Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 06.08.2019 N 33-2835/2019
Требование: О понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о противодействии терроризму у ответчика были выявлены нарушения законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Пензенского областного суда от 06.08.2019 N 33-2835/2019
Требование: О понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о противодействии терроризму у ответчика были выявлены нарушения законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.,
судей Бабаняна С.С. и Мананниковой В.Н.,
при секретаре Р.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Бабаняна С.С. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 12 г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ N 12 г. Пензы о понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ N 12 г. Пензы устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму: оборудовать помещения МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по адресам: <адрес>, системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану объектов (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МБОУ СОШ N 12 г. Пензы устранить нарушения правил пожарной безопасности: устроить в столярно-слесарной мастерской МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенной по адресу: <адрес>, дополнительный выход непосредственно наружу или в примыкающий коридор.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Пензы, действующий в интересах и в защиту прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с иском к МБОУ СОШ N 12 г. Пензы о понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленного требования истец указал, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о противодействии терроризму в МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.
В нарушение пп. "б", "д", "и", "л" п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235, помещения учреждения по адресам: <адрес>, не оборудованы системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение пп. "а" и "б" п. 23 Требований не обеспечена охрана объектов (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по указанным адресам сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объекты не оборудованы инженерно-техническими средствами и системами охраны (охранной сигнализацией).
В нарушение п. 5.4.17 свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в столярно-слесарной мастерской МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует дополнительный выход непосредственно наружу или в примыкающий коридор.
Истец указывает, что по результатам проведенной проверки 14 декабря 2018 года директору МБОУ СОШ N 12 г. Пензы и начальнику Управления образования г. Пензы внесены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму. Представления рассмотрены, однако по состоянию на 20 февраля 2019 года перечисленные нарушения правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности объекта учреждением не устранены.
На основании изложенного истец просил суд обязать МБОУ СОШ N 12 г. Пензы устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму:
- в соответствии с пп. "б", "д", "и", "л" п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235, оборудовать помещения МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по адресам: <адрес>, системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с пп. "а" и "б" п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235, обеспечить охрану объектов (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны и инженерно-техническими средствами и системами охраны (охранной сигнализацией).
Обязать МБОУ СОШ N 12 г. Пензы устранить нарушения правил пожарной безопасности:
- в соответствии с п. 5.4.17 свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" устроить в столярно-слесарной мастерской МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенной по адресу: <адрес>, дополнительный выход непосредственно наружу или в примыкающий коридор.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 12 г. Пензы просит отменить решение суда в части обязания обеспечения охраны объектов (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В обоснование апелляционной жалобы указано, что Администрацией г. Пензы денежные средства на заключение договоров охраны объектов образования (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не выделялись. Финансовые средства в бюджете города Пензы на указанные цели в 2019 финансовом году не утверждались и не планировались. В соответствии с действующим законодательством в МБОУ СОШ N 12 г. Пензы имеется охранная сигнализация, система видеонаблюдения, тревожная кнопка, вход на территорию школы осуществляется по пропускам, контроль доступа в учреждение обеспечивается штатным вахтером в соответствии с должностной инструкцией.
В суде апелляционной инстанции представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 12 - Б., просила удовлетворить апелляционную жалобу.
Прокурор Еманова О.И., в суде апелляционной инстанции полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы неподлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица - Управления образования г. Пензы - П., выразил согласие с доводами апелляционной жалобы.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив применительно к ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По данному делу такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судом не допущены.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, нарушений в применении норм процессуального и материального права судом не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что 19.11.2018 года старшим помощником прокурора Ленинского района г. Пензы Ножкиной Т.В. в присутствии заместителя начальника ОНД и ПР г. Пензы В. и заместителя директора МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по АХУ Б. проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о противодействии терроризму в МБОУ СОШ N 12 г. Пензы.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму:
- в нарушение с пп. "б", "д", "и", "л" п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235, помещения учреждения по адресам: <адрес>, не оборудованы системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- в нарушение пп. "а" и "б" п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235, не обеспечена охрана объектов (территорий) МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объекты не оборудованы инженерно-техническими средствами и системами охраны (охранной сигнализацией).
Также выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: в нарушение п. 5.4.17 свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в столярно-слесарной мастерской МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует дополнительный выход непосредственно наружу или в примыкающий коридор.
14.12.2018 года директору МБОУ СОШ N 12 г. Пензы было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании в части обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся, законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму.
