Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 по делу N 88-12171/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.12.2022 N 33-17164/2022 (УИД 52RS0009-01-2022-002553-71)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Установлено, что правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, в то время как сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.12.2022 N 33-17164/2022 (УИД 52RS0009-01-2022-002553-71)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Установлено, что правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, в то время как сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2022 г. N 33-17164/2022
Судья Попов С.Б. | Дело N 2-2140/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Соколова Д.В., Столбова Е.М.,
при секретаре судебного заседания С.,
с участием представителя ответчика Ш. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2022 года
по иску ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в [адрес] (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, указав, что 13 апреля 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 29 июня 2021 года получен отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и установлении федеральной социальной доплаты из-за отсутствия требуемого специального стажа. Отказ мотивирован тем, что в специальный стаж не включен период работы с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года (05 лет 03 месяца 01 день) в качестве водителя 1 класса 193-ПЧ Главного Управления по делам ГО и ЧС [адрес], так как отсутствуют доказательства, что подразделение противопожарной службы [адрес] входили в структуру МЧС России. На 13 апреля 2021 года специальный стаж истца составлял 19 лет 11 месяцев 02 дня, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии.
При повторном обращении с заявлением в пенсионный орган 02 марта 2022 года истец вновь получил отказ, в специальный стаж не включен период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (04 года 00 месяцев 01 день) в качестве водителя 193-ПЧ ОГПС ГУ МЧС по [адрес], так как отсутствуют доказательства, что подразделение противопожарной службы [адрес] входили в структуру МЧС России. На 02 марта 2022 года специальный стаж истца составляет 22 года 03 месяца 01 день.
Согласно справке [номер] от 21 апреля 2021 года, выданной ГУ Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по [адрес], 10 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС (10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по [адрес]), стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком в соответствии со
ст. 30 ч. 1 п. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет 25 лет 06 месяцев 20 дней.
По указанным основаниям истец просил признать решение ГУ УПФ РФ в [адрес] (межрайонное) [номер] от 15 апреля 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периода работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (04 года 00 месяцев 01 день) в качестве водителя 193 ПЧ ОГПС ГУ МЧС по [адрес] с 13 апреля 2021 года.
Определением суда произведена замена ответчика УПФР в [адрес] (межрайонное) на ГУ ОПФР по [адрес] в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2022 года исковые требования удовлетворены. Постановлено: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в [адрес] (межрайонное) от 15 апреля 2022 года [номер] об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 в части отказа во включении периода работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года. На Государственной учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по [адрес] возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (04 года 00 месяцев 01 день) в качестве водителя 193 ПЧ ОГПС ГУ МЧС по [адрес] с 13 апреля 2021 года.
В апелляционной жалобе ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по [адрес] просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, указывая, что право на досрочную страховую пенсию по старости предусмотрено исключительно для работников государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в деле отсутствуют доказательства того, что подразделения противопожарной службы [адрес], в которых истец осуществлял трудовую деятельность в спорный период времени, входили в структуру МЧС России, финансирование ПЧ ОГПС ГУ МЧС России по [адрес] в спорный период производилось за счет областного и местного бюджета.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ш. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец ФИО1, представители третьих лиц 193-ПСЧ 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по [адрес], ГУ МЧС России по [адрес] в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
При таких обстоятельствах в соответствии со
статьями 167,
327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе ответчика в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения ранее были предусмотрены в
подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим
Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации). Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437, поименована должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, [дата] года рождения, с 02 октября 1995 года по настоящее время работает водителем в органах противопожарной службы, в том числе, в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года работал водителем 193-ПЧ 4 ОГПС ГУ МЧС по [адрес], что подтверждается копией трудовой книжки истца (т. 1 л.д. 13-18).
13 апреля 2021 года истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 83-84).
Решением УПФР в [адрес] (межрайонное) [номер] от 29 июня 2021 года (т. 1 л.д. 78, 79) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа, так как на 13 апреля 2021 года по расчету ответчика специальный стаж составлял 19 лет 11 месяцев 02 дня, в специальный стаж ФИО1 не включен период работы с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года (05 лет 03 месяца 01 день) в качестве водителя 1 класса 193-ПЧ Главного Управления по делам ГО и ЧС [адрес], так как отсутствуют доказательства, что подразделения противопожарной службы [адрес] вошли в структуру МЧС России. В специальный стаж ФИО1 включены периоды работы с 02 октября 1995 года по 01 сентября 2003 года (07 лет 11 месяцев 00 дней), с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года (11 лет 00 месяцев 01 день), с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (01 год 00 месяцев 01 день) в должности водителя автомобиля (пожарного) 193-ПСЧ 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по [адрес].
02 марта 2022 года истец повторно обратился в ОПФР по [адрес] с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 49-51) и предоставлена справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе с полным рабочим днем от 04 марта 2022 года [номер], выданная 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по [адрес], согласно которой ФИО1 работал в 4 Отряде пожарной охраны УГПС в производствах и должностях, предусмотренных
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в период с 02 октября 1995 года по настоящее время, в том числе, в спорный период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (т. 1 л.д. 52 оборот, л.д. 56-57).
