Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.07.2018 по делу N 33-4810/2018
Требование: О признании незаконными действий государственного органа, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.07.2018 по делу N 33-4810/2018
Требование: О признании незаконными действий государственного органа, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2018 г. по делу N 33-4810
Судья Комиссарова В.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Паршиной С.В.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе К.С. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14.03.2018 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя К.С. - С., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчиков Б., возражавшей по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.С. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее - УФСИН России по Саратовской области).
Требования мотивированы тем, что в июне 2014 г. он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Саратовской области с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его и членов его семьи (супруги сына и дочери) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приложив необходимые документы.
Решением комиссии ФСИН России от 29.11.2016 г. (выписка из протокола N 101) ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 (выписка из ЕГРП представлена не по всем территориальным органам Российской Федерации), а также в рамках рассмотрения
п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, в соответствии с
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, то есть заявителем не представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что не позволяет установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Данная выписка из протокола N 369 от 29.11.2016 г. им получена в ноябре 2017 г.
Приказом УФСИН России по Саратовской области N-лс от 06.08.2014 г. он был уволен с должности помощника начальника караула отдела по конвоированию федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, по пункту "в" ч. 1 ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с 15.08.2014 г. В соответствии с указанным приказом выслуга на 15.08.2014 г. составила: в календарном исчислении - 18 лет 08 месяцев 12 дней, в льготном исчислении 21 год 02 месяца 25 дней.
Членами его семьи являются: супруга: К. (А.), К.А., К.А.
При приеме документов подкомиссией УФСИН России по Саратовской области было установлено, что все необходимые согласно перечню документы им представлены в полном объеме.
По мнению истца, ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения прав истца на получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанности по предоставлению документов, Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ему в установленный срок указано не было, а Комиссия ФСИН России в нарушение предусмотренного законом трех месячного срока рассмотрела его документы и вынесла по ним решение по истечению года со дня их поступления на рассмотрение, когда он был уволен со службы в органах исполнительной системы, что лишает его права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Также, истцом указывалось в исковом заявлении, что в материалах дела имеется выписка из протокола N 9 заседания подкомиссии УФСИН России по Саратовской области от 10.07.2014 г. и приложение к нему в виде расчета размера единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Из данной выписки следует, что на момент его обращения с заявлением о постановке на учет единовременная выплата не предоставлялась. Он является собственником квартиры общей площадью 47,2 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 23.04.2013 г. Вместе с ним зарегистрированы и проживают: супруга К.Л., сын Александр и дочь Алина. Общая площадь, положенная семье истца составляет 72 кв. м. Учитывая площадь квартиры, которая принадлежит истцу на праве собственности - 47,2 кв. м, и общую продолжительность службы К.С. от 15 до 20 лет, т.е. коэффициент - 1,25. Размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составляет 1225485 рублей 80 копеек.
По мнению истца, представленные им документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты. На момент подачи истцом документов для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты он являлся действующим сотрудником органов исполнительной системы.
Истец просил с учетом уточнения исковых требований признать незаконными действия ФСИН России по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с 11.06.2014 г.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 14.03.2018 г., с учетом определения Кировского районного суда г. Саратова 26.04.2018 г. об исправлении описки, в удовлетворении заявленных истцом требований отказано.
В апелляционной жалобе К.С. просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы вновь ссылаются на обстоятельства, ранее изложенные в исковом заявлении.
Истец К.С., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании
ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. "б" п. 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.С., проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
В июне 2014 г. К.С. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Саратовской области с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его и членов его семьи (супруги сына и дочери) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представив документы согласно перечню.
10.07.2014 г. территориальной подкомиссией УФСИН России по Саратовской области было принято решение направить в ФСИН России документы для рассмотрения вопроса о постановке К.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
29.11.2016 г. комиссии ФСИН России было принято решение, которым К.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением им обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2013 г. N 369, а именно К.С. выписка из ЕГРП представлена не по всем территориальным органам Российской Федерации, а также не представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что не позволило установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов, а также органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Более того, судом первой инстанции отмечено, что само по себе ненадлежащее исполнение обязанностей подкомиссией, выразившееся в принятии у истца заявления и приложенных к нему документов, несоответствующих по своему объему указанному в Правилах перечню, не свидетельствует об отсутствии у комиссии ФСИН России права для отказа в постановке сотрудника на учет при нарушении им требований Правил и Порядка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не был рассмотрен вопрос о наличии обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты и отсутствие со стороны К.С. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий не может быть принят судебной коллегией как основание для отмены судебного постановления ввиду следующего.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку К.С., претендующим на получение спорной выплаты, в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Саратовской области не были представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у заявителя оснований, предусмотренных
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий повлекших ухудшение жилищных условий.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не влекут отмену правильного по существу решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права и были предметом проверки судом первой инстанции, которым им дана надлежащая оценка. Оснований к иной оценке обстоятельств и доказательств по делу судебной коллегией не установлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене правильного по существу решения суда не имеется.
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 14.03.2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.