Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 08.08.2019 по делу N 33-6545/2019
Требование: О выплате единовременного пособия, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истцов, отказ в выплате им единовременного пособия является незаконным, так как необходимые условия для выплаты единовременного пособия имеются, смерть сына и супруга истцов наступила в течение одного года после увольнения со службы, причиной смерти явилось заболевание, полученное им в период прохождения службы и исключавшее возможность дальнейшего прохождения службы, вследствие чего у них возникло право на получение единовременного пособия.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 08.08.2019 по делу N 33-6545/2019
Требование: О выплате единовременного пособия, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истцов, отказ в выплате им единовременного пособия является незаконным, так как необходимые условия для выплаты единовременного пособия имеются, смерть сына и супруга истцов наступила в течение одного года после увольнения со службы, причиной смерти явилось заболевание, полученное им в период прохождения службы и исключавшее возможность дальнейшего прохождения службы, вследствие чего у них возникло право на получение единовременного пособия.
Решение: Требование удовлетворено частично.
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2019 г. по делу N 33-6545
Судья Кравцова Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Негласона А.А., Анатийчук О.М.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Л., К.М. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о выплате единовременного пособия, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя истцов Б., возражавшего против отмены решения суда, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К.Л., К.М. обратились в суд с исковыми требованиями к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о выплате единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в обоснование которых указали, что ФИО8 (сын К.Л. и супруг К.М.) проходил службу в качестве старшего пожарного 5-й ПСЧ по охране г. Саратова.
Приказом N-нс от <дата> ФИО8 был уволен с <дата> на основании
п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе).
<дата>, то есть до истечения одного года после увольнения со службы, ФИО8 умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в МЧС России.
К.М. и К.Л. обратились в ГУ МЧС России по Саратовской области с заявлением о выплате им в связи со смертью ФИО8, наступившей в течение одного года после увольнения со службы вследствие исключавшего возможность дальнейшего прохождения службы заболевания, полученного в период прохождения службы, единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Начальником ГУ МЧС России по Саратовской области в МЧС России была направлена заявка на получение дополнительных бюджетных ассигнований в связи со смертью ФИО11., однако в удовлетворении заявки было отказано, поскольку не была установлена причинно-следственная связь онкологического заболевания с выполнением служебных обязанностей сотрудником.
По мнению К.Л. и К.М., отказ в выплате им единовременного пособия является незаконным, так как необходимые условия для выплаты единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, имеются. Смерть ФИО8 наступила в течение одного года после увольнения со службы, причиной смерти явилось заболевание, полученное им в период прохождения службы и исключавшее возможность дальнейшего прохождения службы, вследствие чего у них возникло право на получение единовременного пособия.
К.Л. и К.М. также указали, что необоснованным (неправомерным) отказом ответчика в выплате единовременного пособия им были причинены нравственные страдания, в связи с чем просили суд взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда по 100000 руб. в пользу каждой.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 18 апреля 2019 года постановлено:
- взыскать с МЧС России в пользу К.Л. в связи со смертью старшины внутренней службы ФИО8 единовременное пособие в размере 1560000 руб.;
- взыскать с МЧС России в пользу К.М. в связи со смертью старшины внутренней службы ФИО8 единовременное пособие в размере 1560000 руб.;
- в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе МЧС России ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований, как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального права. В доводах жалобы указывает на то, что отказ в выплате единовременного пособия основан на нормах действующего законодательства, поскольку не подтверждена причинно-следственная связь онкологического заболевания с выполнением служебных обязанностей сотрудником и не представлена копия заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследования трупа.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании
ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что сын К.Л. и супруг К.М. - ФИО8 проходил службу в ГУ МЧС России по Саратовской области, последняя занимаемая должность - старшина внутренней службы старшего пожарного 5-й ПСЧ по охране г. Саратова.
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Саратовской области" от <дата> ФИО8 определена категория годности к службе "Д - не годен к службе в органах внутренних дел", а также установлено, что заболевание получено им в период службы.
Приказом начальника ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" МЧС России от <дата> N-нс старшина внутренней службы ФИО8 уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России с <дата> на основании
п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от <дата> N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе).
<дата> ФКУ "ГБ МСЭ по Саратовской области" Минтруда России БМСЭ N ФИО8 установлена I группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период службы.
<дата> ФИО8 умер вследствие заболевания.
Заключением служебной проверки по факту смерти ФИО8 от <дата> установлено, что смерть ФИО8, умершего в течение года со дня увольнения, наступила в результате заболевания, полученного им в период прохождения службы.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Саратовской области" от <дата>, заболевание ФИО8 ("Злокачественное новообразование предстательной железы. Раковая интоксикация"), приведшее к смерти <дата>, получено в период военной службы.
