Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2022 N 88-15925/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 08.12.2021 N 33-2305/2021 по делу N 2-707/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) Об обязании перезаключить договор найма специализированного жилого помещения; 2) О признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии.
Требования наймодателя: 3) О выселении; 4) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежат выселению, что не исполняется ими в добровольном порядке.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 08.12.2021 N 33-2305/2021 по делу N 2-707/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) Об обязании перезаключить договор найма специализированного жилого помещения; 2) О признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии.
Требования наймодателя: 3) О выселении; 4) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежат выселению, что не исполняется ими в добровольном порядке.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2021 г. N 33-2305/2021
Судья Пивкина Е.А. Дело N 2-707/2021
Докладчик Скипальская Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Козиной Е.Г., Скипальской Л.И.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 декабря 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ф.В., Ф.Г., Ф.С., Ф.Д. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, встречному иску Ф.В., Ф.Г. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности перезаключить договор найма служебного жилого помещения по апелляционной жалобе Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с иском к Ф.В., Ф.Г., Ф.С., Ф.Д. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что 13 июля 2009 г. между истцом и Ф.В. был заключен договор N 120 найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, в которое последний был вселен с членами своей семьи. Поскольку приказом УФСИН России по <адрес> от 7 августа 2019 г. N 301-лс Ф.В. уволен из уголовно-исполнительной системы, ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежат выселению, что не исполняется ими в добровольном порядке.
ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия просило суд: расторгнуть договор служебного найма жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120 с Ф.В., признать Ф.В., Ф.Г., Ф.С., Ф.Д. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ф.В., Ф.Г. обратились в суд с встречным иском к ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности перезаключить договор найма служебного жилого помещения.
В обоснование иска указали, что Ф.Г. на данный момент проходит службу в уголовно-исполнительной системе, подлежит обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения службы.
Просили суд: признать незаконным протокол жилищно-бытовой комиссии N 4 от 12 августа 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления Ф.В. о внесении изменения в договор найма служебного помещения N 120 от 13 июля 2009 г., обязать ответчика произвести замену нанимателя служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Ф.В. на Ф.Г.
Определением судьи Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 29 июня 2021 г. к участию в деле привлечен прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия для дачи заключения по существу дела (т. 1 л.д. 27).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 сентября 2021 г. исковые требования Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ф.В., Ф.Г., Ф.С., Ф.Д. о расторжении договора найма служебного жилого помещения и выселении удовлетворены частично.
Расторгнут договор найма служебного жилого помещения N 120 от 13 июля 2009 г., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" с Ф.В.
Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Исковые требования Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ф.С. о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении оставлены без удовлетворения.
Встречные исковые требования Ф.В., Ф.Г. о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности перезаключить договор найма служебного жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. просят решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, встречное исковое заявление удовлетворить. Ссылаются на то, что: распоряжение Главы администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия о признании спорного жилого помещения служебным на основании статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации не выносилось, в связи с чем, договор найма служебного жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120 нельзя признать законным, жилое помещение выделено Ф.В. без отнесения к служебным помещениям, с ним заключен договор найма жилого помещения; право оперативного управления за ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия было зарегистрировано только 3 октября 2014 г., в выписке из ЕГРН от 8 июня 2021 г. указано, что "сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома специального использования или наемного дома коммерческого использования - данные отсутствуют"; согласно выписке из протокола Ф.В. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты; статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; Ф.В. состоит в списках очередности на получение и улучшение жилья согласно протоколу N 8 совместного заседания администрации Учреждения ЖХ-385/17 от 28 октября 1992 г.; согласно статье 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; супруга Ф.В. работает в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия в должности <данные изъяты>, в связи с чем, он обратился с заявлением о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения и признании ответственным нанимателем Ф.Г.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Русяева О.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика (истца по встречному иску) Ф.В. адвокат Петров Ю.П., ответчики Ф.С., Ф.Д. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще (т. 2 л.д. 26, 27, 28), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие Ф.Д.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения Ф.В., Ф.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия П., представителя ФСИН России и ФСИН России по Республике Мордовия А., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Республики Мордовия У., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ предусматривается, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В силу части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФСИН России делегированы полномочия по отнесению жилых помещений к специализированному жилищному фонду без права заключения договоров социального найма.
Центральной жилищной бытовой комиссией УФСИН России по Республике Мордовия на заседании, состоявшемся 29 ноября 2006 г. (протокол N 6), рассматривался вопрос "о придании статуса служебного жилья 4-х квартирному жилому дому в <адрес>", на котором принято решение о проведении комплекса мероприятий по приданию статуса служебного жилья 4-х квартирному жилому дому в <адрес>. Приказом УФСИН России по Республике Мордовия N 536 от 27 декабря 2006 г. создана комиссия по приему-передаче объекта "4-х квартирный жилой дом, <адрес> Республика Мордовия", предписано передать с баланса ФГУ ОКСиР УФСИН России по Республике Мордовия на баланс ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия по акту приема-передачи с технической документацией (т. 1 л.д. 161-162, 163-166).
Согласно протоколу N 1 от 13 марта 2007 г. совместного заседания администрации ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и жилищно-бытовой комиссии постановлено предоставить квартиру <адрес>, Ф.В., состав семьи из четырех человек (т. 1 л.д. 156-157).
