Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.03.2023 N 88-7103/2023, 2-2238/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 18.10.2022 N 33-7032/2022 (УИД 36RS0003-01-2022-002813-09)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Согласно протоколу комиссией повторно рассмотрено заявление истицы о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с поступившим письмом о необходимости повторного рассмотрения заявления и принято решение об отказе в постановке на учет в связи с тем, что она обеспечена по месту регистрации общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более пятнадцати квадратных метров.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 18.10.2022 N 33-7032/2022 (УИД 36RS0003-01-2022-002813-09)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Согласно протоколу комиссией повторно рассмотрено заявление истицы о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с поступившим письмом о необходимости повторного рассмотрения заявления и принято решение об отказе в постановке на учет в связи с тем, что она обеспечена по месту регистрации общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более пятнадцати квадратных метров.
Решение: Удовлетворено.
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2022 г. N 33-7032/2022
Дело N 2-2238/2022
УИД 36 RS0003-01-2022-002813-09
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей Глазовой Н.В., Кожевникова А.Б.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.,
гражданское дело N 2-2238/2022 по иску К.В. к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования "Воронежский институт ФСИН России" о признании незаконным решения комиссии, о восстановлении в очереди списка учета сотрудников получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 июля 2022 года
(судья Суслова О.В.)
установила:
К.В. (далее К.В.) обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав на то, что она проходит службу в должности доцента кафедры теории и истории государства и права в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования "Воронежский институт ФСИН России (далее - ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России"), срок службы составляет более 15 лет.
12.11.2021 года истец К.В. обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ).
Ранее ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения ей не предоставлялось, до настоящего времени у истца К.В. жилищные условия не изменились, и свое жилье у истца К.В. отсутствует.
Как указала К.В., решением жилищно-бытовой комиссии ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 2 от 19.11.2021 года) она была поставлена на жилищный учет с 12.11.2021 года составом семьи 1 человек на том основании, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Письмом от 19.04.2022 года, жилищно-бытовая комиссия ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" уведомила К.В., что решением жилищно-бытовой комиссии от 22.03.2022 года, оформленным протоколом N 1, было повторно рассмотрено ее заявление от 12.11.2021 года о постановке на учет для получения ЕСВ и принято решение об отказе в постановке на жилищный учет для получения ЕСВ.
Как следует из протокола N 1 от 22.03.2022 года, жилищно-бытовая комиссия ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" пришла к выводу, что поскольку К.В. с 27.03.1998 года по настоящее время имеет регистрацию в жилом помещении по адресу <адрес> Г, площадью 142,2 кв. м, принадлежащем ее матери К.Н., то К.В., являясь членом ее семьи, обеспечена жилой площадью более 15,0 кв. м. На этом основании своим решением, жилищно-бытовая комиссия отменила ранее принятое решение о постановке К.В. на жилищный учет с 12.11.2021 года.
При этом, как считает истец, жилищно-бытовая комиссия ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" не учла, что с 01.01.2016 года по настоящее время истец К.В. фактически проживает в г. Воронеже по месту прохождения своей службы, занимает жилое помещение по адресу <адрес> - первоначально по договорам безвозмездного пользования, а с 01.04.2021 года по настоящее время, на основании договора найма жилого помещения, имеет в указанном жилом помещении регистрацию по месту пребывания и не является членом семьи своей матери, проживающей в г. Липецке.
Истец К.В. просила суд признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России", оформленное протоколом N 1 от 22.03.2022 года незаконным, признать за К.В. право состоять в ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" на учете сотрудников на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязать Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России" восстановить К.В. в очереди списка учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента ее первоначального обращения с заявлением (рапортом) - с 12.11.2021 года.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 июля 2022 года исковые требования К.В. удовлетворены (л.д. 112-121).
Не согласившись с указанным решением, представитель ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России и ФСИН России обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене указанного решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что К.В. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> "Г" в период с 27.03.1998 по настоящее время. На основании свидетельства о регистрации права жилой дом принадлежит матери истца и имеет общую площадь 142,2 кв. м. На основании требований федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
п. п. 2 п. 3 ст. 4 установлено, что ЕСВ предоставляется сотруднику при условии (среди прочих), если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жилой площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Из материалов дела усматривается, что К.В. обеспечена жилой площадью более 15 кв. м (л.д. 124,125).
Ознакомившись с доводами жалобы, К.В. направила в суд письменные возражения (л.д. 134-137).
В судебное заседание явились: истец К.В., ее представитель по доверенности З.
Другие участники процесса в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
ст. 327.1 ГПК РФ, возражения на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями
статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая настоящий спор и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей, к которым относятся супруга, состоящая в зарегистрированном браке с сотрудником и несовершеннолетние дети, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона N 283-ФЗ) (
ст. 1 Закона N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно
пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе, копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей) (
подпункт "а" пункта 5 Правил); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (
подпункт "д" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил).
Согласно положениям
п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в
п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Судом первой инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи были правильно применены к спорным отношениям.