К.Л. и К.М. обратились к начальнику ФГКУ "3 отряд ФПС по Саратовской области" с заявлением о выплате им единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам рассмотрения заявлений К.Л. и К.М. начальником отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ "3 отряд ФПС по Саратовской области" <дата> была проведена служебная проверка о выплате единовременного пособия в связи со смертью бывшего сотрудника ФИО8, уволенного <дата>, умершего <дата>, в течение года со дня увольнения.
Заключением служебной проверки от <дата> установлено, что смерть ФИО8, умершего в течение года со дня увольнения, наступила в результате заболевания, полученного в период прохождения службы. Комиссии по социальным выплатам рекомендовано рассмотреть вопрос о выплате единовременного пособия выгодоприобретателям (мать умершего - К.Л., жена умершего - К.М.).
<дата> начальником ГУ МЧС России по Саратовской области в адрес финансово-экономического департамента МЧС России направлено письмо N о потребности в бюджетных ассигнованиях в связи со смертью ФИО8 с приложением пакета необходимых документов.
Письмом заместителя директора Финансово-экономического департамента МЧС России от 03 августа 2018 года доведено до сведения начальника ГУ МЧС России по Саратовской области, что оснований для выплаты К.Л. и К.М. единовременного пособия не имеется из-за отсутствия документов, предусмотренных
п. 9,
подп. "б" и
"е" п. 27 Приказа МЧС России от 23 апреля 2013 года N, а именно не подтверждена причинно-следственная связь онкологического заболевания с выполнением служебных обязанностей сотрудником; не представлена копия заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследования трупа.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований о взыскании единовременного пособия и отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, полагает его основанным на нормах действующего законодательства.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного
ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (
ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в
ч. 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 утверждены
Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
В соответствии с
п. п. "д",
"е" ч. 1 ст. 27 названных Правил для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае смерти гражданина Российской Федерации (смерти работника до истечения одного года со дня увольнения) на рассмотрение комиссии руководителями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России предоставляются, в том числе следующие документы: для сотрудников - копия заключения ВВК Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России" о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья либо заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период службы", приведших к гибели (смерти) гражданина Российской Федерации, а также копия заключения медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности и ее причине; для работников - копия заключения МСЭ об установлении группы инвалидности и ее причине; копия заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследования трупа (копия протокола патолого-анатомического вскрытия).
Согласно
п. 1 ч. 3 ст. 83 Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе, в том числе, в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
Таким образом, одним из обязательных оснований для выплаты единовременного пособия в связи со смертью бывших сотрудников противопожарной службы является их увольнение со службы по состоянию здоровья (по болезни или ограниченному состоянию здоровья), исключающему возможность дальнейшего прохождения службы.
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, приведены в
п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565) (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Так, согласно
подп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье, заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По смыслу
подп. "б" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, в целях определения годности сотрудников к службе, приравненной к военной службе (
п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Приказом МЧС России от 30 августа 2018 года N 356 утверждены
Требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы и формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий в системе МЧС России.
В приложении N 1 названных требований предусмотрены следующие категории годности к годности к службе в ФПС ГПС: А - годен к службе в ФПС ГПС; Б - годен к службе в ФПС ГПС с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к службе в ФПС ГПС; Г - временно не годен к службе в ФПС ГПС; Д - не годен к службе в ФПС ГПС.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи бывшего сотрудника, в частности противопожарной службы, умершего в течение одного года после увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (
п. 2 ч. 2 ст. 12 названного закона).
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы определяется военно-врачебной экспертизой путем установления такому сотруднику категории годности к службе "Д - не годен к Государственной противопожарной службе".
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке "заболевание получено в период военной службы" и категории годности к службе "Д - не годен к Государственной противопожарной службе" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется.
Кроме того, доводы жалобы об обязательном наличии заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследовании трупа являются несостоятельными.
Так, в соответствии с
Приказом Минздрава России от 06 июня 2013 года N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрений на насильственную смерть и в случае прижизненной гистологической верификации онкологического заболевания не производится.
Как следует из письма ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 19" от <дата> N патолого-анатомическое вскрытие ФИО8 не проводилось, поскольку было гистологически верифицировано онкологическое заболевание, которым страдал ФИО8, что послужило основанием выдачи медицинского свидетельства о смерти с установленным диагнозом.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению в части взыскания единовременной выплаты.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения, судебной коллегией не установлено.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями
ст. 67 ГПК РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - без удовлетворения.