Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 03.09.2024 N 33-2977/2024 (УИД 58RS0027-01-2024-001892-12)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец осуществлял службу в режиме пятидневной рабочей недели, а не по графику сменности, следовательно, ему за работу в праздничные и выходные дни должны были предоставляться дни отдыха, а не денежная компенсация, вместе с тем до увольнения истец своим правом на предоставление таких дней не воспользовался.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 03.09.2024 N 33-2977/2024 (УИД 58RS0027-01-2024-001892-12)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец осуществлял службу в режиме пятидневной рабочей недели, а не по графику сменности, следовательно, ему за работу в праздничные и выходные дни должны были предоставляться дни отдыха, а не денежная компенсация, вместе с тем до увольнения истец своим правом на предоставление таких дней не воспользовался.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2024 г. N 33-2977/2024
Судья Половинко Н.А. | Дело N 2-1183/2024 УИД 58RS0027-01-2024-001892-12 |
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Копыловой Н.В.,
судей Титовой Н.С., Усановой Л.В.,
при помощнике судьи В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Усановой Л.В. гражданское дело N 2-1183/2024 по иску Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Пензенской области о взыскании компенсации за время исполнения служебных обязанностей, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28 мая 2024 г., которым постановлено:
исковые требования Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области о взыскании компенсации за время исполнения служебных обязанностей, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области (ОГРН N, ИНН N) в пользу Д., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, паспорт N, компенсацию за время исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2023-2024 гг. в размере 78 648,62 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., судебные расходы в размере 10 000 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области (ОГРН N, ИНН N в доход муниципального образования г. Пензы государственную пошлину в размере 2 859,46 руб.
Исковые требования Д. к УФСИН России по Пензенской области о взыскании компенсации за время исполнения служебных обязанностей, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском и, с учетом уточнений исковых требований, просил взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в 2023-2024 гг. в размере 87 201,16 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и судебные расходы.
В обоснование иска указал, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, откуда уволен по выслуге лет.
В период прохождения службы в 2023 г. и в январе 2024 г. он систематически привлекался к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в ночное время и нерабочие праздничные дни, которая в полном объеме не была компенсирована предоставлением дополнительных дней отдыха.
28 февраля 2024 г. он обратился к работодателю с заявлением о выдаче денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в чем ему отказано по тем основаниям, что он не обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха, а предоставление денежной компенсации не предусмотрено законом, с чем он не согласен.
Просил взыскать денежную компенсацию в размере 87 201,16 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Представитель истца Д. - М. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области по доверенности С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика УФСИН России по Пензенской области по доверенности В.А. в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласилась, просила оставить исковые требования без удовлетворения.
По результатам рассмотрения дела постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Пензенской области С.
Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Ссылается на то, что порядок привлечения к работе в выходные, праздничные дни регулируется
приложениями N 10,
11 приказа Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ, которым не предусмотрена денежная компенсация за работу в выходные и праздничные дни для сотрудников, работающих по пятидневной рабочей неделе, что имело место в данном случае, поскольку таким сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, чем истец до увольнения не воспользовался.
Также не согласна с взысканием денежной компенсации морального вреда и с самим размером взысканной суммы.
Доводы апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции поддержаны представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Пензенской области С. и представителем УФСИН России по Пензенской области В.А.
Представитель истца Д. - М., участвуя в суде апелляционной инстанции, высказал просьбу об оставления решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (
п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (
п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23).
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям в полной мере не отвечает и подлежит отмене в части.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ, откуда уволен по выслуге лет.
Последняя занимая должность - заместитель начальника учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, специальное звание - майор внутренней службы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу истца недополученной заработной платы с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, районный суд исходил из того, что работодателем при увольнении полный расчет за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в день увольнения произведен не был, чем нарушены права истца, как работника.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Пензенской области о взыскании этих же сумм, районный суд исходил из того, что Управление является ненадлежащим ответчиком.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, заявленных к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области, поскольку эти выводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и являются ошибочными.
Так, правоотношения, связанные со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируется Федеральным
законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ), Трудовым
кодексом РФ в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с
ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Как следует из положений
ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона (
ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
На основании
ч. 1 и
ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Приказом врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила внутреннего трудового распорядка данного учреждения (далее также Правила).
Согласно п. 5.1. Правил для сотрудников и работников учреждения устанавливается пятидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней в неделю-суббота и воскресенье. Нормальная продолжительность служебного (рабочего) времени составляет 40 часов в неделю.