Судом достоверно установлено, что К.В. проходит службу в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России в должности доцента кафедры теории и истории государства и права, ее выслуга лет в календарном исчислении на 23.06.2022 составляет 15 лет 05 месяцев 06 дней (л.д. 36).
Согласно справке УУП ОП N 5 УМВД России по г. Липецку установлено, что по адресу: <адрес>Г зарегистрирована и проживает К.Н., которая сообщила, что по данному адресу зарегистрирована, но не проживает с 2013 года ее дочь К.В., проживающая в г. Воронеже, проживающие рядом соседи А. и С. подтвердили данный факт (л.д. 31).
На территории Российской Федерации за период с 01.02.1998 по 10.06.2022 не зарегистрированы объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности К.В. (л.д. 30).
Как следует из учетного дела в отношении К.В. о единовременной социальной выплате, 12.11.2021 года К.В. обратилась в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно представленным документам, К.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом указанное домовладение площадью 142, 2 кв. м принадлежит на праве собственности матери К.В. - К.Н., К.В. разведена, детей не имеет, по состоянию на 08.11.2021 выслуга ее лет составляет 14 лет 9 месяцев 22 дня, на период с 01.02.1998 по 18.11.2021 К.В. не имела на праве собственности объектов недвижимости, в период с 01.08.2016 по 31.03.2021 К.В. проживала в <адрес> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, а с 01.04.2021 - на основании договора найма жилого помещения (л.д. 38-93).
Согласно протоколам заседания жилищно-бытовой комиссии К.В. в период с 15.07.2013 по 31.05.2015 получала выплату за найм жилого помещения на основании
Постановления Правительства РФ от 12.03.2013 N 204 (л.д. 32-35).
Согласно протоколу N 2 от 19.11.2021 г. комиссией по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, К.В. при единогласном решении членов комиссии поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12.11.2021 (л.д. 15-23).
Согласно протоколу N 1 от 22.03.2022 комиссией по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России повторно рассмотрено заявление К.В. о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с поступившим письмом из УФСИН России по Воронежской области от 28.02.2022 о необходимости повторного рассмотрения заявления К.В. и принято решение об отказе К.В. в постановке на учет с 12.11.2021 в связи с тем, что она обеспечена по месту регистрации общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (л.д. 11-14).
Оспаривая данное решение, истец и его представитель ссылаются на то, что мотивы отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не основаны на нормативных положениях, устанавливающих порядок и условия предоставления единовременной социальной.
Доводы истца и его представителя о незаконности оспариваемого решения суд находит заслуживающими внимания ввиду следующего.
Как видно из дела, заявление (рапорт) К.В. полностью отвечает требованиям
части 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также
Приложению N 1 к Приказу ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным
кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из представленных доказательств, и не оспаривается сторонами, К.В. является дочерью К.Н., имеющей в собственности жилое помещение общей площадью 142,2 кв. м.
Однако фактически К.В. с 2013 года не проживает по месту регистрации в г. Липецке, а проживает в г. Воронеже по месту своей службы, при этом в течение длительного времени получая от работодателя компенсационную выплату за найм жилого помещения, расположенного на территории г. Воронежа.
Изложенное объективно подтверждается копией учетного дела К.В., исследованного в судебном заседании.
Также истцом представлены договоры безвозмездного пользования жилым помещением <адрес> и найма данного жилого помещения, заключенных между собственником указанного жилого помещения и К.В., согласно которым К.В. приняла на временное владение и пользование данное жилое помещение в период с 01.01.2016 по 01.02.2023, где имеет временную регистрацию по месту пребывания с указанного времени (л.д. 28-29, 71-89).
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание доводы представителя истца о том, что повторное рассмотрение рапорта о предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами, а также учитывает акт документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного образовательного учреждения высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний от 08.02.2022 года, согласно которому нарушений при постановке К.В. на учет сотрудников для предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, оформленная протоколом N 2 от 19.11.2021, не выявлено (л.д. 97-101).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указание в решении комиссии от 22.03.2022 года на обеспеченность К.В. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м является необоснованным.
Вывод суда о том, что истец имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, предусмотренном
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является верным, основан на правильном применении норм материального права.
Оспариваемый отказ в постановке К.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты не основан на вышеназванных нормативных положениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец К.В. обеспечена жилой площадью, являлись предметом оценки суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Так, судом было установлено, что фактически К.В. с 2013 года не проживает по месту регистрации в г. Липецке, в жилом помещении, принадлежащем ее матери, а проживает в г. Воронеже по месту своей службы, при этом в течение длительного времени, получая от работодателя компенсационную выплату за найм жилого помещения, расположенного на территории г. Воронежа., что подтверждается материалами учетного дела.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, требования истца обязать комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России", поставить К.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании ее заявления (рапорта) от 12.11.2021 года с момента его первоначальной подачи также подлежат удовлетворению.
определила:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России", - без удовлетворения.