3 июля 2007 г. врио начальника ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия в адрес начальника УФСИН России по Республике Мордовия направлено ходатайство о придании статуса служебного жилья квартирам <N> и <N> в сданном доме по адресу: <адрес>, находящемся на балансе ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (т. 1 л.д. 167).
13 июля 2009 г. между ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и Ф.В. заключен договор найма служебного жилого помещения N 120, расположенного по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение наряду с нанимателем вселены члены его семьи: супруга Ф.Г., дочь Ф.С., сын Ф.Д. Согласно пунктам 2 и 5 указанного договора жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, договор заключен на срок действия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе (т. 1 л.д. 16-19).
Приказом N 301-лс начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 7 августа 2019 г. Ф.В. уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту 2 части 1 статьи 84 ТК РФ по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, 8 августа 2019 г. (т. 1 л.д. 6).
15 апреля 2021 г. ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия в адрес Ф.В. направлено уведомление о необходимости освободить служебное жилое помещение (т. 1 л.д. 5).
Ф.Г. с 30 июля 1993 г. проходит службу в уголовно-исполнительной системе, с 26 января 2021 г. в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (т. 1 л.д. 81).
6 августа 2021 г. Ф.В. обратился в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120, признании нанимателем его супруги Ф.Г., являющейся сотрудником уголовно-исполнительной системы. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия N 4 от 12 августа 2021 г. в удовлетворении заявления Ф.В. о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120 и признании нанимателем его супруги Ф.Г. отказано (т. 1 л.д. 76, 82-84).
19 августа 2021 г. Ф.Г., Ф.Д. обратились в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120, признании нанимателем Ф.Г. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия N 5 от 23 августа 2021 г. в удовлетворении заявлений Ф.Г., Ф.Д. о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения от 13 июля 2009 г. N 120 и признании нанимателем Ф.Г. отказано (т. 1 л.д. 133-135).
Согласно справке ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия от 8 июня 2021 г. Ф.В. состоит в очереди на получение жилого помещения и улучшение жилищных условий с 23 октября 1992 г. по настоящее время (т. 1 л.д. 67).
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии N 5 от 26 июля 2021 г. следует, что Ф.В. включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 год по УФСИН России по Республике Мордовия, с составом семьи - 3 человека (т. 1 л.д. 74-75).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, от 5 июля 2021 г. в жилом помещении по указанному адресу с 13 января 2010 г. зарегистрированы: Ф.В. <дата> года рождения, Ф.Г. <дата> года рождения, Ф.Д. <дата> года рождения (т. 1 л.д. 39).
Разрешая исковые требования ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, суд первой инстанции с учетом того, в настоящее время Ф.В. не состоит в трудовых отношениях с истцом, в связи с чем, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие, законных оснований для проживания Ф.В. и членов его семьи в спорной квартире не имеется, при этом право истца на использование принадлежащего ему имущества нарушено, поскольку ответчики в добровольном порядке квартиру не освободили, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований в части признания ответчиков Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. утратившими право пользования спорным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения. Суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований в отношении ответчика Ф.С., которая в спорном жилом помещении не проживает, снята с регистрационного учета, проживает в <адрес>. Разрешая встречные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцами по встречному иску не представлено доказательств обоснованности заявленных требований, в связи с чем, правомерно отказал в их удовлетворении.
Довод апелляционной жалобы Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. о том, что помещение выделено Ф.В. без отнесения к служебным помещениям, заключен договор найма жилого помещения, опровергается имеющейся в материалах дела копией договора найма служебного жилого помещения N 120 от 13 июля 2009 г., согласно которому спорное жилое помещение предоставлено Ф.В. в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, договор заключен на срок действия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе (т. 1 л.д. 16-19).
Ссылка в апелляционной жалобе на положения статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" несостоятельна.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 Вводного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
В соответствии с названной статьей, как разъяснено в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона, для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.).
В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещением и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Вместе с тем согласно материалам дела спорное жилое помещение предоставлено Ф.В. после 1 марта 2005 г., соответственно, к жилищным правоотношениям в отношении данного жилого помещения подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
К категориям граждан, перечисленных в Жилищном кодексе Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений (часть 2 статьи 103), Ф.В. не относится.
Ссылка заявителей жалобы на то обстоятельство, что Ф.В. состоит в списках очередности на получение и улучшение жилья согласно протоколу N 8 от 28 октября 1992 г., а граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Как верно указал суд первой инстанции, спорное жилое помещение относится к служебному фонду, предоставлялось Ф.В. и членам его семьи временно, в связи с трудовыми отношениями, к категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, они не относятся, поэтому после увольнения Ф.В. жилое помещение подлежит освобождению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что трудовые отношения Ф.Г. в уголовно-исполнительной системе не прекращены, в связи с чем, в договор найма служебного жилого помещения должны быть внесены изменения о признании ее ответственным нанимателем, также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку право пользования Ф.Г. спорным жилым помещением не имеет самостоятельного характера и производно от права пользования ее супруга.
В силу изложенного, решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.В., Ф.Г., Ф.Д. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 декабря 2021 г.
Председательствующий
И.С.ЛЕСНОВА
Судьи
Е.Г.КОЗИНА
Л.И.СКИПАЛЬСКАЯ