До настоящего времени указанные нарушения правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности объекта не устранены.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 6 марта 2006 года "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Как следует из п. п. "б", "д", "и", "л" п. 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Подпунктами "а" и "б" пункта 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, перечисленным в пункте 22 настоящих требований, предусмотрены следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
К объектам (территории) второй категории опасности относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей (п. 12 Требований).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 5.4.17 СП 1.13130.2009 "Системы V противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. При размещении в верхнем этаже мастерских художников и архитекторов, а также конторских помещений допускается принимать в качестве второго эвакуационного выхода лестничные клетки жилой части здания, при этом сообщение этажа с лестничной клеткой следует предусматривать через тамбур с противопожарными дверями. Дверь в тамбуре, выходящая на лестничную клетку, должна предусматриваться с открыванием только изнутри помещения. Допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений учреждений общественного назначения, размещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади не более 300 кв. м и числе работающих не более 15 чел.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Коллегия считает, что суд первой инстанции, проведя анализ представленных доказательств, дав им надлежащую оценку, руководствуясь нормами вышеуказанного законодательства, принимая во внимание, что факт наличия в указанном образовательном учреждении перечисленных нарушений, влекущих угрозу жизни и здоровью работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, стороной ответчика не оспаривается, руководством МБОУ СОШ N 12 г. Пензы принимаются меры по устранению вышеуказанных нарушений, что подтверждается заявлением директора МБОУ СОШ N 12 г. Пензы от 29 декабря 2018 года N 354 в адрес начальника Управления образования г. Пензы о рассмотрении вопроса о выделении средств в 2019 году на установку системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, оборудование школы системой охранной сигнализации, установку дополнительных камер системы видеонаблюдения по периметру и внутри здания, установку дополнительного выхода из столярно-слесарской мастерской, ведущего непосредственно на улицу, обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, заявлением директора МБОУ СОШ N 12 г. Пензы от 14 мая 2019 года в адрес ГАУ "РЦЭЦС" об оказании услуг по расчету индекса СМР; договора N 01/ПС по монтажу и наладке системы оповещения людей (ГО и ЧС) от 14 мая 2019 года, заключенного между МБОУ СОШ N 12 г. Пензы и ООО "Пожстройкомпания", планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019 года, утвержденного начальником Управления образования г. Пензы 02.04.2019 года, локальной сметой МБОУ СОШ N 12 г. Пензы "Текущий ремонт эвакуационного выхода из мастерской. Общая площадь проемов входных дверей - 27,1 кв. м", утвержденной директором МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, изложены в самом решении. Необходимости в дополнительной оценке и повторном изложении в апелляционном определении судебная коллегия не усматривает.
Правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансовые средства в бюджете города Пензы на указанные цели в 2019 финансовом году не утверждались и не планировались, повторяют позицию представителя третьего лица Управления образования г. Пензы, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Доводы относительно того, что в МБОУ СОШ N 12 г. Пензы имеется охранная сигнализация, система видеонаблюдения, тревожная кнопка, вход на территорию школы осуществляется по пропускам, контроль доступа в учреждение обеспечивается штатным вахтером в соответствии с должностной инструкцией, не свидетельствуют о неправильном выводу суда о законности заявленных исковых требований, поскольку требование по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, предусмотрено вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Судебная коллегия считает, что данные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства, регламентирующих указанные правоотношения сторон. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Судебная коллегия считает, что сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства и обстоятельств дела, а также не согласие с выводами суда, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Доводы о том, что в бюджете города на 2019 год денежные средства на указанные цели не заложены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы малолетних детей во время пребывания в дневное время в школе, а также учителей и прочих лиц, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью местной администрации со дня принятия Постановления Правительством РФ от 07.10.2017 N 1265 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий.
Каких либо иных доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку решение суда в части возложения обязанности на МБОУ СОШ N 12 г. Пензы устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму: оборудовать помещения МБОУ СОШ N 12 г. Пензы по адресам: <адрес>, системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; устранить нарушения правил пожарной безопасности: устроить в столярно-слесарной мастерской МБОУ СОШ N 12 г. Пензы, расположенной по адресу: <адрес>, дополнительный выход непосредственно наружу или в примыкающий коридор, сторонами не оспаривается, судебная коллегия в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает оснований для пересмотра решения в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 12 г. Пензы - без удовлетворения.