Решением ОПФР по Нижегородской области [номер] от 15 апреля 2022 года (т. 1 л.д. 43, 44) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа, так как по расчету ответчика на 02 марта 2022 года специальный стаж составляет 22 года 03 месяца 01 день, в специальный стаж ФИО1 не включен период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (04 года 00 месяцев 01 день) в качестве водителя 193-ПЧ ГУ МЧС по [адрес], так как отсутствуют доказательства, что подразделения противопожарной службы [адрес] вошли в структуру МЧС России. В специальный стаж ФИО1 включены периоды работы с 02 октября 1995 года по 31 декабря 2004 года (09 лет 03 месяца 00 дней), с 01 января 2009 года по 31 декабря 2021 года (13 лет 00 месяцев 01 день) в должности водителя, водителя автомобиля (пожарного) 193-ПСЧ 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по [адрес].
Полагая, что отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости нарушены его права, истец обратился в суд с данным иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля, пришел к выводу о том, что в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года истец работал в должности водителя Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 13 апреля 2021 года.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда не соответствующими нормам материального права, а решение подлежащим отмене по следующим мотивам и основаниям.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
01 октября 2003 года на основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года N 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
На основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года N 487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01 января 2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
Согласно трудовой книжке истца, на основании приказа Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области N 680 от 27 декабря 2004 года Управление по делам ГО и ЧС г. Арзамаса Нижегородской области реорганизовано в 4-отряд государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Нижегородской области (т. 1 л.д. 14 оборот).
Приказом N 166 от 31 декабря 2008 года ФИО1 уволен в порядке перевода в 10 отряд Федеральной противопожарной службы Государственного учреждения "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Приказом N 1 от 11 января 2009 года истец принят в порядке перевода на должность водителя 193-ПЧ федеральной противопожарной службы Государственного учреждения "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Кроме того, как следует из материалов дела,
приказом МЧС РФ от 06 августа 2004 года N 372 (вступил в силу 05 сентября 2004 года) утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (т. 1 л.д. 151-158).
На территории Нижегородской области данные задачи выполняло Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, учрежденное Правительством Нижегородской области, то есть орган субъекта (т. 1 л.д. 158 (оборот)).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01 ноября 2004 года N 238 утверждено Положение о комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (позднее Правительством Нижегородской области постановлением от 26 сентября 2005 года N 236 утверждено новое Положение о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области), в соответствии с которым Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области был создан как орган исполнительной власти Нижегородской области, специально уполномоченным решать задачи по организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности граждан на водных объектах Нижегородской области, финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета, Комитет является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области в части полномочий, отнесенных к компетенции Нижегородской области (т. 2 л.д. 97-102, 103-104).
15 декабря 2004 года Правительство РФ постановлением N 779 утвердило Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации последствий (т. 2 л.д. 95-96).
Как следует из письма ГУ МЧС России по Нижегородской области от 04 июня 2021 года N 46-165-3726 (т. 1 л.д. 115-119), отзыва представителя ГУ МЧС России по Нижегородской области (т. 2 л.д. 82-84) и представленных доказательств, на протяжении всех этапов, когда осуществлялся перевод подразделений противопожарной службы из МВД РФ в МЧС России, 4 отряд Государственной противопожарной службы (в состав которого в спорный период входила 193-ПЧ) являлся подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (впоследствии - ГУ МЧС России по Нижегородской области) (пункт 1.3 Положения о 4 ОГПС ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области (2004 г.), (пункт 1.3. Положения о 4 ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области (2005 г.), (пункт 1.3. Положения о 4 ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области (2007 г.)).
Материалами дела также подтверждается, что приказом начальника ГУ ГО и ЧС по Нижегородской области в целях совершенствования организационно-штатной структуры подразделения ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области утверждались штатные расписания 193 пожарной части по охране г. Арзамас Нижегородской области, финансирование деятельности которой осуществлялось из областного бюджета (т. 1 л.д. 220, т. 2 л.д. 45).
Таким образом, совокупность приведенных данных с достоверностью подтверждает факт работы истца в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года в пожарной службе субъекта Российской Федерации (Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области, Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области), которая не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции, включая спорный период работы в специальный стаж истца, также исходил из
Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий",
Постановления Правления ПФ РФ от 31.07.2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", в соответствии с которым установлен код особых условий труда 28-ПЖ для случаев, предусмотренных
пп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 21 июня 2021 года (т. 1 л.д. 89-92) ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 01 июня 1998 года.
В соответствии с указанной выпиской в спорный период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года в выписке из индивидуального лицевого счета содержатся сведения об особых условиях труда истца с кодом 28-ПЖ (т. 1 л.д. 91 (оборот)).
Действительно, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены
статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены
статьями 11 и
12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (
часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно
части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в
пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н.
Из
статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (
статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу
пунктов 1,
2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со
статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, суд первой инстанции, не учел, что в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и согласно
части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
При этом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 05 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образам, для правильного разрешения спора о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорного периода работы, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом, являлось не только установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, но и факт работы истца в спорный период именно на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и, учитывая, что досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то требования истца не подлежали удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения пенсионного органа от 15 апреля 2022 года [номер] об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отказом во включении периода работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года в специальный стаж и возложении обязанности включить в специальный стаж ФИО1 период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года в качестве водителя 193 ПЧ ОГПС ГУ МЧС по [адрес] с 13 апреля 2021 года нельзя признать обоснованными.
В этой связи, учитывая, что на момент обращения в пенсионный орган и в период рассмотрения спора судом у истца не выработан необходимый специальный стаж 25 лет, то отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению пенсии с 13 апреля 2021 года.
При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вследствие чего подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь
статьями 328,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по [адрес] о признании незаконным решения [номер] от 15 апреля 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года в качестве водителя 193 ПЧ ОГПС ГУ МЧС по [адрес] с 13 апреля 2021 года отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 декабря 2022 года.