Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2022 N 88-20304/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.03.2022 N 33-1474/2022 по делу N 2-4119/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов. В качестве оснований для отказа послужило то, что истец не представил на супругу справку из БТИ и выписку из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой истца.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 03.03.2022 N 33-1474/2022 по делу N 2-4119/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов. В качестве оснований для отказа послужило то, что истец не представил на супругу справку из БТИ и выписку из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой истца.
Решение: Отказано.
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2022 г. N 33-1474/2022
Судья: Стоносова О.В. | Дело N 2-4119/2021 |
64RS0045-01-2021-008491-15
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником М.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.О.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнению наказаний России по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе М.О.Н. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 06.10.2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., представителя истца Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Я., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
истец М.О.Н. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнению наказаний России по Саратовской области (далее УФСИН России по Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что он проходил службу в системе Федеральной службе исполнения наказания. В 2014 году с целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений Управление исполнения наказания единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент подачи рапорта являлся прапорщиком внутренней службы, командиром отделения объединенной пожарной части ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 20 лет. К данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии законодательством РФ в данной сфере правоотношений документы.
Документы были поданы 02.07.2014 г. и на заседании подкомиссии УФСИН России по Саратовской области 30.07.2014 г. были приняты для направления в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом Учреждения ИК N 10 УФСИН России по Саратовской области от 22.12.2015 г. N он с 13.02.2016 г. был уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет. Ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась.
12.05.2017 г. прекращен заключенный брак с М.И., о чем он письменно уведомил ответчика с приложением свидетельства о расторжении брака.
Согласно выписке из протокола от 15.02.2018 г. N 3 заседания комиссии ФСИН России ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N. В качестве оснований для отказа указывается, что заявитель не представил на супругу справку из БТИ и выписку из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой заявителя.
Поскольку брак расторгнут, ему не представляется возможным получить указанные документы. С 2017 года он имеет состав семьи 1 человек, в связи с чем полагает, не обязан представлять документы в отношении лиц, которые не являются членами его семьи.
Помещений по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности, он не имеет, в настоящее время вынужден проживать в съемном жилье, зарегистрирован у посторонних людей, регистрация носит исключительно уведомительный характер и необходима для получения пенсии и прочих социальных гарантий.
Выписка из протокола N от 15.02.2018 г. ему не направлялась, о принятом решении он узнал 12.05.2021 г., в связи с чем срок для обращения в суд не пропущен.
Считая свои права нарушенными, просил суд признать незаконным решение заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в казенных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15.02.2018 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; возложить на ответчиков обязанность поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 06.10.2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе М.О.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
От ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области на доводы апелляционной жалобы поступили возражения, в которых представитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец М.О.Н., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, не рассматривать дело в его отсутствие не просил.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения
ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям
ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что М.О.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 09.10.2001 г. (л.д. 76), с 01.08.2013 г. в должности командира отделения объединенной пожарной части ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 81).
02.07.2014 г. М.О.Н. обратился в подкомиссию УФСИН России по Саратовской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 74-75).
В рапорте указал, что с 1990 года по 13.02.2016 был зарегистрирован по адресу: <...> по договору социального найма, ответственным квартиросъемщиком данного жилого помещения являлась мать истца ФИО1, <дата> г.р. (на основании договора социального найма жилого помещения N от 28.12.2011 г.).
Представлены документы на состав семьи 5 человек: заявитель, мать - ФИО1, брат - ФИО9, сестра - ФИО10, племянник - ФИО20
М.О.Н. зарегистрирован с 10.01.1990 г. и проживает вместе со своей семьей по договору социального найма по адресу: <адрес>-а, <адрес>. Квартира общей площадью 43 кв. м. Ответственным квартиросъемщиком данной квартиры является мать заявителя ФИО1 (договор социального найма жилого (помещения N от 28.12.2011 г.). Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) М.О.Н. и члены его семьи не имеют.
Судом первой инстанции также установлено, что из справки о выслуге лет и копии послужного списка следовало, что М.О.В. на день подачи заявления имел следующий состав семьи: супруга - ФИО12 (л.д. 94-97), дочь - ФИО13, <дата> года рождения (л.д. 76). Однако документы о наличии собственности у супруги заявителем не представлены.
08.08.2014 г. документы М.О.Н. направлены в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет (л.д. 14).
18.10.2017 г. в адрес УФСИН России по Саратовской области поступил запрос от <дата> N о предоставлении недостающих документов (л.д. 139).
10.11.20217 г. М.О.Н. в адрес УФСИН России по Саратовской области представлена копия свидетельства о расторжении брака, из которого следует, что брак между М.О.Н. и ФИО12 перекрещен 12.05.2017 г. на основании совместного заявления супругов от 11.04.2017 г. (л.д. 140-141).
При этом, судом первой инстанции установлено, что выписка из ЕГРН на супругу и остальные документы для принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в пользу М.О.Н. истцом не представлены.
Как следует из протокола заседания комиссии ФСИН России от 15.02.2018 г. N, М.О.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N, то есть по причине не предоставления заявителем на супругу справки из БТИ и выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещения (л.д. 17-18). В связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой заявителя (на момент подачи документов заявитель был женат).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные комиссией ФСИН России обстоятельства не являются формальными, свидетельствуют о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт Федерального
закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Часть 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, относящихся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, который не является исчерпывающим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер (
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным отказ комиссии в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, доводы истца об отсутствии у него необходимости предоставлять сведения в отношении супруги, с которой у него расторгнут брак 12.05.2017 г., являются необоснованными, поскольку не предоставление информации по супруге заявителя согласно
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности заявителя жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, как указано выше, членами семьи сотрудника, прежде всего, признаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
На момент подачи документов сотрудник М.О.Н. состоял в зарегистрированном браке, однако сведения в отношении имущества супруги не представил.
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что документы в отношении имущества супруги истцом не представлены в комиссию, поскольку фактически брачные отношения между супругами были прекращены.
При этом как следует из свидетельства о расторжении брака, заявление супругами М-выми о прекращении брака подано 11.04.2017 г.
Таким образом, на день подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты брачные отношения между М.О.Н. и ФИО12 не были прекращены.
Более того, судебная коллегия учитывает, что обращаясь в суд с настоящим иском истец М.О.Н. представил свидетельство о праве собственности ФИО14 на жилой дом общей площадью 57,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Представитель истца в судебном заседании пояснила, что ФИО14 является матерью бывшей супруги М.О.Н. Истец в настоящее время снимает у нее по договору найма от 30.12.2015 г. жилую комнату (л.д. 46-48). На вопрос судебной коллегии о наличии в собственности у супруги М.О.Н. имущества, представитель пояснила, что действительно у бывшей супруги имелся в собственности жилой дом, который ей перешел в собственность в порядке наследования.
С учетом изложенного доводы истца о незаконности решения суда первой инстанции направлены на иное толкование приведенных выше норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу содержат переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств и не содержат оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Доводы были оценены судом в совокупности с иными доказательствами по делу, не согласиться с оценкой, данной судом первой инстанции исследованным доказательствам, у судебной коллегии оснований не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебного постановления, установленных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 06.10.2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.03.2022 г.