Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2024 N 88а-7189/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.10.2023 N 33А-8962/2023
Категория: Споры с органами пожарного надзора.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Установлено, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке, истец несет обязанность по финансовому обеспечению мер первичной безопасности, разрабатывая и осуществляя планы и программы развития города с учетом обеспечения требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом, и не нарушает прав и законных интересов истца.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.10.2023 N 33А-8962/2023
Категория: Споры с органами пожарного надзора.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Установлено, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке, истец несет обязанность по финансовому обеспечению мер первичной безопасности, разрабатывая и осуществляя планы и программы развития города с учетом обеспечения требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом, и не нарушает прав и законных интересов истца.
Решение: Отказано.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Совкича А.П.
судей Дементьева А.А., Чаплыгиной Т.В.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ершовского муниципального района Саратовской области к Главному государственному инспектору Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. о признании незаконным предписания N 2/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности по апелляционной жалобе представителя администрации Ершовского муниципального района Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требованиях отказано.
Заслушав доклад судьи Дементьева А.А., объяснения представителя административного истца Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения к Главному государственному инспектору Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. о признании незаконным предписания N 2/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что 21 апреля 2023 года главным государственным инспектором Ершовсмкого, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. было проведено внеплановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории <адрес>. По окончании проведения надзорного мероприятия 24 апреля 2023 года в адрес администрации Ершовского муниципального района Саратовской области главным государственным инспектором Ершовсмкого, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. составлено предписание N 2/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
4 мая 2023 года в адрес главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. администрацией Ершовского муниципального района Саратовской области направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания, 12 мая 2023 года получен отказ в продлении срока исполнения предписания. Однако, одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ). Следовательно, требование исполнимости предписания заключается в четком, ясном и доступном доведении до лица, в чей адрес выносился предписание, о необходимости устранения допущенных им нарушений и выявленных административным органом нарушений действующего законодательства, способом, которым могут быть достигнуты цели устранения нарушений. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, получившего предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения. Таким образом, предписание государственного органа, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений. При этом, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. В материалах дела имеется информация о том, что в границах населенных пунктов производится регулярный покос камыша и сухостоя на прилегающей к видеоисточникам береговой линии и на пустырях. В указанных материалах отсутствуют точное место (адрес, координаты, привязка к местности) совершенного правонарушения, а также не установлен форма собственности земельного участка, не учтена прилегающая территория, ответственность за которую несет в соответствии с Правилами благоустройства собственник (арендатор) земельного участка. Кроме того, в предписании указано, что в муниципальном образовании <адрес> не производится покос камыша на берегу реки "Малый Узень". Методы очистки водоемов от камыша трудоемки и требуют значительных временных затрат. По пункту 2 отсутствует точное место (адрес, координаты, привязка к местности), по пунктам 3, 4, 5 предписания обкос камыша был произведен частично в зимнее время и дальнейший обкос возможен так же только в зимнее время с ледового покрытия после установления стабильных минусовых температур в целях безопасного проведения работ. В связи с большим объемом уборки камыша и отсутствием специальной техники, учитывая характер нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение, считают недостаточным срок, установленный в предписании.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение. Указывает, что в связи с большим объемом уборки камыша и отсутствием специальной техники, учитывая характер нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение, срок, установленный в предписании недостаточный.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (ст. 6, 8 и 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что согласно протоколу N 7 администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 27 сентября 2022 года было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Ершовского муниципального района. 2 марта 2023 года главе администрации Ершовского муниципального района главным инспектором по пожарному надзору Л.А.НА. было направлено сообщение с предложением организовать работу по очистке территории населенных пунктов и организаций, в том числе, от сухой растительности, особое внимание уделить уборке камыша с берегов водных объектов и пустырей, разработать и утвердить постановления (распоряжения) предусматривающие проведение пожарно-профилактическое работы в жилом секторе в весенне-летний пожароопасный период.
В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки самоуправления от 10 апреля 2023 года N 2, в рамках Федерального государственного пожарного надзора - реестровый номер ФРГУ 10001495160, была санкционирована проверка администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, лицом, уполномоченным провести проверку назначен Л.А.НБ. с участием инспектора Ершовского, Дергачевского и Федеровского районов Саратовской области по пожарному надзору А.
Установлено, что проверка проводится с целью исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ по вопросу "О дополнительных мерах по выявлению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий, утвержденного Президентом РФ 8 февраля 2023 года N Пр-267, исполнения указания заместителя Министра-главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от 22 февраля 2023 г. N М-АМ-41 "Об организации работы по подготовке к летнему пожароопасному сезону".
21 апреля 2023 года главным государственным инспектором Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. было проведено внеплановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории Ершовского муниципального района <адрес>. Был составлен акт проверки N 2 от 21 апреля 2023 года, в котором указаны нарушения, которые в последующем нашли свое отражение в предписании. Указанный акт подписан главой администрации Ершовского муниципального района Саратовской области З.С.АА. 24 апреля 2023 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Как видно из указанного выше акта, при проведении проверки и составлении акта замечаний, дополнений, возражений от главы администрации Ершовского муниципального района Саратовской области З.С.АБ. не поступило. К указанному акту приложена фототаблица, на которой имеются фото земельных участков, на которых необходимо совершить покос сухостоя, указаны их координаты.
По окончании проведения надзорного мероприятия 24 апреля 2023 года в адрес администрации Ершовского муниципального района Саратовской области главным государственным инспектором Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. вынесено предписание N 2/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
4 мая 2023 года в адрес государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Л.А.НА. администрацией Ершовского муниципального района саратовской области направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания, 12 мая 2023 года получен отказ в продлении срока исполнения предписания..
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке, администрация несет обязанность по финансовому обеспечению мер первичной безопасности, разрабатывая и осуществляя планы и программы развития города с учетом обеспечения требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Абзацем 12 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, выездная проверка является одним из видов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ установлены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, одним из которых является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона N 248-ФЗ (пункт 5).
В силу положений статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 частью 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, является обоснованным, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, которым дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены верно, исходя из предмета спора.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, в оспариваемом решении суда указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.