Для сотрудников, указанных в п. 5.3., п. 5.4., п. 5.5. Правил, устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику и суммированный учет рабочего времени. Служебное время и дни отдыха определяются графиком дежурства (сменности) (п. 5.6 Правил).
Согласно контракту о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Д., последний был принят на службу на должность заместителя начальника учреждения, для которого Федеральным
законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения установлен ненормированный служебный день.
Частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлено, что сотрудник, в случае необходимости, может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно
ч. 10 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены
частями 5 и
6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу п. 14 Приложения Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительно систем Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения отпуска.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ N, контракт с Д. расторгнут по
п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, он уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (л.д. 11).
При увольнении Д. был произведены выплаты: выплата единовременного пособия в соответствии с
ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере двух окладов денежного содержания; выплата денежной компенсации за основной отпуск за 2023 г. в количестве 14 дней - полностью, за основной отпуск за 2024 г. в количестве 30 дней - полностью, за дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за 2024 г. в количестве 10 дней из расчета 1/12 части дополнительного отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения и за дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2024 г. в количестве 10 дней из расчета 1/12 части дополнительного отпуска за каждый полный месяц исполнения служебных обязанностей в году увольнения.
Таким образом, при увольнении истец получил денежную компенсацию за дополнительный отпуск, связанный с установленным ему ненормированным служебным днем.
Согласно справке Врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН РОССИИ по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни, за что дополнительные дни отдыха ему не предоставлялись (л. д. 65).
28 февраля 2024 г. Д. обратился с заявлением к руководству УФСИН России по Пензенской области с просьбой рассмотреть вопрос о выплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период службы с 2023 г. по 2024 г. согласно рапортам о привлечении к службе, табелям рабочего времени и приказам о привлечении к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в чем ему отказано со ссылкой на то, что предоставление денежной компенсации взамен дней отдыха законом не предусмотрено, что явилось основанием для обращения в суд и впоследствии основанием для удовлетворения исковых требований (л.д. 12, 14).
Делая вывод о невыплате в полном объеме заработной платы со ссылкой на нормы трудового законодательства и взыскивая заработную плату за дни привлечения к выполнению трудовых обязанностей в выходные и праздничные дни, районный суд не учел, что в силу
ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ и специфики службы в уголовно-исполнительной системе этим правоотношения регулируются специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в
части 1 настоящей статьи и к ним нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются только в части, не урегулированной специальными нормами права.
Между тем, приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утвержден Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 10 к Приказу).
В соответствии с п. 5 Приложения 11 данного Приказа, сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с
частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (п. 7).
В соответствии с п. 8, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно п. 9 рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Пунктом 10 установлено, что самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.
Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (п. 11).
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (п. 12).
Таким образом, предоставление дней отдыха сотруднику за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, производится на основании рапорта сотрудника, согласованного с начальником учреждения. Одновременно выплата денежной компенсации сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности при суммированном учете служебного времени, за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (п. 11 указанного Порядка) вместо дней дополнительного отдыха также производится на основании поданного сотрудником рапорта, подаваемого ежемесячно. В отсутствие соответствующего рапорта сотрудника о выплате компенсации у ответчика отсутствует обязанность по ее выплате вместо предоставления дней (часов) отдыха.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д. осуществлял службу в УИС в режиме пятидневной рабочей недели, а не по графику сменности, следовательно, ему за работу в праздничные и выходные дни должны были предоставляться дни отдыха, а не денежная компенсация.
Вместе с тем, до увольнения, он своим правом на предоставление таких дней не воспользовался и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания денежной компенсации, которая не является денежным довольствием, имеет своей целью восстановление права сотрудника на отдых, выплата которой предусмотрена в исключительных случаях нормами специального законодательства и отдельной категории работников, к каковым Д. не относится.
Доказательств того, что Д. до увольнения обращался за предоставлением дней отдыха за привлечение к работе в выходные и праздничные дни и ему было в этом отказано, материалы дела не содержат, поэтому нарушение прав истца действиями либо бездействием работодателя не подтверждено, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Решение суда, касающееся отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных УФСИН России по Пензенской области, следует оставить без изменения.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28 мая 2024 г. в части удовлетворения исковых требований Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области о взыскании компенсации за время исполнения служебных обязанностей, компенсации морального вреда, а также судебных расходов, оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28 мая 2024 г. оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 сентября 2024 г.