008 года, с 04.06.2008 года по 31.12.2008 года в должности водителя пожарной части N 34 по охране Бутурлиновского района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года оставить без изменения.