Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 08.12.2016 по делу N 33-8472/2016
Требование: О взыскании стоимости расходов на зубопротезирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он как бывший работник уголовно-исполнительной системы, находящийся на пенсии, имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Воронежского областного суда от 08.12.2016 по делу N 33-8472/2016
Требование: О взыскании стоимости расходов на зубопротезирование.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он как бывший работник уголовно-исполнительной системы, находящийся на пенсии, имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу N 33-8472
Строка N 068 г
8 декабря 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кожевниковой А.Б.,
судей: Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,
при секретаре: П., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.
гражданское дело по иску Титова ФИО9 к УФСИН России по Воронежской области о взыскании <данные изъяты> рублей в возмещение расходов на зубопротезирование,
по апелляционной жалобе УФСИН России по Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 сентября 2016 года
(судья Сахарова Е.А.)
установила:
Т. обратился в суд с иском к УФСИН России по Воронежской области о взыскании в возмещение расходов на зубопротезирование в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указывал, что он является пенсионером уголовно-исполнительной системы. В декабре 2014 года Т. был заключен договор с БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" на предоставление платных услуг, согласно которому ему была оказана услуга по зубопротезированию на сумму <данные изъяты> руб., которая оплачена в полном объеме Т.
Полагая, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, учитывая, что истцом самостоятельно были понесены расходы на зубопротезирование, Т. просил суд взыскать <данные изъяты> руб. в возмещение расходов на зубопротезирование (л.д. 3-4).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 сентября 2016 года исковые требования Т. удовлетворены (л.д. 51, 52-56).
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по Воронежской области, просит отменить решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.09.2016 г., считая его незаконным и необоснованным. В качестве доводов жалобы указывает, что суд не учел отсутствие со стороны Т., предусмотренное Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, обращения в территориальный орган - УФСИН России по Воронежской области, в котором он состоит на пенсионном обеспечении (л.д. 60-63).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика В., Б., истца Т., проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с ними, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
31 декабря 2004 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (применяемые в отношении аналогичной категории лиц).
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Судом первой инстанции установлено, что Т. является пенсионером уголовно-исполнительной системы, выслуга лет на момент увольнения составляет 28 лет 07 месяцев 29 дней.
За получением медицинской помощи истец по собственной инициативе обратился в БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" в отделение платных медицинских услуг.
Согласно представленного наряда на изготовление зубных протезов, кассовых чеков, Т. была произведена оплата по заключенным с БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" договорам от 01.12.2014 г., 16.12.2014 г., 16.12.2014 г. на сумму <данные изъяты>, а БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" Т. была оказана услуга по зубопротезированию.
29.03.2016 г. Т. обратился с письменным обращением на имя начальника УФСИН России по Воронежской области о возмещении денежных средств, потраченных на изготовление зубных протезов.
Т. был дан ответ от 20.04.2016 г. N/-4-0Г-71, согласно которому средства из федерального бюджета в территориальные органы ФСИН России выделяются на возмещение медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Удовлетворяя требования Т., районный суд пришел к выводу, что Т. вправе требовать возмещения понесенных им расходов на зубопротезирование в размере <данные изъяты>.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что Т. в 2014 году не обращался к ответчику по вопросам оказания медицинской помощи и оплаты расходов на эти цели, ответчик договор с БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N" не заключал, направление на лечение в данное учреждение согласовано не было.
Доказательств того, что указанное медицинское учреждение входит в систему государственных и муниципальных учреждений, а также, что в указанное учреждение истец был направлен уполномоченным органом УФСИН России по Воронежской области Т. представлено не было.
Таким образом, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу понесенных расходов на зубопротезирование не имеется.
Кроме того, суд не учел позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 г. N 1871-О, согласно которой, положения п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, в частности, гражданам уголовно-исполнительной системы, определяют порядок взаимодействия медицинских организаций и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях финансирования медицинской помощи, оказанной соответствующим категориям граждан лишь по неотложным показаниям, обеспечивая тем самым реализацию прав этих лиц.
Кроме того, судебная коллегия учитывает также то обстоятельство, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с нарушением норм материального права.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Титова ФИО10 к УФСИН России по Воронежской области о взыскании расходов на зубопротезирование.