Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2022 N 88-18635/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 22.03.2022 N 33-1206/2022 по делу N 2-3561/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении.
Обстоятельства: На основании дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения срок использования данного помещения ответчиком, который был уволен на момент заключения соглашения, продлен и обозначен моментом получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Воронежского областного суда от 22.03.2022 N 33-1206/2022 по делу N 2-3561/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении.
Обстоятельства: На основании дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения срок использования данного помещения ответчиком, который был уволен на момент заключения соглашения, продлен и обозначен моментом получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2022 г. N 33-1206/2022
Дело N 2-3561/2021
УИД 36RS0002-01-2021-003458-51
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Храпина Ю.В.,
судей Кожевниковой А.Б., Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Беляевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело N 2-3561/2021 по исковому заявлению ГУ МЧС России по Воронежской области к Я.И., Я.Л. о выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения
по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г.
(судья Каширина Н.А.)
установила:
ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось с иском к Я.И., Я.Л., в котором просит выселить их из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что помещение является собственностью Российской Федерации, было передано в Управление на праве оперативного управления, ранее предоставлено ответчику Я.И. на основании договора найма служебного жилого помещения, по окончанию службы и прекращению действия договора найма и до настоящего времени не освобождено ими.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16.06.2021 к участию в гражданском деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел полиции N 4 УМВД России по г. Воронежу и МЧС России.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.10.2021 исковое заявление ГУ МЧС России по Воронежской области в части требований к ответчику Я.Л. оставлено без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 ГПК РФ (Л.д. 131 - 141).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. отказано в удовлетворении иска ГУ МЧС России по Воронежской области к Я.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Воронежской области указывает на несогласие с выводами и решением суда по существу, просит его отменить как незаконное.
Ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушены нормы процессуального права, поскольку не рассмотрены исковые требования в отношении ответчика Я.Л.
Считает, что Я.И. подлежит выселению из служебного жилого помещения с прекращением прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения; что дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения является ничтожным.
Представлены возражения на апелляционную жалобу от Я.И.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС России по Воронежской области, МЧС России по доверенностям И.Н. доводы жалобы поддержала.
Я.И. и его представитель по устному ходатайству И.М. возражали против доводов жалобы.
Я.Л. возражала против доводов жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.
От Отдела полиции N 4 УМВД России по г. Воронежу поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие возражения, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Воронежской области исходя из следующего.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 100 ЖК РФ установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из материалов дела видно, что <адрес> по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ГУ МЧС России по Воронежской области на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Воронежской области от 06.12.2019 N-р, имеет статус служебного согласно протоколу заседания комиссии МЧС России от 01.04.2013 г. N 2 о включении жилых помещений, закрепленных за территориальными подразделениями в специализированный жилищный фонд и отнесении их к служебным (постановление Правительства РФ от 29.01.2006. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений"), о чем имеются соответствующие записи в ЕГРН.
Из материалов дела также следует, что с Я.И., принятым на учет, как с нуждающимся в жилом помещении, ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области", с учетом решения ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 13.05.2013 N 1322-11-2, был заключен договор найма служебного жилья - спорной <адрес> по адресу: <адрес> в; совместно с нанимателем в жилое помещение вселись члены его семьи - жена Я.Л.; договор заключен на срок с 1.07.2013 и на период прохождения службы (Л.д. 50 - 55), который был изменен дополнительным соглашением N 2 от 15.01.2018 - был установлен срок использования жилого помещения - до сохранения права нанимателя и его членов семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения (Л.д. 56 - 57).
Установлено судом, что Дополнительному соглашению предшествовало поручение Министра МЧС России по результатам личного приема граждан от 24.06.2016. Заключено Дополнительное соглашение было на основании решения единой комиссии ГУ МЧС России Воронежской области от 09.12.2016 (протокол от 09.12.2016 N 7).
18.02.2016 с Я.И. контракт о прохождении службы расторгнут, он уволен со службы в ФПС по достижении предельного возраста нахождения на службе согласно Федеральному закону N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Я.И. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании заседания комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области с 20.08.2015, и в настоящее время нет доказательств, произведенной ему социальной выплаты.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, согласно пункту 3 которых, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил N 217 установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, увольнение со службы служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
Поскольку увольнение Я.И. состоялось в 2016, то по общему правилу он должен был освободить служебную квартиру, так как спорное жилое помещение является служебным, предоставлялось ответчику в период работы, трудовые отношения прекращены, обстоятельства, при которых в соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, отсутствовали, при этом не получение социальной выплаты на приобретение жилья не предусмотрено законом в качестве основания для продления срока использования служебного жилья.
Между тем в отношении Я.И. действует дополнительное соглашение от 15.01.2018, заключенное после увольнения Я.И. со службы, которым определен срок использования служебного жилого помещения - до наступления определенного события и событие, которым определен срок договора, не наступило, возможность его наступления не утрачена. Учитывая, что договор найма специализированного жилого помещения с Я.И. не расторгнут, а наоборот сохранил свое действие после увольнения со службы ответчика, судебная коллегия находит правомерными выводы суда, что требования ГУ МЧС России по Воронежской области в настоящее время заявленные преждевременно и удовлетворению не подлежат.
Данное соглашение, несмотря на то, что стороной по нему выступает ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области", учитывая приказ МЧС России от 26.09.2019 N 518 о ликвидации учреждений, находящихся в ведении и дислоцированных в Центральном федеральном округе, о ГУ МЧС России по Воронежской области, как правопреемнике ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области", было заключено на основании решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области-правомочным органом, поскольку именно Управление осуществляет предоставление жилых помещений в пользование согласно пункту 12 раздела 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020, которое не оспорено, недействительным не признано, в связи не имеется оснований считать дополнительное соглашение к договору служебного найма незаконным, на что указано в апелляционной жалобе. Жилищной комиссии на момент принятия решения было известно, что оно предоставляется уволенному работнику в связи с отсутствием у него жилого помещения для постоянного проживания.
Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.
Принимая во внимание, что определением суда от 13.10.2021 иск ГУ МЧС России по Воронежской области в части исковых требований к Я.Л. был оставлен без рассмотрения, ввиду несоблюдения досудебного порядка уведомления (Л.д. 139 - 141), это определение не обжаловано, несогласие с этим определением в апелляционной жалобе не высказано, являются несостоятельными доводы жалобы ГУ МЧС России по Воронежской области о нарушении судом нормы процессуального права ввиду не рассмотрения исковых требований в отношении ответчика Я.Л.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Воронежской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 28.03.2022.